Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад 8 «Зоряночка»
г. Ессентуки
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕМУ:
«Играя, познаем окружающий мир».
Воспитатель:
Маргиева Г.А.
2019г.
ПРОЕКТ «Играя, познаем окружающий мир»
Природа – это единственная «книга, каждая страница,
которой полна глубокого содержания» И.В. Гёте
В конце XX века на одного из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. Основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось их поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не давая ей взамен. Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что каждый человек «не чувствует природы», не контактирует с ней. Целью экологического образования является формирование человека нового типа, с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной мыслительной деятельности, и важно не дать угаснуть этому стремлению, способствовать его дальнейшему развитию. Природа неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатление, полученное от природы в детстве, запоминается на всю жизнь, и часто влияют на отношения человека к природе.
Опыт показывает, что уже в младшем дошкольном возрасте дети без усилий осваивает комплекс экологических знаний, если эти знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Задача педагога заключается в том, чтобы воспитывать в детях доброту и милосердие, ответственное отношение к природе, и потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Содержание проекта.
1. Пояснительная записка.
2. Цель и задача.
3. Этапы работы над проектом.
4.Предпологаемый результат
5. Перспективный план работы и основные направление деятельности.
6. Вывод
7. Программно-методический материал.
Пояснительная записка
В период дошкольного детства у детей происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребёнка. Познавательные потребности ребёнка зависят от возрастных и индивидуальных особенностей. Уровень сформированности познавательных процессов (восприятие, внимание, памяти, мышление) определяют возможности ребёнка в познании, в умении получать информацию; переработать и применять её; иметь своё отношение к окружающему миру.
Дети 2-3 лет с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже главного не замечают. Ребёнок познаёт мир путём проб и ошибок, через манипуляцию с объектами. При этом много информации, значимой для его развития, остаётся не востребованной, проходит мимо, а значит усваивается примитивно, поверхностно. Психические и интеллектуальные возможности ребёнка 2-3 лет не позволяют ему полноценно и правильно воспринимать и перерабатывать обрушившийся на него из вне поток информации.
Познавательная сфера младших дошкольников активно пополняется новой информацией о предметах, явлениях, событиях, ближайшего окружения. Но ребёнка 2 лет интересует прежде всего внешние характеристики, отвечающие на вопросы: Кто? Что? Какой? С 3 лет малыш пытается осознать взаимосвязи, зависимости, но без помощи взрослого ему этого не осуществить. Поэтому роль взрослого в познание ребёнком окружающего мира очень велика. В процессе общения и взаимодействия с детьми взрослый передаёт им свой богатый опыт. Но очень важно определить меру своего участия в познавательных действиях ребёнка, чтобы не задавить его инициативу, не погасить желание открыть для себя новое.
Глубокий след в душе ребёнка оставляет природа, которая воздействует на все его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. У детей 2-3 лет уже начинает появляться поисковые вопросы: «Почему вчера можно было лепить из снега, а сегодня нет?», «Как можно узнать, кто нарисовал следы на снегу?», «Почему снежинка на ладошках тает?» и т.п.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной мыслительной деятельности, и важно не дать угаснуть этому стремлению, способствовать его дальнейшему развитию. Природа неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатление, полученное от природы в детстве, запоминается на всю жизнь, и часто влияют на отношения человека к природе.
Элементарная поисково-познавательная деятельность позволяет ответить на интересующие ребёнка вопросы сформировать у детей представление о явлениях природы; выявить причины взаимосвязи. Она обеспечивает наиболее высокую степень активности и самостоятельности малыша в познание окружающего мира.
Цель проекта
Познакомить детей, как можно ближе с окружающим миром, используя методы игровой формы, формировать любознательность к природе.
Задачи
1. Развивать наблюдательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы.
2. Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.
3. Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.
4. Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.
5. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.
Тип проекта: познавательный
Вид проекта: долгосрочный, групповой.
Продолжительность: долгосрочный (январь 2019-май 2019 гг.)
Участники:дети младшей группы, родители, воспитатель.
Предполагаемый результат:
У детей появится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
Различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
У детей будут сформированы навыки ухода за растениями в уголке природы. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы: все живые организмы имеют равное неживую природу (воздух, почва, вода).
Ребята узнают особенности природы родного края. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному, изобретут свои собственные знаки.
У ребят сформируется стремление к исследованию поведению и отношению к миру природы. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.
Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы. Дети исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.
Дети закрепят представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых.
У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и право на жизнь;
в природе все взаимосвязано;
в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
Этапы реализации проекта:
I этап.Подготовительный.
Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода. Составление плана проекта, подбор методического и дидактического материала для реализации идеи, иллюстративного материала, литературных произведений по теме проекта. Разработка конспектов занятий.
II этап.Основной.
Проведение тематических занятий с воспитанниками, совместная работа воспитанников, родителей (законных представителей) по теме проекта.
Разучивание стихов о жителях леса, о природе,временах года.
Отгадывание загадок о животных и растениях .
Прослушивание аудиозаписей с голосами животных и звуками природы.
Слушание музыки «Полёт шмеля, «Вальс бабочек», «Полька»;
Раскрашивание картинок .
