Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие педагогических способностей воспитателя

педагогическое развитие воспитателя

В последние годы огромное внимание уделяется различным вопросам педагогического развития воспитателя детского образовательного учреждения. Работа педагога ДОУ сложна и разнообразна. Ему предстоит соответствовать большому количеству требований, предъявляемых к нему современной педагогической наукой, ФГОС и профстандартом. При этом материально-техническая база детских дошкольных учреждений и уровень оплаты труда воспитателя находится на достаточно низком уровне. Педагогу приходится работать с детьми и выполнять предъявляемые к его профессии требования, не получая в полной мере вознаграждения за свой тяжелый, важный и ответственный труд.

Обязанности обеспечения материального благополучия сотрудников ДОУ лежит на государстве, а вот делать свой вклад в развитие педагогической компетентности воспитателя предстоит самому сотруднику детского образовательного учреждения. Это обусловлено не только требованиями времени, но и зафиксировано в современном профессиональном стандарте воспитателя и педагога.

Это означает, что вне зависимости от своего материального положения воспитатель обязан совершенствовать свои знания и умения таким образом, чтобы они соответствовали положениям ФГОС и профстандарта. В первую очередь это касается развития и совершенствования педагогических навыков воспитателя, приведения их к современным передовым нормам.

Способы совершенствования педагогических способностей воспитателя

способы совершенствования педагогических способностей

Основа основ любой профессии – это профильная научная подготовка. Для воспитателей новыми правилами выдвигаются достаточно жесткие требования в области профессионального образования. Если раньше работать воспитателем можно было без наличия профильного образования, то сейчас это требование является обязательной нормой. И это совершенно справедливо, потому что педагогика – такая же наука, как и все остальные. Работа с детьми требует не только набора стандартных навыков, которым владеет любая мама, но еще и умение оценить ситуацию с педагогической точки зрения, способность грамотно подавать информацию с учетом возрастных особенностей каждого ребенка и его индивидуальности как личности. А для этого необходима качественная профессиональная подготовка.

В обязательные условия развития педагогических способностей воспитателя входит постоянное самосовершенствование и самообразование. Это связано с тем, что современная педагогика не стоит на месте, а постоянно развивается и расширяет ассортимент используемых методик и способов воспитания и обучения дошкольников. Изменилась и сама концепция, подход к образованию. От авторитарного, назидательного воздействия на воспитанников отказались, перейдя к всестороннему развитию ребенка как свободной, полноценной личности. А это предполагает партнерские отношения, взаимодействие. Поэтому воспитателям «старой школы» предстоит полностью перестроить стиль своей работы, а новичкам в профессии в полной мере освоить многочисленные приемы взаимодействия с детьми. В этом плане самообразование – неоценимый помощник в совершенствовании навыков и умений воспитателя ДОУ.

Столь же важное значение имеет и развитие педагогической культуры воспитателя. Поскольку взрослый человек для маленького ребенка – это авторитет и ориентир в жизни, малыш копирует манеру его поведения, стиль общения, обороты речи, воспринимает такие детали, как внешний вид, одежда и так далее. Но это только внешние стороны влияния педагога на развитие воспитанников. 

Наиболее важной областью является психологическое воздействие воспитателя на детей. Это крайне важный момент, потому что в дошкольные годы формируется не только физическое, но и психическое здоровье ребенка. Именно поэтому от тактичности, воспитанности и педагогической подготовки воспитателя зависит состояние нервной системы воспитанника, его желание посещать сначала детский сад, а затем и школу, а также в целом желание учиться. 

От воспитателя требуется умение найти индивидуальный подход к каждому конкретному ребенку в группе, выявить его наклонности и таланты, развить их, сформировать его как личность, подготовить к будущей жизни. Это огромная ответственность, и ошибиться здесь недопустимо – на кону будущее воспитанника.

Для полноценного развития воспитанников имеет большое значение развитие речи. С ней связана активная работа головного мозга, поэтому для совершенствования всех функций необходимо всячески поддерживать и развивать умения детей говорить, прививать им грамотную, связную речь. Педагогический опыт воспитателя по развитию речи играет в этом значительную роль. 

Важно не просто исправить ошибки ребенка, но сделать так, чтобы он сам захотел говорить правильно, грамотно строить фразы и предложения. Делать это нужно максимально деликатно, ненавязчиво, без жесткого диктата. Лучшим способом формирования речи является игра. Это основной способ развития детей дошкольного возраста, поэтому такой метод очень часто используется воспитателями в построении собственной методики воспитания и обучения.

Роль конкурсов в педагогическом развитии воспитателей ДОУ

роль конкурсов в педагогическом развитии воспитателей

Конкурсы для воспитателей оказывают значительное воздействие на педагогическое развитие педагогов детских дошкольных учреждений. Это связано с тем, что они пропагандируют и распространяют передовой педагогический опыт. А это чрезвычайно важно для современных воспитателей, ведь педагогические методы сейчас активно изменяются и развиваются.

Конкурс – это способ классифицировать и унифицировать свои знания и навыки, свести их в единую стратегию и методику воспитания и обучения детей. Каждый из педагогов ДОУ ведет активную работу по саморазвитию и самообучению. Новаторство в своей области деятельности воплощается в передовые методики обучения и воспитания, а конкурсы становятся одновременно способами получения признания и средством распространения важнейших знаний и умений.

Конкурс позволяет выявить истинных новаторов в воспитании детей, тех, чьи разработки оказываются максимально эффективными и полезными для педагогической деятельности. Их внедрение в практику приносит пользу всему процессу обучения и воспитания в детских дошкольных учреждениях, двигает педагогическую науку вперед.

Именно это является основным мерилом качества выставляемого на конкурсы материала. Это должно быть нечто важное, что принесет несомненную пользу педагогике. Для этого метод должен быть проверен, апробирован и давать стабильный положительный результат.

Для каждого воспитателя ДОУ участие в конкурсах должно быть не просто обязанностью, а настоятельной необходимостью поделиться своими знаниями и профессиональными наработками. Опыт каждого педагога поможет в работе не только своему детскому саду, но и сможет быть распространен по всей стране.

Разностороннее развитие педагогической компетентности и состоятельности воспитателя детского сада настоятельно требуется особенностями современной социально-образовательной ситуации. К педагогам предъявляются требования, основанные на происходящих существенных изменениях в системе образования. Соответствовать им жизненно необходимо для дальнейшего прогресса всей системы, а также развития свободной творческой личности каждого ребенка.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области