НОД «Путешествие капельки»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Аппликация», «ПИД».
Цель: обобщать знания детей о воде в жизни природы и человека.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы – водой;
- уточнять представления детей о свойствах воды и ее значение в жизни людей и всего живого;
- расширять и активизировать словарь детей (водопроводные трубы, прозрачная и безвкусная вода);
- формировать навыки рисования округлых форм.
Развивающие:
- развивать интерес к опытническо-исследовательской деятельности;
- развивать наблюдательность, логическое мышление, речь и кругозор;
- упражнять в вырезании круглых форм по контуру изображаемого предмета.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.
ХОД
Дети садятся на стульчики.
Педагог показывает детям глобус и говорит:
- Ребята, а что это у меня в руках?
- Глобус.
- Правильно. Глобус, это модель нашей планеты. А, что на нашей планете изображено голубым цветом?
- Реки, моря, озера, вода.
- Посмотрите, сколько много воды на нашей планете. А зачем нам нужна вода?
- Пить, стирать, купаться.
1. Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
2. Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
3. Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.
- Ребята, сегодня я получила письмо и хотела бы вам его почитать. Слушайте.
Здравствуйте, ребята!
Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом ударил сильный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу, да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и «паринке» родных сестер. Ребята, помогите! Докажите, что мы – снежинка, капелька и «паринка» - родные сестры.
- Ребята, хотите помочь капелькам?
- Представьте, что наша комната - это опытно-исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, «паринка» и капелька родные сестры нам нужно исследовать свойства воды. Для этого сейчас проведем опыты.
Опыт 1. «Вода жидкая, может течь»
Восп-ль дает детям 2 стакана: первый – с водой, второй - пустой, предлагает им перелить воду из одного стакана в другой (в тарелочку).
- Льется ли вода? Почему?
Вывод: вода жидкая, льется.
Опыт 2. «Вода не имеет формы»
- Сравните форму воды в стакане и в тарелочке.
- Что можно сказать о форме воды?
Вывод: вода принимает форму посуды, в которой она находится, вода не имеет формы.
Опыт 3. «Вода прозрачная».
- Посмотрите, перед вами стоят два стаканчика. В одном стакане вода, в другом налит сок. В оба стаканчика поставьте трубочки. В каком стакане видно трубочку, а в каком нет. Почему?
- Вода прозрачная, а сок не прозрачный.
- Уберите трубочки из стаканчиков на салфетку.
Вывод: вода прозрачная.
Опыт 4. «У воды нет запаха»
- А теперь мы узнаем, чем пахнет вода. Понюхайте воду.
- Вода не пахнет.
- Если вода чистая, она не имеет запаха.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт 5. «У воды нет вкуса»
- Ребята, попейте через трубочку воду. Есть ли у нее вкус?
- Вода безвкусная.
- А теперь попробуйте сок. У него есть вкус?
- Да, есть.
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт 6. «Лед – твердая вода»
Наблюдение за льдом и снегом в теплом помещении.
Вывод: лед и снег – тоже вода.
Опыт 7: «Пар – это тоже вода».
Восп-ль показывает детям термос с кипятком, открывает его и ставит над ним зеркало или стекло. На стекле образуется пар, который превращается в капельки воды
Вывод: пар – это тоже вода.
- Ребята, теперь мы можем сказать, что снежинка, «паринка» и капелька родные сестры? Почему?
Вода в окружающей среде бывает разной – твердая как лед, в виде пара и жидкая. Она прозрачна, без вкуса и запаха.
- А сейчас нам нужно помочь капелькам найти своих сестер в нашей группе, сказать, что они у нас делают и какую приносят пользу.
(Дети идут по группе и делают остановку)
1 остановка около мойки
- Зачем здесь нужна вода?
- Здесь нужна вода для того, чтобы мыть посуду (приклеивают капельку)
2 остановка около стола, на котором стоит чайник с водой.
- Что это за вода, ребята?
- Это питьевая вода (приклеивают капельку)
3 остановка в игровом уголке.
- Ребята, как вы думаете, зачем в игровом уголке нужна вода?
-Вода нужна, чтобы мыть игрушки (приклеивают капельку)
4 остановка «Природный уголок»
- А зачем здесь нужна вода? – Чтобы поливать цветы.(приклеивают капельку)
5 остановка около туалетной комнаты.
- Как выдумаете, а зачем здесь нужна вода?
- Чтобы мыть руки и лицо (приклеивают капельку)
Вот сколько в нашей группе живет сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. А сейчас садитесь на стульчики и послушайте, что я вам хочу рассказать.
- Ребята для того, чтобы умыться или помыть руки, мы открываем кран и оттуда бежит вода. Мы каждый день пользуемся водой, а она все течет и течет, не кончается. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. Эти трубы называются водопроводными. И по этим водопроводным трубам вода попадает к нам в детский сад и в наши дома. Для того, чтобы мы свами могли пить чистую воду, использовать ее для своих нужд, нужно беречь воду и не тратить ее зря.
- Как нужно беречь воду? (ответы детей)
- Молодцы, а теперь послушайте загадку:
Кто плывет по небосводу.
В черной шапке до бровей?
Кто по небу носит воду?
Подскажите поскорей. (тучка)
П/и «Ходят капельки по кругу»
- А сейчас, ребята, мы свами поиграем. Я буду мамой Тучкой, а вы мои детки-капельки. (звучит музыка «Звуки дождя»)
Полетели капельки на землю, попрыгали. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они и потекли веселыми ручейками (по двое, трое берутся за руки).
Встретились ручейки и стали большой речкой (соединяются все в одну цепочку). Текла-текла речка и попала в большое море (перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу).
Плавали, плавали капельки и устали (присели). А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими и потянулись вверх (поднимаются, а затем вытягивают руки вверх)
Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме тучке.
- Молодцы, а теперь садимся за столы. К нам прилетела еще тучка и просит ребят, чтобы они нашли ее деток – капелек. Без них она плавать по небу не может. Поможем ей?
- Да.
- Посмотрите, у вас на столах лежат: лист голубой бумаги, простой карандаш, клей, клеенка, салфетка и ножницы.
-Берем карандаш, рисуем капельку круглую или с хвостиком, вырезаем ее по контуру, намазываем клеем. Затем приклеиваем капельку на тучку.
- Ребята, посмотрите, какая у нас красивая тучка. Как мы помогли тучке, чтобы она смогла полететь не одна?
- Мы нашли для тучки капельки.
-(Анализ) - Чем мы занимались? Что вам больше всего понравилось?
Дети выходят из-за столов
- А теперь ребята, возьмемся за руки, сделаем круг и послушайте стихотворение, которое вам прочитаю. А вы будете подсказывать слова.
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
- Вода!
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
- Без воды!
Чтобы лился дождик с неба
Чтоб росли колосья хлеба
Чтобы плыли корабли
Чтобы не было воды-
Жить нельзя нам без воды!
- Ребята, какие вы молодцы! Очень хорошо занимались. Правильно отвечали на вопросы, сами делали опыты. Вот вам от тучки подарок – волшебные капельки (конфетки).