Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рабочая тетрадь вожатого школьного оздоровительного лагеря. Игровые технологии.

Цель вожатого сплотить детский коллектив для того, чтобы в дальнейшем сделать его инструментом воспитания личности ребёнка, организовать жизнь детей в лагере. Задачи Организация жизнедеятельности детей - помочь им быстрее узнать друг друга, познакомиться с вожатыми, педагогическим коллективом лагеря - помочь раскрыться в лучших своих наклонностях, способностях. - разработать нормы, требования коллектива относительно каждого его члена - сформировать целенаправленный интерес к истории и традициям лагеря воспитать чувство хозяина в лагере, готовность к совместному труду по его благоустройству. - обеспечить возрастные потребности в самостоятельности, общественной деятельности, сформировать активную позицию каждого члена коллектива. Оздоровление детей - познакомить детей с режимом дня, правилами личной гигиены и самообслуживания научить детей соблюдать правила внутреннего распорядка. Диагностическая задача - изучение детей, диагностика складывающихся отношений в коллективе, изучение интересов, ожиданий детей от лагеря, опыта участия в организаторской деятельности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Рабочая тетрадь вожатого школьного оздоровительного лагеря. Игровые технологии.

Составитель:

Окунева Елена Алексеевна

Учитель музыки МАОУ СОШ №84

Г. Челябинска.

2020 г.

Содержание

1.Вступление ……………….. …………………...стр. 3

2.Вожатый………………………………………....стр.4-5

3.Смена…………………………………………….стр.6

4.Игры в автобусе…………………………………стр7

5.Игры вертушки………………………………….стр.8-10

6.Игры на свежем воздухе………………………..стр.11-12

7.Игры, когда на улице дождь……………………стр.16

8.Почти спортивные соревнования………………стр.17

9.Из опыта «Орленка»……………………………..стр.18-20

10.Список литературы……………………………..стр.21

11.Приложение №1…………………………………стр.22

12.Приложение №2…………………………………стр.23-24

Вступление

Эпиграф «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» А.М. Горький

Игра - основная форма активности ребенка.

В сознании взрослого термин «игра» ассоциируется с ранним детством, однако данные психологии свидетельствуют о том, что дети в возрасте до 12 лет и даже подростки, не способны на совершенно абстрактное мышление и постоянно опираются на конкретный опыт, следовательно, роль игровых моделей для них незаменима.

Многообразие видов и форм игры объясняется прикладным характером игры как формы досуга. Она призвана развивать физические и духовные возможности личности, выполнять компенсаторную, проектную, гедонистическую, коммуникативную, эвристическую роль.

В зависимости от тех задач, которые стоят перед вожатым выбирается, и вид игры или игровой деятельность которые предлагается воспитанникам.

Лето

Каждый день, каждый час каникул удивителен и неповторим. И очень важно интересно, занимательно, с выдумкой организовать досуг детей, увлечь их полезными практическими занятиями. Поэтому вовлечением детей в игровую деятельность нужно начинать с первых минут знакомства.

Вожатый

Основой деятельности лагеря является лагерная смена. Приезжая в лагерь, дети приезжают на определенную смену. Детские впечатления от лагеря - это впечатление от конкретной смены, в которой был ребенок. Смена очень точное название.… Потому что смена в лагере - это смена ребенка своего окружения, стиля жизнедеятельности, а порой и изменения себя.

В структуре смены выделяются пять периодов: подготовительный, организационный, основной, заключительный и постлагерный.

Конечно, для неопытного вожатого самый ответственный и трудный является организационный, первые 3-4 дня адаптации. Период, когда идет интенсивный процесс знакомство ребенка с новым окружением, с предстоящей деятельностью. Главная задача вожатого:

включить детей в активную деятельность, предполагающую разностороннее общение,

создать доброжелательную атмосферу,

помочь запомнить имена, найти товарищей по интересам, увлечениям,

помочь проявиться в лучших качествах,

дать возможность попробовать себя в разных видах деятельности,

проявить доверие к ребенку, показать его значимость, уважение к его личности.

Как это сделать? Конечно с помощью игровых технологий. Игры на знакомство, вечерний «огонек» знакомства, визитки с именами, коллективные творческие игры, совместная деятельность на общую пользу (дежурство в столовой), встреча гостей или тех ребят, которые приехали позже, дискуссионные формы - обсуждение общих проблем, индивидуальные беседы, «Черный ящик» вопросов от детей, общее подведение итогов прошедшего дня и т.п.

