Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Передовой педагогический опыт воспитателя детского сада

педагогический опыт воспитателя

Передовой педагогический опыт воспитателя детского сада – это новаторство, разработка свежих идей, которые соответствуют уровню требований современной педагогической науки и прогрессивной мысли. Каждый педагог старается развивать свои возможности, расширяя собственные знания и используя опыт работы других специалистов.

Сотрудники детского образовательного учреждения постоянно сочетают старые, проверенные многими годами принципы работы с совершенно новыми, найденными и внедренными совсем недавно. Отличить высокое мастерство педагога от новаторства крайне сложно, поэтому для получения высоких оценок профессиональной деятельности используется анализ педагогического опыта воспитателя. Он необходим не только для определения достижений специалиста в своей работе, но и для получения им профессиональной квалификации. Поэтому описание педагогического опыта воспитателя включается в документацию, предъявляемую для проведения аттестации на подтверждение имеющейся или получение более высокой категории.

Показатели отбора передового опыта

Для демонстрации степени эффективности процесса воспитания и обучения, а также для его оценки необходимо иметь определенные показатели, или критерии. Это помогает объективно оценить педагогический опыт воспитателя, например, при номинации на конкурс воспитатель года. 

Существуют следующие важные показатели полезности и высокого качества ППО:

  • Соответствие социальному заказу, изменяющимся тенденциям в обществе, связанным с прогрессом в различных областях.
  • Высокие показатели эффективности и результативности работы педагогического состава.
  • Соблюдение равновесия между уровнем получаемых знаний и умений у воспитанников и объемом нагрузки на них. Это означает, что знания должны достигаться путем высокого педагогического мастерства, а не перегрузки детей материалом, дополнительными заданиями или сведениями, слишком сложными для их возраста.
  • Стабильные результаты учебно-воспитательной деятельности. Это очень важно в нынешней ситуации, когда требования к воспитательному процессу и обучению часто меняются. Стабильные положительные результаты в течение длительного отрезка времени – это знаковое отличие хорошо подготовленного специалиста с большим педагогическим опытом.
  • Внесение в педагогический опыт элементов новизны. Здесь подлинное новаторство необходимо отличать от прожектерства, когда все делается исключительно для того, чтобы произвести впечатление. На самом деле такая деятельность может не нести никакой положительной функции и не оказывать нужного прогрессивного влияния на воспитание и обучение детей.
  • Актуальность и перспективность. Это важные показатели, так как в современной педагогике сведения очень быстро устаревают и утрачивают свою актуальность, становятся неперспективными.
  • Репрезентативность, то есть достаточная продолжительность во времени, необходимая для подтверждения полезности опыта не только одним, а как минимум несколькими педагогами.
  • Соответствие современным направлениям и методиками педагогики.

Если анализируемый опыт отвечает всем перечисленным критериям, то он вписывается в требования, предъявляемые к передовому.

Классификация педагогического передового опыта

классификация педагогического передового опыта

Весь опыт педагога можно разделить на следующие категории:

  • Комплексный, включающий в себя обучение и воспитание детей разного возраста.
  • Коллективный, групповой и индивидуальный. Собственный педагогический опыт воспитателя может стать основой для формирования других его разновидностей.
  • Высокоэффективный.
  • Исследовательский, или новаторский, при котором воспитатель предлагает совершенно новые способы решения задач с доказательством полезности своей работы на практике.
  • Поисковый – добавление элементов новизны в уже существующий и апробированный опыт.
  • Репродуктивный – успешное повторение известных и отработанных методических рекомендации и достижений других педагогов, имеющих отличные показатели в своей деятельности.
  • Эмпирический, научно-теоретический, то есть обладающий научными обоснованиями.
  • Психолого-педагогический, практический, подтвержденный практическим успехом.
  • Длительный.
  • Кратковременный.

Изучение педагогического опыта воспитателя, добившегося значительного успеха в своей сфере деятельности, должно помочь другим педагогическим работникам в их собственной работе, а также стимулировать процесс самообразования и стремление к разработке своих новаторских, перспективных предложений.

Этапы изучения и обобщения передового педагогического опыта

этапы изучения и обобщения педагогического опыта

Изучение, обобщение и внедрение в постоянную практику передового опыта – это явление перманентное, а не относящееся только к проведению мастер-класса или конференции. От каждого педагогического сотрудника потребуется уметь представлять, обобщать и распространять свой передовой опыт, что поможет усовершенствовать процесс воспитания и обучения детей в детских дошкольных учреждениях, сделать его более эффективным.

Для этого можно следовать такому плану:

  • Выявление цели изучения передового педагогического опыта.
  • Выбор методов и средств изучения.
  • Выделение типичных форм и методик педагогической практики.
  • Объяснение продуктивности и полезности исследуемого опыта.
  • Обобщение полученного опыта.
  • Анализ эффективности проделанной работы.

Изучение, обобщение и внедрение в практику ДОУ передового опыта лучших работников помогает совершенствовать процесс обучения и воспитания, делать его соответствующим передовым тенденциям педагогической науки. При этом важно использовать не только опыт воспитателей разных групп, но и опираться на педагогический опыт старшего воспитателя. Накопленный объем новаторских знаний поможет не только отдельным воспитателям, но и всему коллективу детского дошкольного учреждения построить свою работу в полном согласии с требованиями времени.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области