Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Открытый урок по географии, тема " Мировой океан и его части" 5 класс

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Технологическая карта урока географии

5 класс

 тема «Мировой океан и его части»

Место урока в программе: первый урок в разделе «Путешествие по планете Земля ».

Цель урока: сформировать представление о Мировом океане как об основной части гидросферы и познакомиться с его составными частями; определить его значение для природы Земли и человека.

Задачи:

Образовательные:

- формировать понятия Мировой океан, моря, заливы, проливы;

- формировать способы деятельности учащихся: показывать океаны и моря, заливы, проливы на карте и наносить их на контурную карту;

- способствовать развитию воображения, творческой активности учащихся, а также памяти, внимания, логического мышления;

Развивающие:

- по карте описывать океаны, делать выводы о соотношении площадей океанов;

- раскрыть идею единства и целостности Мирового океана;

- содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений и способов действий;

Воспитательные:

- содействовать осознанию учащимися важности изучаемого предмета;

- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

- содействовать развитию у детей умений общаться;

- воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов через литературные произведения.

Планируемые результаты в том числе и формирование УУД:

- предметные: знать определение понятий: “Мировой океан”, “части Мирового океана” (океаны, моря, заливы, проливы); географическую номенклатуру; виды движения воды в океане; соленость вод Мирового океана; уметь определять географическое положение океана, моря, залива и пролива.

- метапредметные:

1.Регулятивные УУД: развитие умения осуществлять действия по образцу и заданному правилу, целеполагание, осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля, способность к организации, планированию различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой).

2.Коммуникативные УУД: формирование умения высказывать собственную точку зрения, организация совместной деятельности, объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развитие способности к связной логически целесообразной форме речи.

3.Познавательные УУД: Формирование умения анализировать, сравнивать и обобщать информацию, составлять устные высказывания, структурировать полученные знания, адекватно оценивать свои действия.

- личностные УУД: формировать навыки сотрудничества в учебной деятельности; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уважение к чужому мнению; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности; готовность к самообразованию и саморазвитию.

Основные понятия: океан, море, залив, пролив, течения.

Учебник: География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. — 4-е изд. - М.: «Русское слово - учебник», 2015.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальный опрос, работа в парах, самоконтроль, самостоятельная индивидуальная работа с взаимопроверкой.

Оборудование: учебник, глобус, карта океанов, карточки с заданиями, словари, диаграмма.

Здоровьесберегающие технологии на уроке: Соблюдение гигиенических требований к кабинету (чистота, свежий воздух); благоприятный эмоциональный настрой; смена деятельности.

Ход урока.

Ребята, у меня в руках несколько предметов: 

ракушка, камень галька, бутылка с запиской внутри…

-с чем ассоциируются у вас эти предметы? (ответы детей море, океан, вода)- правильно, тема нашего урока « Мировой океан и его части».

Запишите тему урока в тетрадь. 

Ребята, посмотрите, (показать на глобус) площадь Земного шара 510 млн.кв.км. Площадь суши-149 млн.кв.км. Чему равна площадь всех вод на нашей планете? (ребёнок высчитывает на доске)

Сегодня мы отправимся в путешествие по Мировому океану, ведь как мы уже выяснили на прошлых уроках, практически все великие географические открытия были сделаны путешественниками, которые бесстрашно бороздили водные просторы океана.

Подумайте и скажите, что бы вам сегодня хотелось узнать?

 Вы узнаете:

1. Что такое Мировой океан и каковы его размеры?

2. Сколько океанов на земле и чем они отличаются друг от друга?

3. Из каких частей состоит Мировой океан?

4. Что заставляет воды Мирового океана двигаться?

5. Почему вода в океане солёная?

-А чтобы понять с чего начнётся наше путешествие, отгадайте загадку.

Включить шум прибоя

Океан означает «великая река, обтекающая всю Землю», известно людям с древности. Древнегреческие ученые-географы считали, что Землю опоясывает быстрый могучий поток – Океан. У него нет ни начала, ни конца. В древнегреческих легендах об океане говорится, что он был сыном бога Урана (бога неба) и Геи (богини земли) и являлся одним из творцов мира. По своему могуществу он уступал только Зевсу. Океан женился на Тефии, которая произвела на свет три тысячи рек и столько же океанид (морских нимф). Так Океан стал отцом всех морей, рек и источников.

А как же современные ученые дают определение, что такое океан.

(дети зачитывают определения из словарей )

Океан — это водное пространство, покрывающее собой бо́льшую часть поверхности Земли и окружающее материки и острова.(Толковый словарь Дмитриева)

Океан – это водное пространство земного шара вне суши (Энциклопедический словарь географических терминов под ред. С.В.Калесника)

А как в нашем учебнике записано определение? Стр. 98

Мировой океан -  это самый большой водоём нашей планеты.

