Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушения звукопроизношения"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Начало формы

Хорошо развитая речь детей является одним из показателей готовности к обучению в школе. По существу, речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность. Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитием речи, особенно нуждаются в формировании готовности к обучению грамоте.

Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В детском саду мы формируем предпосылки читательской грамотности, эта работа включает в себя несколько этапов.

На первом этапе мы знакомим детей с понятиями «звук», «слово», учим выделять отдельные звуки, подбирать слова с определенным звуком, называть позицию звука в слове и т. д. Обучение такого рода включает детей в интересную деятельность.

Прежде чем начать анализировать слово, важно знать, какими особенностями обладают все фонетические звуки (гласные/согласные). Это мы изучаем в течении всего периода.

Дошкольникам сложно в силу своих особенностей опираться только на произношение, устанавливая порядок следование звуков. Нужна своеобразная метка, наглядность. То есть демонстрационный и раздаточный материал.

Игры со словами развивают интеллект. В таких играх ребёнок проявляет сообразительность и внимание, увеличивает словарный запас и учится оперировать словами и правильно употреблять их. Игр со словами очень много, и всегда есть возможность перестраивать их и изобретать новые. Вот примеры простых игр:

Игра «Кто больше назовёт предметов…» (мебели, посуды, одежды и т. д.).

Игра «Кто больше назовёт слов на букву…» («Б», «К», «С» и т. д.).

Игра «Создай слово, заменив одну букву». Например, «пол – кол – вол –вот – кот» и т. д.

Игра «Найди в слове новое слово». Например, в слове «парашют» есть слово «пар»; «самолёт» - «сам»; «собака» - «бак» и т. д.

Игра «Закончи фразу». В этой игре можно использовать русские народные песенки:

Жили у бабуси

Два весёлых …(гуся).

Тили – бом, тили – бом,

Загорелся Кошкин …(дом).

Если ребёнок знаком с произведениями русских поэтов, можно использовать их стихи:

У лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью …(кот учёный)

Всё ходит по цепи …(кругом).

А. С. Пушкин

Крошка сын к отцу пришёл,

И спросила кроха:

«Что такое хорошо

И что такое …(плохо)?

В. В. Маяковский

Для этой игры нужно выбирать любимые стишки ребёнка. Это могут быть стихотворения С. Маршака, А. Барто, Е. Благининой, С. Михалкова, К. Чуковского. Их стихи хорошо рифмуются и быстро запоминаются детьми.

Любимая и увлекательная игра многих детей – «Найди ошибку». Если в известном стихотворении заменить слово автора другим, подходящим к рифме, ребёнка очень веселит «ошибка». В этом случае он поправляет взрослого, отгадывая нужное слово.

Игра «Найди ошибку»

Мишка плачет и ревёт:

Просит пчёл, чтоб дали «лёд» (мёд).

Между гор издалека

Течёт бурная «щека» (река).

Игра «Назови предметы одного цвета (размера, формы и т. д.)». В эту игру может играть несколько человек. В этом случае выигрывает тот, кто назвал последний предмет. Например, назвать все предметы, имеющие зелёный цвет: огурец, листья, деревья, лягушка и т. д.

На первых порах стоит работать вместе, проговаривая слова, незаметно помогая ребёнку их вспомнить. Через несколько занятий ребёнок полностью освоит игру в слова и будет сам просить поиграть с ним.

Совместное моделирование

Во время нашей совместной работы я Вам продемонстрирую несколько приемов, игр используемых мной в коррекционной работе.

Через СЛОВО человек впервые узнает о том, чего еще не видели его глаза, перед ним раскрывается целый мир. Чем больше человек знает слов, тем легче подбирает нужное слово.

Как же дать детям понятие о слове? Посмотрите вокруг… Как много разных предметов окружает нас. Для каждого из них есть свое название – слово.

Слова можно найти везде: и на небе, и в воде. На полу, на потолке,Понятие слово само по себе абстрактно. Как же объяснить понятие «слово»?

- Как показать детям СЛОВО?- Как потрогать СЛОВО?

Есть слова-предметы.

Некоторые из них отвечают на вопрос: Кто?– это живые предметы. (Медведь.)

Другие слова отвечают на вопрос: Что? – это неживые предметы. (Яблоко.)

Есть слово – признак предмета. Они отвечают на вопрос: Какой? Какая? Какое?

Медведь какой? -……..

Яблоко какое?-……….

А еще есть слова-действия. Они отвечают на вопрос: Что делать?

Медведь что делает?-……..

Яблоко что делает?-………

Игра «Точно и быстро. Кто это? Что это?»

В эту игру можно играть по разному, но мы хотим вам предложить, как можно играть в эту игру с помощью интерактивной технологии «Цепочка».

Я предлагаю вам попробовать со мной поиграть в эту игру.

( Педагогам предлагаются предметные картинки, обозначающие живой и неживой предмет. Они должны подобрать к ним слова-признаки, а затем слова-действия, а педагоги, сидящие в зале - угадывают задуманные слова. (Картинки: солнце, иголка, лиса, лягушка.)

На втором этапе мы знакомим детей с понятиями «Предложение». Мы говорим о том, что в предложении есть смысл и законченная мысль. Предложение состоит из слов и их количество не ограничено. Самое короткое предложение состоит из одного слова. Слова в предложении связаны между собой по смыслу. Предложение можно произносить с различной интонацией. Предложение можно обозначить символами и написать буквами.