При формировании коллектива (отряда) начинать нужно с создания духа непринужденности, добросердечия, взаимопонимания и доверия. С первых дней вожатый должен обозначить для детей общественно значимую перспективу, предварительно определив интересы большинства детей их возможности и эмоциональный настрой.

Последующие действия вожатого могут быть такими: вовлечение ребят в совместную деятельность по реализации обозначенной перспективы (включая постановку целей и конкретных дел), формирования детского самоуправления, использование игры и других форм деятельности, привлекательных для ребят, создание традиций отряда и следование им, включение отряда во взаимодействие с другими отрядами лагеря.

Смена

Развлечение в лагере - одно из самых важных дел. Провести свое свободное время, каникулы так, что бы восстановить свои силы, эмоционально зарядится, отдохнуть радостно и одновременно с познавательным приобретением - вот к чему надо стремиться.

В последнее время в детских оздоровительных лагерях все большее распространение получили так называемые тематические смены, связанные с единым сюжетом.

Так одной из тем может стать тема «Мы играем в детектив»

В течение смены перед организаторами ставятся такие задачи: развить творческие и познавательные способности детей, расширить их кругозор через систему коллективных творческих дел, использовать систему игр с детективным содержанием, развивая внимание, наблюдательность, быстроту реакций, логику, творческое воображение…

Для решения этих задач используется следующие виды игровой деятельности: интеллектуальная игра «Школа детективов», спортивная эстафета « Детектив идет по следу», театрализованное шоу «Турнир Шерлока Холмса», КВН «Место встречи изменить нельзя», викторина «В гостях на Бейкер-стрит» и другие.

Проводя в процессе тематической смены различные игровые мероприятия, имеющие общую направленность, можно создать особое эмоциональное поле, в котором ребенок естественно, без принуждения и назидания, по доброй воле стремится к самовыражению, самопознанию, самостоятельности. В данной игровой деятельности соединятся два очень важных фактора: с одной - дети будут включены в практическую деятельность, с другой стороны - получат моральное и эстетическое удовлетворение в этой деятельности.

Игры в автобусе

Игры на знакомство:

«Дрозд»

Участники образуют два круга - внутренний и внешний, количество игроков одинаковое в обоих кругах. Круги стоят лицом друг к другу, составляя пары. Далее вместе с ведущими все произносят четверостишья:

Я дрозд

Ты дрозд

У меня нос

И у тебя нос

У меня щечки аленькие

И у тебя щечки аленькие

Мы с тобой два друга

Любим друг друга

При этом пары выполняют соответствующие тексту движение…. Затем внешний круг делает шаг направо, образуя новые пары, игра продолжается.

«Знакомство в парах»

Все участники игры делятся на пары и знакомятся друг с другом. Вопросы придумывают сами, задача как можно больше узнать друг о друге

Далее каждая пара начинает представлять друг друга. Группа может задавать вопросы, в конце игры можно спросить ребят, все ли участники довольны тем, как их представили, если не все, то неудовлетворенные дополняют рассказы о себе.

«Одеяло»

Участник делятся на две команды, располагаясь напротив друг-друга. Между ними натянуто одеяло. Его держат вожатые. Из каждой команды к одеялу с разных сторон подсаживаются по одному человеку. Они не должны видеть друг друга. Как только одеяло опустится, необходимо успеть назвать имя того кто сидит напротив. Кто это сделал быстрее, забирает противника к себе в команду. Побеждают те, кто больше всего «перетянул» к себе игроков.

«Молекула-Хаос»

Ведущий объясняет правила игры - надо образовать «соединение молекул». Затем он командует: «Молекулы-хаус!» Игроки начинают беспорядочно передвигаться по площадке. Далее ведущий объявляет: «Молекула- 2!» (3,4,5 и т.д.)

Все участники «соединяются» по названному количеству, по очереди называют свои имена, взявшись за руки. Далее ведущий вновь говорит – «Молекулы –хаус!» игра продолжается.

В конце игры вожатый говорит «Молекулы-отряд!» Все участники должны встать в круг взявшись за руки.

Игры на взаимодействия.

В начальный период формирования детского коллектива очень важно установить близкие и доброжелательные отношения между детьми, а также между детьми и педагогами.

Для этого существуют специальные игры на взаимодействия, которые помогут избежать возможных конфликтов, безразличие к общим делам коллектива.

«Построение»

Участники встают в круг. Ведущий перелагает распределиться: по цвету глаз, волос (от самых светлых до самых темных), по дате рождения (от 1 января до 31 декабря), в алфавитном порядке (по первым буквам полных имен), по росту, по знакам Зодиака.

