Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Онтогенез лексического строя речи

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

1.2. Онтогенез лексического строя речи

Имеется множество теорий относительно природы формирования языковой способности у детей. Ранее предполагали, что усвоение ребенком родного языка сводится к подражанию речи взрослых, вследствие чего он и приобретает опыт употребления правильных форм. Но, все же, эта схема не может до конца объяснить множество таких факторов в речи детей, как появление в речи слов и форм, которые ребенок не мог воспринять от окружающих. Так же эта схема не объясняет отклонения от этих норм и правил. Ребенок не просто подражает речи взрослого. Развитие его речи присутствует, прежде всего развитие способа общения»

Вопрос овладения ребенком звуковым строем речи хорошо освещен и изучен в работах А.Н. Гвоздева [10], Д. Б. Эльконина [51], М.Е. Хватцева [42].

Непосредственное освоение звуков детьми начинается на первом году жизни, когда ребенок в полной мере овладевает своими речевым и слуховым аппаратами. В начале появляется лепет, как ответная реакция малыша на эмоциональный раздражитель, еще не имеющий социального значения. По мнению Д.Б. Эльконина [51], усвоение звукового строя речи начинается с момента, когда язык начинает служить для детей средством общения. Этот процесс является двусторонним – ребенок не только понимает обращенную к нему речь, но так же начинает произносить свои первые слова.

В возрасте двух месяцев у ребенка уже появляются четко артикулируемые звуки. Главным образом становится заметно, что малыш сам получает удовлетворение от них удовлетворение. Затем возникает следующая стадия речевого развития – лепет. И если гуление напоминает собою звуки, напоминающие гласные, то лепет являет собой сочетания звуков, которые скорее походят на комбинацию согласных и гласных звуков [43, с. 15-16].

Речь представляет собой результат согласованной деятельности многих зон головного мозга. А органы артикуляции лишь исполняют приказы этих зон. [17, с. 11-24].

Как отмечает С.В. Плотникова, некоторые исследователи, которые занимаются изучением социальной и когнитивной природой основных факторов языкового развития ребенка, подчеркивают роль биологической факторов. В частности, И.Н. Горелов не только считал значимыми врожденные механизмы, но и доказывал возможность установления между ними причинно – следственной связи [6, с. 16–17].

На первом году жизни ребенок не только посредством имитации, но и следуя инстинкту, обогащает свой запас невербальных средств общения, которые в дальнейшем явятся основой полноценной коммуникации [5, с. 106].

Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методической литературе установлена норма в 0-12 слов к году. Понимание речи в своем развитии значительно опережает активный словарь ребенка. После полутора лет обогащение активного словаря происходит весьма быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Развитие и обогащение словарного запаса ребенка осуществляется за счет слов, обозначающих предметы, действия и признаки ближайшего окружения малыша. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются [3, с. 94].

А.Н. Гвоздев также отмечает эту особенность, когда ребенок, прежде всего, усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его обиходом, его привычной деятельностью и игрой. Это обусловлено тем, что ребёнок устанавливает отношения с окружающим миром, называет предметы и игрушки, а также действия, которые совершает он сам и окружающие его взрослые люди. Именно по этой причине раньше всего в его речи и появляются названия предметов и действий, то есть имена существительные и глаголы [10, с. 190].

В следствии этого, можно отметить, что развитие лексики обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. И словарь формируется не только за счет расширения этих представлений, но и за счет развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти). Но, следует отметить, что усвоение ребенком словарного состава родного языка не исчерпывается его количественным ростом. В этом процессу существенное значение имеет развитие значений слов [10, с. 174].

Об этом ни раз говорили и Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова, считая, что развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи [28, с. 58].

С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера [30, с. 145].

Так как, большое значение для обогащения и активизации словаря имеет бытовая деятельность, то первым делом дети осваивают жизненно необходимый обиходный словарь. Словарный запас пополняется словами, обозначающими предметы одежды, мебели, постельные и умывальные принадлежности, а также их качества, действия с ними. В связи с воспитанием культурно-гигиенических навыков, формированием навыков самообслуживания. Также, большая роль в активизации словаря принадлежит игре, в частности - сюжетно-ролевой [39, с. 231].

