Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Медиаграмотность в развитии образовательный среды в условиях дистанционного обучения

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

УДК 37.018.43

Медиаграмотность в развитии образовательный среды в условиях дистанционного обучения

Баландина М. А., Савлучинская Н. В.

Баландина Мария Александровна / Balandina Maria Alexandrovna – кафедра изобразительного искусства и методики его преподавания, бакалавр

Савлучинская Наталья Владимировна / Savluchinskaya Natalya Vladimirovna – кафедра изобразительного искусства и методики его преподавания, доцент, кандидат педагогических наук

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», факультет искусств, г. Омск

Аннотация: В эпоху информатизации дистанционная форма обучения становится все более востребованной, но полный переход считается все еще невозможным. Одной из главных причин является малая степень медиаобразованности как педагогов, так и обучающихся. В статье предлагается альтернативное решение проблемы в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.

Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, медиаобразование, медиаграмотность.

Abstract: In the era of informatization, distance learning is becoming more and more popular, but a complete transition is still considered impossible. One main reason is the low degree of media education as teachers, and students. The article proposes an alternative solution to the problem in a pandemic of the coronavirus infection COVID-19.

Keywords: education, distance learning, media education, media literacy.

На современном этапе осуществляется внедрение информационных технологий в образовательную систему. Под этим понимается не только использование информационных средств и компьютерных технологий для обучения, но и оптимизация дистанционной образовательной среды.

Несмотря на стремительное развитие технологий и доступность Интернета по всей стране, практика показала, что Российская Федерация еще не достигла требуемого уровня, когда дистанционное обучение можно задействовать повсеместно.

Тем не менее, частично переход на дистанционную форму стал возможен, и на данный момент он рассматривается как временная мера. В связи с этим МинПросвещением России был издан приказ от 21.05.2020 № 257 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в 2019/20 учебном году», в котором говорится о защите выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена при невозможности их проведения с применением электронного обучения [1].

Кроме того, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки опубликовало информацию о том, как будет проводиться экзаменационная кампания ЕГЭ-2020. Рособрнадзор сделал акцентом на переносе сроков сдачи экзаменов на 3 июля, также коллегиальным решением было принято провести пробные экзамены в даты с 29 июня по 30 июня включительно [3].

Тем не менее, на подготовку централизованной системы сдачи единого государственного экзамена в условиях пандемии COVID-19 по заверениям правительства уйдет не один месяц. Поэтому средние образовательные учреждения и высшие учебные заведения по мере индивидуальных возможностей каждого вуза перешли на дистанционную и электронную форму сдачи дисциплин.

К сожалению, в условиях коронавирусной инфекции COVID-19 оказалось невозможным произвести полное переключение на дистанционную форму обучения в силу следующих причин:

•Отсутствие качественного программного обеспечения для комфортного дистанционного обучения для проведения всех видов занятий и контрольных работ;

•Невозможность выхода граждан в Интернет в силу отсутствия подходящей техники, что обуславливается низким уровнем заработка и индивидуальными финансовыми возможностями каждой семьи;

•Слабая материальная база столичных вузов;

•Недостаток компьютерной грамотности студентов и педагогов;

•Неспособность педагогов и обучающихся верифицировать информационные потоки, неумение находить, отбирать и сортировать информацию из средств массовой коммуникации.

Первое положение из этого списка – это первое с чем столкнулись российские вузы сразу после объявления режима всеобщей самоизоляции [2]. На первом этапе осуществлялся поиск необходимых программ посредством которых сможет осуществляться обучение.

Постепенно стали задействоваться мессенджеры (Skype, WhatsApp, Telegram, Viber), приложения (Zoom, Discord, а также платформы «Дневник», «ШКЦ» (школьная цифровая платформа), Skyeng (онлайн-школа английского языка), «Российская электронная школа» (школьный курс уроков), «Учи.ру» (образовательный портал на интерактивной базе). Все эти программы упростили работу и позволили организовать учебный процесс.