«Зеркало»

Выбирается ведущий, его роль- «человек». Все остальные – «зеркала». Ведущий перемещается по замкнутому пространству (отрядное место, холл, комната). Он смотрит в «зеркала» (на других участников игры), а они его «отражают», повторяя все действия, которые он выполняет. Важно что бы «зеркала» точно повторяли движения, позы, мимику «человека». Ведущие сменяются спустя- 2-3 минуты, этот необходимо, что бы как можно больше игроков «примерили « на себе роль «человека».

«Зоопарк»

Каждому участнику на спину крепится табличка с названием животного. Табличек с таким же названием в группе две. Необходимо найти свою пару. Сложность в том, что запрещается разговаривать, взаимодействовать можно только при помощи мимики и жестов

«Резиночка»

Реквизит: пластиковый стаканчик, несколько ниток 30-80 см. привязанных с разных сторон к резиновому кольцу.

Участвуют 2-4 команды. Задача растянуть кольцо, надеть на стаканчик и переместить его в другое место.

«Сказка с продолжением»

Ведущий начинает рассказывать известную сказку или историю… Но прерывает свой рассказ и предлагает по очереди продолжить его… Задача игроков- придумать свою версию (3-4 предложений) Игрок в праве изменить сюжет, ввести новых персонажей…

«Пчелы и змеи»

Отряд делятся на две группы «Пчелы» и «Змеи» каждая группа выбирает себе короля. Затем «короли» выходят за дверь, ведущий прячет два предмета: для короля пчел «мед» (например. Губку), а для короля змей - «ящерицу» (например- карандаш).

«Пчелы» и «Змеи» должны помогать своим «королям», издавая соответствующие звуки, «пчелы»- «Ж-ж-ж-ж-ж», «Змеи»- «Ш-ш-ш-ш-ш-ш». Чем ближе их «короли» будут приближаться к спрятанным предметам тем громче звук.

Побеждают те, чей «король» быстрее отыщет свой предмет.

«Узел»

Отряд делится на две – три группы . Дети встают в свои круги и берутся за руки. О отходит каждого круга выбирается по одному игроку (это могут быть и вожатые) они отходят и отворачиваются. В это время круги, не разрывая рук «запутывают узел»….

Побеждает тот, кто быстрее распутает узел.

Игры вертушки

«Игры вертушки» - это игры путешествия с элементами творчества, эрудиции, ловкости и т.п.

В ДОЛ такие игры чаще проводятся в начале смены, что бы познакомить ребят друг с другом, с лагерем, выявить лидеров и творческие способности детей.

В середине смены такие же игры проводят уже с соревновательным подтекстом.

Игры – вертушки предполагают, что дети будут передвигаться по определенному маршруту, выполняя на разных этапах определенные задания. Время нахождение на этапе от 3 до 8 минут.

Игра проводится не на скорость, а на качество выполнения заданий. Причем в выполнении заданий участвует вся команда.

Игра начинается с общего старта, где командам участникам выдаются маршрутные листы, где указана очередность прохождения, и места где эти этапы находятся. Маршрут все команды начинают с разных этапов их должно быть столько же сколько команд или немного больше.

На каждом этапе находится человек, который оценивает выполнение задания

С командой так же ходит кто-то из взрослых или старших детей. Особенно это актуально, если игра проводится в первые дни нахождение ребят в ДОЛ.

После прохождение маршрута все команды сдают свои маршрутные листы организаторам, которые подводят итоги игры. Лучше если будет не один победитель, а победители в разных номинациях (по количеству отрядов участников)

Задание для «игр-вертушек»

«Дерзайте! Вы талантливы!» Этапы: инсценировка простой сказки, скульптура-стоп-кадр, коллективный портрет (рисунок), спеть песню на тему леса, разучить и станцевать танец, составить букет (икебана), сочинить стих на определенные слова (буриме )

«Турград» Этапы: укладка снаряжения в рюкзак, искусственное препятствие (болото ,река и т.п.)установка палатки, разжечь костер, тур.песни, викторина «Кто в лесу живет». Стрельба из лука….

«Играйград» Этапы: Игры в кругу (Арам-шим-шим) игры подвижные (Караси-Карпы), спортивные игры (эстафета), игры-инсценировки (сказки), игры на знакомства (Снежный ком), интеллектуальные игры-загадки, игры- шутки (Я вижу Мишку)

Игры на свежем воздухе

Есть игры, в которые можно играть только на открытой местности или на воде. Рассмотрим несколько подобных игр, которые будут уместны на лесной поляне, лугу.