Интересен тот факт, что на самом начальном этапе овладения словарным запасом усвоенные ребенком слова вообще никак не систематизированы, поскольку он усваивает их хаотично, в зависимости от конкретных жизненных ситуаций. Поэтому услышанное ребенком то или иное слово не вызывает у него никаких ассоциаций (смысловых связей) с другими словами – у него не всплывает в памяти никаких других слов, имеющих какую-либо смысловую связь с названным.

Под смысловым развитием значения слова Л.С. Выготский понимал тот факт, что в процессе развития ребенка как отнесение слова к предмету, так и выделение соответствующих признаков, кодирование данных признаков и отнесение предмета к известной системе категорий не остаются неизменными, а меняются по мере развития ребенка. У ребенка к 3,5—4 годам уже достаточно прочно складывается предметная отнесенность слова [8, с. 438-452].

Факты показывают, что в период от середины 1 -го года жизни до 3,5—4 лет мы можем наблюдать сложную историю развития обозначающей функции слова или его предметной отнесенности. Остановимся на ранних этапах формирования этой функции слова.

Но, немного позднее, ребенок начинает замечать, что некоторые предметы постоянно «соседствуют» друг с другом в каких-то определенных ситуациях (умывания, обеда, игры и пр.). Это заставляет его начать мысленно объединять некоторые предметы в определенные группы, что происходит даже не вполне осознанно, а скорее произвольно.

Как показал Л.С. Выготский, на каждом этапе развития ребенка слово, сохраняя одну и ту же предметную отнесенность, приобретает все новую и новую смысловую структуру, оно меняет и обогащает систему связей и обобщений, которые стоят за ним, что означает, что значение слова развивается. Ученый показал, что в онтогенезе наблюдается также глубокое психологическое изменение значения слова, изменение его системного строения, т.е. что за значением слова на каждом этапе стоят различные психологические процессы [8, с. 170].

В этом и состоит положение о смысловом и системном развитии значения слова в онтогенезе, которое вместе с тем является положением о смысловом и системном развитии сознания, отражающим внешний мир через посредство слова [Цит. 19, с. 53-55].

После накопления ребенком некоторого словарного запаса нужно начинать постепенно приводить усвоенные им слова к определенной системе, чтобы этот запас слов не оказался хаотичным и недостаточно осмысленным и обобщенным, то есть не пригодным к свободной ориентировке в нем. Очень облегчает эту непростую для него задачу овладение им обобщающими словами, которые появляются в его речи в возрасте 3—3,5 лет [30, с. 6-7].

Р. И. Лалаева считает, что развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи [19, с.1].

В словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребёнка об окружающей действительности. Важным фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком.

В процессе формирования лексики происходит уточнение значения слова. Вначале значение слова полисемантично, его значение расплывчато. Одно и то же слово может означать и предмет, и признак, и действие. Параллельно с этим происходит развитие структуры значения слова. Слово приобретает различное значение и в зависимости от интонации. В качестве основных выделяются следующие компоненты значения слова:

1. денотативный компонент, т.е. отражение в значении слова особенностей денотата (стол – это конкретный предмет);

2. понятийный, или концептуальный, или лексико-семантический, компонент, отражающий формирование понятий, отражение связей слов по семантике;

3. коннотативный компонент – отражение эмоционального отношения говорящего к слову;

4. контекстуальный компонент значения слова (холодный зимний день, холодный летний день).

В процессе онтогенеза значение слова не остаётся неизменным, оно развивается. «В тот момент, когда ребёнок впервые усвоил новое слово, развитие слова не закончилось, оно только началось; оно вначале является обобщением самого элементарного типа и только по мере своего развития переходит от обобщения элементарного типа к все высшим типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий». Исследования показывают, что ребёнок, прежде всего, овладевает денотативным компонентом значения слова, т.е. устанавливает связь между конкретным предметом (денотатом) и его обозначением. Понятийный концептуальный компонент значения слова усваивается ребёнком позднее по мере развития операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Постепенно ребёнок овладевает и контекстуальным значением слова.