Затем начинаем формировать фонематическое восприятие предложения; определяя в нем количество слов и выделяя предлог. Детям говорится, что количество слов в предложении может быть разным: одно, два и т.д. Поэтому предложения могут быть длинными и короткими, и самое короткое предложение состоит из одного слова. Дети придумывают такие предложения с опорой на картинки, где изображены времена года, времена суток и т.д. По действиям с игрушками и предметами, сюжетными картинками дети составляют предложения из 2, 3 слов путем наращивания его с одновременным грамматическим оформлением.

Дети учатся составлять предложения по картинкам, где изображения можно передвигать. Например «Стол и мяч» (мяч лежит под столом), «Бабочка и цветок» (бабочка летает над цветком), «Собачка и будка» (собачка вышла из будки).

Проводим с детьми такие игры, как придумай предложение. Затем начинается работа по составлению предложений с предлогами и нахождению предлогов в них.   Потом детям предлагается вспомнить, из чего состоит предложение, и они обозначают его схематически символами. Предложение обозначается длинной полоской с выступом, так как начало предложения начинаем писать с большой буквы. Затем обозначаем символами слова, маленькое слово (предлог) обозначается короткой полоской. Учатся составлять схемы предложений на столах. Вся работа с детьми проводится в тесном контакте с педагогом.                

Совместное моделирование

Сейчас мы с Вами поиграем в игру, используемую мной в работе с предложениями. Для этого мы используем интерактивную технологию «Дерево знаний».

Игра «Составь предложение».

Взрослые по очереди подходят к дереву, снимают по яблочку (они двух цветов) и объединяются в малые группы. Выполняют задание. Составляют предложения глядя на картинки в яблочках, опираясь на предоставленные схемы предложений. Затем один рассказывает, а остальные слушают и анализируют.

На третьем этапе мы знакомим детей с понятиями «Текст».Содержание работы по обучению составления текстов у дошкольников с ОНР можно разделить на несколько этапов:

На первом этапе составления текста активно используются упражнения, где основное внимание уделяется развитию у детей сенсорного восприятия, навыков элементарного анализа воспринимаемого предмета, а также формированию установки на употребление ими фразовой речи при ответах на вопросы педагога. Проводятся упражнения на узнавание предмета по его описанию, сравнение предметов по основным признакам, упражнения на составление словосочетаний и предложений с учетом зрительного и тактильного восприятия предмета. Для упражнений используется материал лексической темы в соответствии с программой обучения и воспитания детей с ОНР.

Также используются упражнения в отгадывании загадок, содержащих описание предметов (с использованием натуральных предметов или игрушек). При проведении упражнений на сравнение предметов предварительно уточняются понятия формы, цвета и другие отличительные признаки. Вначале дети упражняются в сравнении однотипных предметов, отличающихся каким- либо одним признаком, например пирамидок различного цвета, но одинаковой формы и величины; затем сравнивают предметы, относящиеся к одной группе (овощи, фрукты и т.д.). В дальнейшем дети переходят к сравнению предметов разных групп, но имеющих один-два общих признака (помидор, арбуз, мяч и др.). Указанные упражнения способствуют развитию слухового внимания и восприятия, внимания к понятийной стороне речи и подготавливают детей к самостоятельному описанию предметов.

На основном этапе обучения составлению текста детей формируются навыки составления описания предметов, начиная с простого описания, составляемого с помощью педагога (по вопросам), с постепенным переходом к более самостоятельным и развернутым высказываниям (по предваряющему плану, затем — с опорой только на данный образец).

После серии таких занятий дети переходят к более развернутому описанию предметов по предваряющему плану-схеме. Дети должны усвоить определенную схему высказывания-описания на основе формирования представлений об основных структурных частях описательного текста. На занятиях детям объясняется, как следует строить описание предмета. Обобщенная схема наполняется конкретным лексическим содержанием в зависимости от особенностей предметов той или иной группы.

Эффективным при обучении детей с ОНР старшего дошкольного возраста является прием параллельного описания педагогом и ребенком двух однотипных предметов (например, двух кукол, отличающихся цветом волос, глаз, одежды и т.д.). Педагог, а вслед за ним и ребенок составляют описание предмета по частям, называя одни и те же признаки.

На заключительном этапе закрепления речевых навыков, формируемых на занятиях по описанию предметов, работа осуществляется в ходе игровых занятий, включающих упражнения на узнавание предметов по описанию, их сравнение, воспроизведение данного педагогом образца описания, а также самостоятельное составление детьми рассказа-описания.

Для закрепления полученных навыков может быть также использован прием продолжения ребенком описания, начатого педагогом.

Совместное моделирование

Сейчас вместе с Вами поиграем в игру, используя интерактивную технологию «Хоровод». На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Педагог с помощью, какого либо предмета учит детей выполнять задание по очереди.

Игра «Сочинители»

Посмотрите на мольберт, какая красивая на нём картинка. Давайте по ней составим рассказ. Я начну, а вы продолжите составлять по предложению, передавая клубок.

- Мы с вами сочинили предложения, которые связаны между собой по смыслу. Что у нас получилось? (текст)

Рефлексия

Молодцы, мне понравилось, как вы работали. Легко ли вам было сегодня вспомнить раннее изученное? Что у вас вызвало наибольшее затруднение? Что вы сегодня узнали нового, чему научились?

Очень хорошо! А теперь можем расслабиться и встать на позицию взрослого. Так привычнее… С позиции взрослого ответьте, что вам понравилось, а может быть вы с чем то и не согласны?

Мне приятно было видеть живой интерес в ваших глазах. Надеюсь, что наша встреча поможет Вам в подготовке наших детей к школе.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области