Тем не менее, разработка программного обеспечения все еще не завершена и далека от совершенства. Под отдельные задачи продолжают создавать программы, например, для защиты ВКР было решено использовать специальную программу, одной из функций которой будет фиксация и запоминание движения рук и глаз в целях предотвращения мошенничества.

Второй и третий пункты, к сожалению, невозможно исправить в кратчайшие сроки. Если программное обеспечение требуется разработать, внедрить и продолжать совершенствовать, а затем дорабатывать на основе предложений и замечаний, то исправить экономическую ситуацию за несколько месяцев не представляется возможным. Экономический фактор в данной связи очень важен т.к. от выделения денежных средств на сферу образования зависит минимальное оснащение техникой учебных помещений. Однако, если принимать во внимание, что дистанционное обучение позиционируется как временная мера, то при достижении положительных результатов в остальных пунктах, помимо экономических, возможно осуществить переход на дистанционную форму обучения на непродолжительный срок.

При разработке программного обеспечения это становится достижимой целью. Однако, если не будут предприняты шаги в сторону устранения или подавления четвертого и пятого пунктов, то несмотря на все усилия переход останется лишь формальным. Компьютерную грамотность педагогов и учеников представляется возможным устранить на поверхностном уровне, предоставив подробную инструкцию к использованию программ и проведя инструктаж, где будут поясняться сложные моменты.

Но наличие модернизированной программы не гарантирует достижения успеха. Даже после разработки инструкции по использованию новой программы, существует и более глобальная проблема, которая соотносится с последней позицией, а именно отсутствие навыка работы с информацией. Самой сложной частью является выполнение пятого пункта, т.к. в нем в первую очередь идет речь о медиаграмотности специалистов, педагогов, которой возможно достигнуть лишь по прошествии большого количества времени. Тем не менее, без «взращивания» в работниках медиаграмотности нельзя добиться и высокого уровня образования на электронной форме обучения.

Термин «медиаобразование», который используется в учебном пособии исследователя А. Федорова описывается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники [10].

А.В.Минбалеев и Е.С.Бесова в статье «Допрофессиональное медиаобразование и журналистика» считают, что «медиаграмотность – это способность использовать, анализировать и оценивать медийную продукцию» [6].

А.В.Шариков под медиаграмотностью понимает главную часть, медиаобразования, ее основополагающую концепцию [11,3].

Глобальная сеть, начиная с 2000-х годов, завоевала официальный статус и вошла в пятерку средств массовой информации, среди которых уже находились: пресса, радио, телевидение и информационные агентства. Вместе с признанием интернет-медиа видом СМИ, мировому сообществу раскрылся и их огромный потенциал воздействия на личность, способный создавать собственную так называемую медиакультуру. Новая масс-культура, выступающая под эгидой массовых коммуникаций, приобрела способность влиять на сознание человека.

По данным ВЦИОМ в 2014 году 46% респондентов считало, что медиа влияют на формирование картины мира у людей и способны прививать псевдоценности. В этот же период времени в пять раз больше опрошенных россиян (с 8% до 38%) отметили ухудшение нравственности общества именно после просмотра телеканалов. Среди них 35% утверждали, что отказ от телевидения в течение месяца пойдет лишь на пользу людям [8].

Предложенные выше данные важны в первую очередь с точки зрения педагогики и воспитания молодежи. Как видно из статистики, опасения относительно пагубного влияния Интернета на мировоззрение личности имеют весомые основания. Стоит обратить на это внимание, когда речь идет о социализации детей и подростков, у которых, в силу малого жизненного опыта, еще не развилось критическое мышление к поступающей информации [5].

Именно поэтому в эпоху информатизации следует обратить внимание на медиабезопасность и медиаграмотность личности, не только для развития эстетического вкуса и получения навыков практического анализа, но и в целях обеспечения медиабезопасности при взаимодействии с разноплановыми интернет-источниками.

