Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Словарная работа на уроках русского языка.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», - писал известный ученый-методист А.В. Текучев.

Именно опытом систематической словарной работы на уроках русского языка хочется поделиться с коллегами, так как работа с такими словами дает возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении слова, научить употреблять слово в новом контексте, повысить грамотность. 

На протяжении 8 лет словарная работа стала неотъемлемой частью каждого урока с 5-9 классы. Начинаю учебный год с подборки словарных слов, учитывая слова, часто встречающиеся в ЕГЭ. Первые три четверти работаем только со словами, в которых есть непроверяемые гласные, сомнительные буквы. В четвертой четверти прорабатываем слова из раздела «Орфоэпия», учитывая подход ЕГЭ. Срез знаний по словарным словам провожу 1 раз в четверть, заранее предупреждая ребят о словарном диктанте.

Обучающиеся заводят словарики, куда записывают слова на каждом уроке (3-4 слова), поясняем значения слов с помощью толкового и этимологического словарей.

Запоминание слов также отрабатываем на каждом уроке, применяя различные приемы, например, 2 обучающихся работают у доски, 2 диктуют, все остальные пишут, после пишущие и диктующие меняются местами, все остальные работают в парах - проверяем. После проверки подводим итоги и по количеству ошибок выявляем «слабое звено»…

Следующий прием для запоминания - на доске пишу словарные слова с пропусками или ошибками, вставляем буквы или исправляем ошибки, затем составляем предложение или текст.

Прием «Графических ассоциаций» актуален в основном в 5-6 классах, т.к. данный прием позволяет запоминать слово, дорисовывая буквы, которые требуется запомнить.

Прием «Орфографическая диктовка» применим постоянно, т.к. после взаимопроверки обучающиеся проговаривают каждое слово так, как они его написали.

Прием «Синквейн» так же подходит для особо трудных слов, которые детям сложно понять с точки зрения лексического значения.

Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным – задача сложная и трудоёмкая, требующая от современного учителя большой творческой работы, ведь основным приёмом проведения словарно-орфографической работы в школе является механическое запоминание слова, а я стремлюсь активизировать мыслительную деятельность учащихся, которые совершают ошибки в «трудных» словах.

Это не полный перечень приемов для запоминания слов, их пояснения, но, по-моему, самые эффективные.

Словарная работа проводится в начале урока, т.е. каждый урок начинается с работы в словарях, и занимает примерно 5-7 минут. В 7-9 классах до 5 минут, тем более что систематическая работа приучает ребят к слаженности, доверию, взаимопомощи на каждом уроке…

Систематическая словарная работа имеет неплохие результаты. Практика показала, что классы, в которых целенаправленно проводится словарная работа, в отличие от параллели, где нет такого вида деятельности, грамотнее пишут диктанты, лучше справляются с ВПР, ОГЭ и ЕГЭ (блок орфография и орфоэпия).

Их речь правильнее, словарный запас богаче, владение языком свободнее, устная спонтанная речь логична, доступна для понимания, что важно для сдачи устного собеседования в 9 классе.

При всем этом у меня остаются некоторые недоработки, и хочется в дальнейшем расширить возможности словарной работы на уроках, поэтому задачей на следующий учебный год является создание перечня словарных слов, а именно включение грамматического ряда слов, которые являются обязательными при сдаче ЕГЭ. Планирую 1 и 2 четверть работать с непроверяемыми словами, 3 четверть- со словами, имеющими грамматические нормы, 4 четверть- слова с орфоэпическими нормами.

В перспективе рассматриваю включение паронимов в работу со словом.

В итоге хочется призвать коллег не игнорировать словарную работу на каждом уроке, сделать ее интересной, продуктивной. Да, это трудоемкий процесс, требующий сил, времени, но если работа продумана, организованна, целесообразна и систематична, о трудностях забываешь, а результатом гордишься.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области