Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Профессиональный стандарт педагогической деятельности воспитателя

профессиональный стандарт педагогической деятельности воспитателя

Ранее работу воспитателей и педагогов регулировали должностные инструкции и целый набор документов, которые уже давно утратили свою актуальность. Именно поэтому им на смену пришел профессиональный стандарт – современный документ, отвечающий духу времени и изменившейся социальной, экономической и правовой ситуации. 

В педагогические стандарты воспитателя нового времени включены такие моменты, как реформа обучения и повышения квалификации педагогического состава, полноценная модернизация самой системы педагогического образования и изменения в аттестации воспитателей и учителей.

Необходимость в реформе и введении профессионального стандарта назревала давно. Первые наметки в этом направлении начали вноситься с 2013 года, а с 01.01.2017 года профстандарт стал обязательным к использованию.

Поскольку крайне сложно стандартизировать столь творческую и активно развивающуюся профессию, как педагог, требования и положения педагогического стандарта периодически пересматриваются для совершенствования. Последние изменения должны были быть внесены в начале учебного 2019 года.

Что такое педагогический стандарт воспитателя детского сада

Профессиональный стандарт воспитателя представляет собой документ, объединяющий весь перечень требований к педагогической компетентности и личным качествам педагога. Уровень квалификации напрямую связан с соответствием этому важному документу. Он оказывает влияние на все стороны жизни воспитателя, так как на его основе составляются должностные обязанности, проводится прием на работу.

Документ представляет собой перечень знаний и умений, которыми обязан обладать современный педагог. Также в нем перечислены все трудовые обязанности, связанные с конкретной педагогической должностью.

Основной целью данного документа является получение отлично подготовленных профессионально, знающих, активных, способных применять свои знания на практике педагогов, умеющих работать с разными детьми и взаимодействующих с представителями других важных профессий: медиками, дефектологами, логопедами, психологами и так далее.

Разработка педагогического стандарта была вызвана изменениями в Трудовом кодексе, в частности, введениями понятий «профессиональный стандарт» и «квалификация». Они применялись к разным профессиям, и педагоги и воспитатели не могли не браться в расчет.

Педагогический стандарт и ФГОС

педагогический стандарт воспитателя

На данный момент профессиональную деятельность педагогов и воспитателей регулируют два основных документа:

  • Профессиональный стандарт.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт.

На первый взгляд, эти два документа очень похожи и выполняют одинаковые функции. На самом деле это ошибочное мнение. Профессиональный стандарт направлен на регулирование работы кадров, а ФГОС предназначен для регулирования деятельности детского образовательного учреждения.

Целями введения профстандарта являются следующие:

  • Получение единого, стандартизированного и выверенного свода требований, предъявляемых к квалификации педагогического работника. Это необходимо для успешного осуществления подбора профессиональных кадров, создания должностных инструкций в ДОУ, четкого определения профессиональных качеств, необходимых для такой работы.
  • Разработка единой системы требований к оценке профессионального уровня педагога и воспитателя. Это помогает и ускоряет подготовку к проведению аттестации и делает саму процедуру предельно грамотной и объективной.

Структура профессионального стандарта

структура профессионального стандарта

Этот документ построен по принципу блоков, каждый из которых представляет собой конкретное направление деятельности:

  • Работа педагогов дошкольных учреждений.
  • Работа педагогов начального образования.
  • Работа педагогов основного и среднего образования.
  • Модуль «Предметное обучение. Математика».
  • Модуль «Предметное обучение. Русский язык».

Каждый из видов педагогической деятельности имеет четкое описание знаний, умений и трудовых действий воспитателя или педагога в зависимости от направления его работы. 

Также профессиональный стандарт регламентирует уровень образования, которое необходимо иметь современному воспитателю для полноценной работы в детском образовательном учреждении:

  • Среднее или высшее профессиональное образование по профилю «Образование и педагогические науки» или
  • Среднее или высшее образование любого профиля плюс дополнительное образование по профилю «Образование и педагогические науки».

Это означает, что в свете современных требований профессионального стандарта, работать с детьми смогут только отлично подготовленные профильные специалисты. Это очень важно для высокого качества воспитания и обучения на самых ранних этапах формирования личности ребенка.

Специфические черты внедрения педагогического стандарта воспитателей

На пути внедрения профстандарта возникает много препятствий. В первую очередь это недостаточно развитая материально-техническая база детских дошкольных учреждений и значительный уровень нагрузок на одного воспитателя. Особенно заметно последнее положение в перегруженных группах, в которые ходит много детей. Все они разные, с различными характерами и из отличающихся социальных уровней, поэтому подход к ним также должен быть индивидуальным. Но при переполненной группе воспитатель физически не может уделять каждому ребенку достаточно времени, чтобы это соответствовало профессиональному стандарту.

Следовательно, для полноценного внедрения и использования педагогического стандарта усилия необходимо предпринимать не только самим педагогам и воспитателям, но и государственным органам и структурам. Тогда процесс пойдет более гладко, и будет более быстро и эффективно влиять на состояние педагогической работы.

На данный момент профессиональный стандарт находится в стадии совершенствования, хотя и выполняет свои функции.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области