Запишите в тетрадь одно из определений (наиболее точное на ваш взгляд):

-Если бы Мировой океан покрывал всю поверхность нашей планеты, то выделить в нём части было не возможно. Но в океане есть суша: материки и острова. Они делят единый Мировой океан на океаны и моря. Деление это условное, то есть люди условились делить Мировой океан именно на эти части.

Итак, какие же океаны выделяют в Мировом океане.

Найдите на карте Атласа, все названия мировых океанов:

Северный ледовитый океан

Индийский океан

Тихий океан

Атлантический океан

Южный океан (выделение южного океана до сих пор спорно)

Южный океан впервые был выделен в 1650 году голландским географом Бенхардом Варениусом. Южный океан – до недавнего времени условно выделяемая акватория, окружающая Антарктиду. В 2000 году международная картографическая организация приняла решение именовать воды от Антарктиды до 60° ю.ш. Южным океаном. В пользу этой версии свидетельствовали многочисленные исследования ученых, доказавших, что эта акватория уникальна по своей геологии, геофизике и природному миру. Но решение это не было ратифицировано, хотя, начиная с XXI века термин "Южный океан" встречается на всех картах мира. В действующем определении океанов от 1953 года Южного океана нет.

Мы выяснили, какие океаны входят в состав Мирового океана, теперь давайте познакомимся с ними подробнее, ведь каждый океан уникален:

Варианты поиска знаний:

Работа с текстом учебника: записать название океана, определить и выписать не менее двух отличительных черт океана и глубину (учебник стр. 100)

Учитель предлагает выбрать характеристику океанов, заполнить таблицу

№п/п

Название океанов

Отличительные характеристики

Максимальная глубина

1

Тихий

Самый ……

Самый ……

2

Атлантический

Самый ……

Самый ……

3

Индийский

Почти …..

4

Северный Ледовитый

Самый ……

Самый ……

Работа выполняется в группах, затем каждая группа озвучивает свою работу, выкладывая кластер на доске.

 А мы продолжаем путешествие, а чтобы понять, куда мы поплывём дальше отгадайте следующую загадку.

Обманывать не стану,

— Я меньше океана,

Но я большое, всё же,

На океан похоже.

Могу спокойным быть,

Могу и заштормить.

Есть у меня всегда

Солёная вода.

(Море)

Море – это часть океана, отделенная от него островами и полуостровами, отличающаяся от остальной части океана свойствами воды и особенностями животного и растительного мира.

Записать определение в тетрадь. -А кто знает какое море самое большое, самое глубокое, самое солёное, самое тёплое? (Б-Саргасово-7 тыс.км. Глубокое - Филлипинское более 10 тыс. м) (Показываю по карте)

( Рассказ учащихся)

Саргассово море – расположенное в северной части Атлантического океана это море включено в книгу рекордов Гиннеса как самый большой участок спокойной воды. Около 6 млн. кв. км. моря покрыто водорослями саргассум. Такое большое скопление растений видно даже из космоса.

Филиппинское море расположено в бассейне Тихого океана. Оно не имеет четких сухопутных границ. Площадь данного моря составляет 5 726 000 км², что делает его вторым морем в мире по площади. ... Температура вод в Филиппинском море довольно теплая. На севере от 15-28 и на юге до 27-29 градусов по Цельсию.

Самое соленое море на планете — Мертвое море. Оно в 10 раз соленее, чем средний показатель по океану. Такая высокая соленость объясняется тем, что в него вливается только одна небольшая река Иордан, не вытекающая никуда, климат очень жаркий, происходят сильные испарения, а дожди выпадают очень редко. Поскольку Мертвое море никак не связано с океаном, мнения ученых по поводу него расходятся: одни считают его морем, другие – озером.

Мертвое море не зря называют мертвым – здесь никто не живет, кроме некоторых бактерий, даже водоросли не выживают в такой соленой воде. Но вот купаться в такой воде и мазаться грязями, которые есть на побережье, полезно. Полезен и воздух Мертвого моря – он насыщен кислородом на 15% больше, чем в других уголках Земли, поскольку море находится ниже уровня океана. Утонуть в Мертвом море невозможно – вода настолько соленая, что держит человека на своей поверхности.

-Куда же мы движемся дальше?

Для этого вновь загадка.

Он ведёт из моря в море

Не широк - всего верста

И в нём как в школьном коридоре,

И шум, и звон и теснота. (Пролив)

Найдите в учебнике на стр. 101 рис. 56 пролив и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию пролив.

Пролив – это узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей.

Самый широкий пролив - Дрейка, названный в честь капитана Фрэнсиса Дрейка.

