Ранее работу воспитателей и педагогов регулировали должностные инструкции и целый набор документов, которые уже давно утратили свою актуальность. Именно поэтому им на смену пришел профессиональный стандарт – современный документ, отвечающий духу времени и изменившейся социальной, экономической и правовой ситуации.
В педагогические стандарты воспитателя нового времени включены такие моменты, как реформа обучения и повышения квалификации педагогического состава, полноценная модернизация самой системы педагогического образования и изменения в аттестации воспитателей и учителей.
Необходимость в реформе и введении профессионального стандарта назревала давно. Первые наметки в этом направлении начали вноситься с 2013 года, а с 01.01.2017 года профстандарт стал обязательным к использованию.
Поскольку крайне сложно стандартизировать столь творческую и активно развивающуюся профессию, как педагог, требования и положения педагогического стандарта периодически пересматриваются для совершенствования. Последние изменения должны были быть внесены в начале учебного 2019 года.
Что такое педагогический стандарт воспитателя детского сада
Профессиональный стандарт воспитателя представляет собой документ, объединяющий весь перечень требований к педагогической компетентности и личным качествам педагога. Уровень квалификации напрямую связан с соответствием этому важному документу. Он оказывает влияние на все стороны жизни воспитателя, так как на его основе составляются должностные обязанности, проводится прием на работу.
Документ представляет собой перечень знаний и умений, которыми обязан обладать современный педагог. Также в нем перечислены все трудовые обязанности, связанные с конкретной педагогической должностью.
Основной целью данного документа является получение отлично подготовленных профессионально, знающих, активных, способных применять свои знания на практике педагогов, умеющих работать с разными детьми и взаимодействующих с представителями других важных профессий: медиками, дефектологами, логопедами, психологами и так далее.
Разработка педагогического стандарта была вызвана изменениями в Трудовом кодексе, в частности, введениями понятий «профессиональный стандарт» и «квалификация». Они применялись к разным профессиям, и педагоги и воспитатели не могли не браться в расчет.
Педагогический стандарт и ФГОС
На данный момент профессиональную деятельность педагогов и воспитателей регулируют два основных документа:
- Профессиональный стандарт.
- Федеральный государственный образовательный стандарт.
На первый взгляд, эти два документа очень похожи и выполняют одинаковые функции. На самом деле это ошибочное мнение. Профессиональный стандарт направлен на регулирование работы кадров, а ФГОС предназначен для регулирования деятельности детского образовательного учреждения.
Целями введения профстандарта являются следующие:
- Получение единого, стандартизированного и выверенного свода требований, предъявляемых к квалификации педагогического работника. Это необходимо для успешного осуществления подбора профессиональных кадров, создания должностных инструкций в ДОУ, четкого определения профессиональных качеств, необходимых для такой работы.
- Разработка единой системы требований к оценке профессионального уровня педагога и воспитателя. Это помогает и ускоряет подготовку к проведению аттестации и делает саму процедуру предельно грамотной и объективной.
Структура профессионального стандарта
Этот документ построен по принципу блоков, каждый из которых представляет собой конкретное направление деятельности:
- Работа педагогов дошкольных учреждений.
- Работа педагогов начального образования.
- Работа педагогов основного и среднего образования.
- Модуль «Предметное обучение. Математика».
- Модуль «Предметное обучение. Русский язык».
Каждый из видов педагогической деятельности имеет четкое описание знаний, умений и трудовых действий воспитателя или педагога в зависимости от направления его работы.
Также профессиональный стандарт регламентирует уровень образования, которое необходимо иметь современному воспитателю для полноценной работы в детском образовательном учреждении:
- Среднее или высшее профессиональное образование по профилю «Образование и педагогические науки» или
- Среднее или высшее образование любого профиля плюс дополнительное образование по профилю «Образование и педагогические науки».
Это означает, что в свете современных требований профессионального стандарта, работать с детьми смогут только отлично подготовленные профильные специалисты. Это очень важно для высокого качества воспитания и обучения на самых ранних этапах формирования личности ребенка.
Специфические черты внедрения педагогического стандарта воспитателей
На пути внедрения профстандарта возникает много препятствий. В первую очередь это недостаточно развитая материально-техническая база детских дошкольных учреждений и значительный уровень нагрузок на одного воспитателя. Особенно заметно последнее положение в перегруженных группах, в которые ходит много детей. Все они разные, с различными характерами и из отличающихся социальных уровней, поэтому подход к ним также должен быть индивидуальным. Но при переполненной группе воспитатель физически не может уделять каждому ребенку достаточно времени, чтобы это соответствовало профессиональному стандарту.
Следовательно, для полноценного внедрения и использования педагогического стандарта усилия необходимо предпринимать не только самим педагогам и воспитателям, но и государственным органам и структурам. Тогда процесс пойдет более гладко, и будет более быстро и эффективно влиять на состояние педагогической работы.
На данный момент профессиональный стандарт находится в стадии совершенствования, хотя и выполняет свои функции.