По мнению А.Р. Лурии, первоначально при формировании предметной соотнесённости слова оказывают большое влияние побочные, ситуационные факторы, которые в дальнейшем перестают играть роль в этом процессе. Развитие связи между языковыми знаками и действительностью является центральным процессом при формировании речевой деятельности в онтогенезе. На первых стадиях знакомства ребёнка со словом ребёнок ещё не может усвоить слово в его «взрослом» значении. Отмечается при этом феномен неполного овладения значением слова. Так как первоначально ребёнок воспринимает слово как название конкретного предмета, а не как название класса предметов. На раннем этапе развития речи на предметную отнесённость слова оказывают влияние ситуация, жест, мимика, интонация, слово имеет диффузное, расширенное значение. Например, словом «мишка» ребёнок может назвать и плюшевую перчатку, так как по внешнему виду она напоминает мишку («растяжение» значения слова) [32, с. 176-177].

По мере развития словаря «растяжение» значения слова постепенно сужается, так как при общении со взрослыми дети усваивают новые слова, уточняя их значения и корректируя употребление старых. Л.П. Федоренко выделяет несколько степеней обобщения слов по смыслу [29, с.76-77].

0 степень – собственные имена и названия единичного предмета (Маша, Витя, мячик, машина). В возрасте от 1 года до 2 лет дети усваивают слова, соотнося их только с конкретным предметом. Названия предметов, таким образом, являются для них такими же именами собственными, как и имена людей.

1 степень – к концу 2-ого года жизни ребёнок начинает понимать обобщающее наименование однородных предметов, действий, качеств – имён нарицательных (обозначает словом «идет» соответствующее действие, независимо от того, кто это действие производит).

2 степень – в возрасте 3 лет дети начинают усваивать слова, обозначающие родовые понятия (одежда, посуда), передающие обобщённо названия предметов, признаков, действий в форме имени существительного (полёт, краснота).

3 степень – к 5-6 годам дети усваивают слова, обозначающие родовые понятия (растения: деревья, травы, цветы), которые являются более высоким уровнем обобщения для слов второй степени обобщения.

4 степень – к подростковому возрасту, дети усваивают и осмысливают такие слова, как предметность, признак, состояние и т.д. Усваивая слова, находящиеся в родо-видовых отношениях (мебель – стол, стул, кровать), дети должны отличать их от слов, находящихся в отношениях целого и части: стул – ножка, спинка, сиденье; лицо – лоб, щеки, нос, рот, глаза и т.д.

По мере развития мышления ребёнка, его речи, лексика ребёнка не только обогащается, но и систематизируется, то есть упорядочивается. Слова как бы группируются в семантические поля.

Семантическое поле – это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. При этом происходит не только объединение слов в семантические поля, но и распределение лексики внутри семантического поля: выделяются ядро и периферия. Ядро семантического поля составляют наиболее частотные слова, обладающие выраженными семантическими признаками. Формирование лексики у ребёнка тесно связано с процессами словообразования. Лексический уровень языка представляет собой совокупность лексических единиц, которые являются результатом действия и механизмов словообразования. Механизм детского словотворчества связывается с формированием языковых обобщений, явлением генерализации, становлением системы словообразования. Если ребёнок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определённым, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском словотворчестве. «Постепенное освоение ребенком взрослого языка есть, в сущности, не присвоение этого языка, но его самостоятельное конструирование» [43, с.45-47].

Таким образом, развитие словаря ребенка осуществляется в разных видах деятельности. Для обогащения и активизации словаря используются разные приемы словарной работы с учетом особенностей каждого вида деятельности. Что касается развития лексики в онтогенезе ребенка, мы рассмотрели как количественно и качественно меняется его словарный состав. В отношении количества мы выделили – мы выделили несколько точек зрения, которые во многом похожи, и имеют свои особенности.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области