Пролив Дрейка — это пролив, который соединяет Атлантический и Тихий океан, омывающий на севере острова архипелага Огненная Земля, а с юга - Южные Шетландские острова, относящиеся к Антарктиде.Является самым широким проливом на Земле: ширина самой узкой его части составляет более 800 км. Через пролив проходит сильнейшее «Течение Западных ветров». За счет этого в акватории пролива нередки очень сильные штормы: скорость ветра доходит до 40 м/с, а высота волн - до 15 м. В водах пролива встречаются дрейфующие льды.

Записали определение в тетрадь. Вновь продолжаем путешествие и отгадываем загадку.

Участок водный, где всегда

Укрыться могут все суда.  (залив)

Найдите в учебнике на стр. 101 рис 56 любые заливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию залив.

А теперь давайте сравним с определением в учебнике. (стр. 101)

Залив – это часть водного пространства, глубоко впадающая в сушу.

Самый крупный залив - Бенгальский.

А чем отличается море от залива? (Залив всегда омывает берега суши, а море не всегда).

Ребята, что нам поможет плыть по водам океана? Что заставляет воды мирового океана двигаться?  Что является главной причиной образования волн? ( ветер).

Именно он вызывает волнение, гонит воду по поверхности океанов, образуя течение. Средняя высота волн – 3-7 м., максимальная – до 30 м.

А, что такое течение?

В тетрадь – Течение это перемещение воды в горизонтальном направлении.

Посмотрите рис. 54 на стр. 99. О чем нам говорит легенда карты? Синим - изображены холодные течения, красным – теплые.

Течения бывают теплые и холодные (показываю на карте)

Морские течения часто называют «реками без берегов». Эти потоки воды могут достигать тысячи километров в ширину и тысячи километров в длину. Благодаря этим движениям воды в Мировом океане перемешиваются.

Мореплаватели о наличии океанических течений узнали практически сразу, как только начали бороздить воды Мирового океана. Вспомните роман Жюля Верна "Дети капитана Гранта" потерпевшие кораблекрушение моряки бросили в воду бутылку с письмом, в котором сообщали свои координаты. А другие моряки ее выловили. Причем бросили бутылку в Тихом океане, а выловили - в Атлантическом.

Ребята, а какая на вкус морская вода? (соленая). В водах океанов и море растворены почти все известные на Земле вещества, более 60 элементов. Особенно много в воде поваренной соли. Именно она и придает ей солёный вкус. Если всю морскую соль в сухом виде распределить по поверхности суши, то ее слой составит почти 150 м.

Ребята, а помните, в начале урока мы хотели получить ответы на вопросы?

1. Что такое Мировой океан и каковы его размеры?

2. Сколько океанов на земле и чем они отличаются друг от друга?

3. Из каких частей состоит Мировой океан?

4. Что заставляет воды Мирового океана двигаться?

5. Почему вода в океане солёная?

Теперь скажите, все ответы есть?

У вас на столе лежат карточки с вопросами. Ответьте на них.

Вопросы и ответы на доску

1

Сколько океанов всего на планете

4

2

Самый большой океан на нашей планете

Тихий

3

Что заставляет воду двигаться

ветер, волны, течение

4

Какой самый широкий пролив

Ф. Дрейка

5

Сколько материков всего на Земле

6

Оцените сами себя. Верный ответ на 5 вопросов – 5 балов, на 4 вопроса – 4 балла, на 3 вопроса – 3 балла, 2 вопроса – 2 балла, 1 вопрос – 1 балл.

Ребята, сегодня мы совершили воображаемое путешествие по просторам океанов, познакомились с частями Мирового океана. Вам понравилось? Вы молодцы, на уроке вы замечательно работали!

Выставление оценок.

д/з на доске.

Пар 19 , контурная карта (написать названия всех океанов, всех материков, 2 течения, холодное и теплое).

Выходя прикрепите стик. Если вам урок понравился, и полученные знания вам пригодятся, тогда прикрепите к картинке «чемодан» (пополните свой «багаж» знаний)

Ну, а если было не интересно и полученные знания на уроке вам никогда не пригодятся, то прикрепите стик к мусорной корзине.

Приложение

№п/п

Название океанов

Отличительные характеристики

Максимальная глубина

1

Тихий

Самый ……

Самый ……

2

Атлантический

Самый ……

Самый ……

3

Индийский

Почти …..

4

Северный Ледовитый

Самый ……

Самый ……

1

Сколько всего океанов на планете

2

Самый большой океан на нашей планете

3

Что заставляет воду двигаться

4

Какой самый широкий пролив

5

Сколько материков всего на Земле

Тихий

Атлантический

Индийский

Северный Ледовитый

Мировой океан

Суша

Вода

Сколько океанов

Самый большой океан

Что заставляет воду двигаться

Самый широкий пролив

Сколько

материков

4

Тихий

ветер, волны, течение

Ф. Дрейка

6

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области