Но прежде необходимо отметить, главное условие проведение подобных техника безопасности для этого необходимо: тщательно осмотреть игровую площадку и убрать с нее все опасные предметы -стекла, камни, коряги…

Опасность могут представлять не видимые в траве ямы и пеньки, а так же роса… в утреннее время. И конечно после игры необходимо осмотреть детей на выявления клещей.

«Игры на свежем воздухе»

«Чириканкара»

Отряд (или две команды) становится друг за другом и берутся за пояс впереди стоящего.

Далее все вместе говорят - «Чириканкара, Чириканкара!Э! Ю!Я! »

На слове «Чириканкара» все одновременно делают шаг с правой ноги.

На звуке «Э!»- все вместе делают прыжок влево

На звуке «Ю!»- прыжок вправо

На звук «Я!»- прыжок вперед.

Задача пройти 20-25 метров не расцепившись.

«Свисток»

На одно из деревьев или на пень кладем свисток. Все остальные пытаются незаметно подкрадываются к свистку. Если наблюдатель замечает кого- либо, он называет его по имени и тот выбивает из игры.

«Этого здесь не должно быть»

Отряд делится на несколько команд. На определенном участке к деревьям и кустам или просто в траву крепят что- либо, чего там быть не должно…Побеждают те кто заметит все несуразности.

«Робинзоны»

Отряд делает из подручных средств : солнечные часы, календарь, шалаш, панамки от солнца из газет (заранее приготовить газеты и схемы)

«Камни»

Отряд ищет самые необычные камни. Состязается в броске «гранаты» камня в цель (круг) на дальность, кто метнет больше всего камней за 1 минуту, отгадать, сколько мелких камней в мешочке и т.п.

«Веревка»

Отряд делится на 2-3 команды далее проходит эстафета, где каждый участник завязывает узел.

Побеждает та команда, которая быстрее и правильно завязала узлы.

«Гори, гори ясно!»

Выбирают водящего. Все участники встают парами, лицом друг к другу, держатся за руки и хором говорят: Гори, гори ясно!

Чтобы не погасло!

Глянь на небо-

Птички летят,

Колокольчики звенят!

С этими словами последняя пара размыкает руки, и каждый бежит вправо или влево, стремясь сделать круг побольше и снова соединить руки с товарищем. Водящий, который стоит перед всеми стремится дотронуться до кого-нибудь из этих двух ребят. Если не удается, ребята становятся в первую пару, а если одного из них он ловит- то тот становится водящим, а прежний со вторым из пары образую новую пару и игра повторяется сначала.

Игры с веревкой (веревками)

Например, научить детей завязывать разные веревочные узлы

(См. Приложение №1)

Игры, когда на улице дождь

Чем занять отряд, когда на улицы дождь.

Помимо уже традиционных форм таких как организация конкуров чтецов, исполнителей песен (песни при свечах, сочинение новой песни и т.п.), театрализация сказок (кино - версии, театрализация известных мультфильмов) , турнир настольных игр (шашки, быстрые шахматы, крокодил и т.п.) можно в условиях ДОЛ организовать выставочный зал.

Большие возможности для детского досуга и очень хорошо стимулируют творчество детей выставки их работ и связанные с ними конкурсы на лучшую поделку или коллекцию.

Организующим моментом выставки является ее девиз, выражающий основную идею.

Необходимо каждый экспонат снабдить названием, именем автора. Можно организовать торжественное открытие, экскурсии по выставки.

Какие могут быть идеи выставок: работы детей (рисунки, поделки) на тему летнего отдыха,

Эко выставка (цветы, листья деревьев, перья птиц, корни и кора и поделки из них),

Поделок из бумаги: вырезание фигур и сюжетов из черной бумаги, рваный контур, бумажные фигурки животных (см. Приложение № 2)

Почти спортивные соревнования

Самое большое количество детских игр - это подвижные и спортивные игры.

Все подобные соревнования проходят по одной схеме: определяется маршрут длина трассы (1-2-3 км.), устанавливаются этапы (точки от 5до 12) определяется время на прохождение данного этапа, ответственных на точку (для фиксации результатов), количество участников в команде (1-3-5 чел), стартовый интервал (3-5 мин)

1.Соревнование в определение величин. Этапы: определить расстояние до дерева, определит вес камня, определить количество шишек в мешке, определить продолжительность минуты и т.п.

2. Состязание в наблюдательности. Этапы: узнать, чьи следы, увидеть определенное количество платков на дереве, найти спрятанные мишени.