В свою очередь важную роль медиабезопасности как фактора, который формирует психологическое здоровье школьников и студентов подтверждает Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»от 21 июля 2011 г., подписанный президентом Российском Федерации Д. А. Медведевым. В законе особое внимание уделяется следующим положениям: требования к распространению информационной продукции посредством теле- и радиовещания,информационно-телекоммуникационных сетей; знак информационной продукции; информационная продукция для детей, от шести до шестнадцати лет; особенности распространения информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей [4].

На сегодняшний день основной защитой от нежелательной, пропагандирующей антиценности, дезинформации является критическое отношение к разному роду источникам, требуется анализировать и отсеивать инфошум, отличая его от полезного контента. Овладеть данным навыком требуется не только подрастающему поколению, но и PR-менеджерам, журналистам, педагогам, а также тем специалистам, которые активно взаимодействуют в сетевом пространстве.

Для повышения уровня медиаобразования для специалистов требуется внести в сетку предметов новую дисциплину, организовать обязательное прохождение особых курсов, а также разработать план занятий на имеющихся материалах с учетом современной медиаситуации в России и мире.

Материалы занятий могут базироваться на уже разработанной ЮНЕСКО в 1978 году программе массового медиобразования – General Curricular Model for Mass Media Education [9] а также на учебном пособии А. Федотова «Медиаобразование и медиаграмотность» 2004 года. Кроме того, проблема медиаграмотности и медиабезопасности рассматривалась такими российскими учеными как: Л. А. Нагорная, Л. К. Шиян. Е. А. Медведева, A. M. Атаян, В. А. Минкина.

К теоретическому курсу «Медиабезопасность и медиаграмотность» следует добавить практикум, по прошествии которого студенты овладеют необходимыми компетенциями, включающими анализ медиатекста, навык осознанного и грамотного и использования электронных платформ. В качестве примера успешного введения данной дисциплины можно привести опыт Института экономики, управления и права в Казани, который в 2008 году внедрил в учебный план курс по «Практикум по медиакультуре» в системе online обучения [7], а затем продолжил его совершенствовать.

Таким образом, можно сделать вывод, что успешный и результативный переход на дистанционную форму возможен при условии введения в курс предмета, обучающего медиграмотности, повышение уровня которой нужна как студентам, так и преподавателям. Применение медиаобразования в социуме на разных стадиях образовательного процесса позволит развить критическое мышление, рационализирует аналитические процессы по восприятию и использованию медиаисточников, что устранит ярко выраженную медиадевиацию, а также сформирует эстетический вкус и культуру общения у обучающихся.

Список использованных источников

Нормативно-правовые документы:

Приказ «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в 2019/20 учебном году» от 21.05.2020 № 257 URL: (дата обращения: 28.05.2020).

Распоряжение Губернатора Омской области от 17.03.2020 № 19-р «О мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Омской области» (дата обращения: 28.05.2020).

Новый календарный план проведения экзаменационной кампании 2020 URL: (дата обращения: 28.05.2020).

Список литературы:

Лапшина А. С. Влияние СМИ на развитие личности подростка // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2011. №5-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-smi-na-razvitie-lichnosti-podrostka (дата обращения: 28.05.2020).

Минбалеев А. В., Бесова Е. С. Допрофессиональное медиаобразование и журналистика // Медиаобразование. 2008. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/doprofessionalnoe-mediaobrazovanie-i-zhurnalistika (дата обращения: 28.05.2020).

Паранина Наталья Алексеевна Медиаобразование как условие развития медиакультуры и медиабезопасности студентов в системе online обучения // Вестник ЧелГУ. 2013. №22 (313). URL: (дата обращения: 29.05.2020).

Руденко А.М., Котлярова В.В. Воздействие средств массовой коммуникации на современное общество // Медиаобразование. 2017. №3. URL: (дата обращения: 28.05.2020).

Рустамова Н. Р. Медиа экспансия и медиаобразование в обществе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №3. URL: (дата обращения: 29.05.2020).

Федоров А., Медиаобразование и медиаграмотность. Учебное пособие для вузов, Изд-во Кучма Таганрог, 2004. 340 с.

Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1990. 66 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области