Дидактические, экологические ,подвижные игры.
Просмотр мультфильма, презентации.
Познавательные занятия.
Целевые прогулки по территории детского сада.
Наблюдение за животным и растительным миром, за трудом взрослых.
Трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде.
Рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы.
Беседы о правилах поведения на улице, в лесу, на природе.
Изобразительная деятельность по теме проекта.
III этап. Заключительный
Подготовка презентации по работе с детьми в течении проекта
Проведение досуга с детьми.
Дальнейшая работа над проектом.
План работы
Январь: | ||
1.Развивать интерес к явлениям природы во всех её проявлениях. 2.Создавать условия для овладения элементарными способами ухода за обитателями живого уголка. | 1 неделя- Наблюдения: за снегом, птицами, облаками, деревьями. Д/игры: «Кто где живёт?, «Кого не стало?,» Времена года». 2 неделя-Чтение: В. Бианки Синичкин календарь», В.Пришвин» Ребята и зверята», загадки о природных явлениях. Подвижные игры 3 неделя-Лепка: «Ушки зайца» 4 неделя - Беседы: «Как живут звери в лесу?», «В гостях у зайца». | Иллюстрации по теме. Прослушивание музыкальных произведений,различных по характеру |
Февраль: | ||
1.Продолжать формировать простейшие связи между сезонными изменениями в природе. 2.Развивать интерес ко всему живому. 3.Продолжать формировать доброжелательное и осторожное отношение ко всему живому. | 1 неделя - Наблюдения за птицами, небом, солнцем, деревьями, за работой дворника. Д/игры : «Кто где живёт?», «Времена года», «Не сорока не ворона». 2 неделя- Рисование : Рисуем пальчиками «Варежки» 3 неделя - Чтение художественной литературы. Экскурсии: по территории ДОУ. Игры-инсценировки 4 неделя - Беседы: «Зима- это хорошо или плохо?», «Дикие животные», «Как живётся птицам зимой?». | Картинки с изображением ранней весны, явлений природы, птиц. Использование художественного слова. |
Март: | ||
1.Продолжать развивать интерес ко всему живому. 2.Формировать доброжелательное и осторожное отношение ко всему живому. 3.Продолжать формировать умение , видеть простейшие связи между сезонными изменениями в природе. 4. Создавать условия для развития познавательных интересов. | 1 неделя - Наблюдения в природе: за птицами, солнцем, сосульками, сезонными изменениями, ветром. Д/игры: «Летает, не летает" «Кто где живёт?», «К дереву беги». 2 неделя - П/игры: «Ловишки»,«Заинь ка», «Воробышки и автомобиль». 3 неделя – Аппликация «Кормушки для птиц». 4 неделя - Беседы: «Что такое ледоход?», « Что происходит с приходом весны», «Первые насекомые | Иллюстрации с изображением весны и её явлений |
Апрель: | ||
1. Обогащать представления детей о связях между природными явлениями. 2.Приобщать детей к разнообразной деятельности в природе, её охране и уходу за растениями и животными | 1 неделя - Наблюдения в природе: за солнцем ручьями, небом, насекомыми, деревьями, первоцветом. 2 неделя - Д/игры :»Времена года», «Кого не стало?»,»Животные, птицы, насекомые.» 3 неделя- П/игры: «Слушаем-делаем», «Кот и мыши», «Зайцы и волк», «Курочка-хохлатка» 4 неделя- Беседы: «Что происходит со снегом?», «Деревья ранней весной». | Иллюстрации по теме. Прослушивание музыкальных произведений, различных по характеру |
Май: | ||
1.Продолжать развивать интерес к живой и неживой природе. 2.Продолжать формировать бережное, доброжелательное и осторожное отношение к природе и её обитателям. 3.Продолжать проводить экскурсии и целевые наблюдения с фиксацией изменений происходящих в природе. | 1 неделя- Д/игры: «К дереву беги», «Найди цветок по описанию», «Летает , ползает, прыгает»,»Кого не стало?». 2 неделя- П/игры: «Ой, что за народ? «Солнечный зайчик», «Мыши водят хоровод». 3 неделя-Рисование: «Рисуем солнышко» 4 неделя- Беседы: «Всё цветёт и зеленеет», «Насекомые и животные весной», «Птичьи заботы». | Фотографии цветов, вырезки из журналов |
Вывод
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни.
В ходе реализации проекта подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Проект расширил представления детей о насекомых, животных, о лесе, деревьях, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе.
Таким образом, благодаря проектной работе дети внимательнее стали относиться к природе, замечают даже небольшие изменения объектов наблюдения, научились различать времена года.
Программно-методический материал.
1. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981.
2. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. М.:АРКТИ, 2005.
3. Кондратьева Н.Н. и другие. «Мы» Программа экологического
4. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1990.
5. Журнал «Дошкольное воспитание». 1990г. № 6, 1996г. №7, 1998г. № 1, №2, № 5, № 7, 1999г. № 7, №11, № 12,2001г. № 9, 2002 № 5, 2004 № 7.
6. Журнал «Ребёнок в детском саду», 2006г. № 4 – 7.