3.Соревнование в преодоление препятствий: Этапы: подтянуться на веревке, пролезть под сеткой, пройти «болото», скоростной участок, пройти по бревнам и т.п.

4. Соревнование по экологии. Этапы: определить возраст хвойного дерева, определить ядовитые грибы, определить назначение условных знаков на карте, определить стороны света по компасу, расположить животных по степени их интеллекта (свинья, курица) какие листья каким кустам и т.п.

5.Соревнование с мячом. Этапы: провести мяч клюшкой между фишками, забросить мяч в кольцо, сбить мячом кегли, пробежать расстояние, зажав мяч между ног, набить большее число футбольным мячом и т.п.

6. соревнование бегунов. Этапы: задом наперед, с ложкой во рту, бег в мешке, бег с подниманием предметов, бег со скакалкой, бег в ластах (бумажной обуви), бег с завязанными глазами и т.п.

Из опыта «Орленка»

Огромный опыт по организации детского отдыха был накоплен Федеральным Центром развития, воспитания, оздоровления и образования детей, подростков и молодежи России «Орленок»

Еще «Орленок» называют – Современной Лабораторией Детства

Десятки оригинальных программ смены, сотни неповторимых коллективных дел, тысячи разнообразных игр все это ВДОЦ «Орленок»

Самые передовые технологии, самые смелые педагогические эксперименты, основанные на фундаментальном опыте и традициях.

Одной из форм работы с отрядом, которые может организовать вожатый - является отрядное дело. Отрядные дела важны не только тем, что создают яркую, неповторимую, эмоциональную атмосферу, но и тем, что их можно придумывать и создавать самим, осваивая на практике навыки организации интересной жизни для себя и окружающих людей.

Отрядное дело получится по-настоящему, когда:

каждый ребенок при подготовке дела и во время его проведения находит для себя роли, поручения и задания,

дело имеет сюжет, вариативность, сюрпризы, новинки,

дело учит ребят работать вместе, уважая мнение каждого участника, считаясь с его интересами и желаниями,

дает возможность каждому участнику раскрыться, приблизится к высокому уровню самоуважения,

взрослые активно участвуют в придумывании, разработке дела, но как подсказчики, советники, помощники,

Какие могут быть отрядные дела по содержанию: трудовые - содействуют процессу профессиональной ориентации детей, познавательные, экологические - способствуют приобщению к миру природы, спортивные, досуговые, художественные - способствуют развитию творческих способностей, нравственные - способствуют формированию жизненных ценностей ребенка.

Пример экологическое дело

из опыта дружины «Стремительный» июнь 2010 год.

«Свалка по имени Земля»

Форма: коллективно- творческое дело.

Возраст участников: 12-15 лет

Педагогическая задача: формирование осознанного отношения к экологическим проблемам

Необходимое оборудование и оформление: изображение земного шара, жетоны (мусор)-70 штук, название конкурсов, 5 ведер, проектор, карточки с цифрами от 1 до 5, альбомные листы-ватман.

Подготовительная работа:

1. Трудовой десант- уборка пляжа, сбор мусора.

2. Формирование групп- экологических ассоциаций. .Группы придумывают название, эмблему, рекламу и отличительные знаки.

Краткое описание: Изображение земного шара скрыто под слоем мусора( жетонов) . Экологические ассоциации участвуют в форуме по спасению Земли.

План проведения:

1. Вступительное слово ведущих.

2. Представление экологических ассоциаций

3.Знакомство с экологической проблемой (видеоряд)

4. Конкурсная программа (победители снимают часть жетонов с Земли, «очищая» планету от мусора)

А- «Знаете ли вы что?» - Конкурс вопросов по экологии

Б- «Дворники» - конкурс кто быстрее соберет мусор в ведро

В- «Экология в стихах» - сочинить четверостишье по заданным рифмам

Г- «Монстр-кризис» - в театрализованной форме показать последствие загрязнения земли мусором, радиацией, вредными выбросами.

Д-« Вторая жизнь»- возможности переработки мусора (что-то сделать из жетонов) прорекламировать новый продукт.

5. Подведение итогов.

Список литературы

Романец, И. «Орленок» книга вожатого / И. Романец. – Москва: «Собеседник», 2005.

Поломис, К. Дети на отдыхе / Карел Поломис. – Москва: «Культура и традиции», 1995.

Данилков, А. Игры на каждый день с тинейджерами / А. Данилков. – Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2006.

Торгашов, В. Мы играем в детектив / В. Торгашов. - Москва: «Педагогическое общество России», 2001.

Приложение №1

Приложение №2

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области