Технологическая карта урока географии
5 класс
тема «Мировой океан и его части»
Место урока в программе: первый урок в разделе «Путешествие по планете Земля ».
Цель урока: сформировать представление о Мировом океане как об основной части гидросферы и познакомиться с его составными частями; определить его значение для природы Земли и человека.
Задачи:
Образовательные:
- формировать понятия Мировой океан, моря, заливы, проливы;
- формировать способы деятельности учащихся: показывать океаны и моря, заливы, проливы на карте и наносить их на контурную карту;
- способствовать развитию воображения, творческой активности учащихся, а также памяти, внимания, логического мышления;
Развивающие:
- по карте описывать океаны, делать выводы о соотношении площадей океанов;
- раскрыть идею единства и целостности Мирового океана;
- содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений и способов действий;
Воспитательные:
- содействовать осознанию учащимися важности изучаемого предмета;
- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
- содействовать развитию у детей умений общаться;
- воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов через литературные произведения.
Планируемые результаты в том числе и формирование УУД:
- предметные: знать определение понятий: “Мировой океан”, “части Мирового океана” (океаны, моря, заливы, проливы); географическую номенклатуру; виды движения воды в океане; соленость вод Мирового океана; уметь определять географическое положение океана, моря, залива и пролива.
- метапредметные:
1.Регулятивные УУД: развитие умения осуществлять действия по образцу и заданному правилу, целеполагание, осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля, способность к организации, планированию различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой).
2.Коммуникативные УУД: формирование умения высказывать собственную точку зрения, организация совместной деятельности, объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развитие способности к связной логически целесообразной форме речи.
3.Познавательные УУД: Формирование умения анализировать, сравнивать и обобщать информацию, составлять устные высказывания, структурировать полученные знания, адекватно оценивать свои действия.
- личностные УУД: формировать навыки сотрудничества в учебной деятельности; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уважение к чужому мнению; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности; готовность к самообразованию и саморазвитию.
Основные понятия: океан, море, залив, пролив, течения.
Учебник: География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. — 4-е изд. - М.: «Русское слово - учебник», 2015.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальный опрос, работа в парах, самоконтроль, самостоятельная индивидуальная работа с взаимопроверкой.
Оборудование: учебник, глобус, карта океанов, карточки с заданиями, словари, диаграмма.
Здоровьесберегающие технологии на уроке: Соблюдение гигиенических требований к кабинету (чистота, свежий воздух); благоприятный эмоциональный настрой; смена деятельности.
Ход урока.
Ребята, у меня в руках несколько предметов:
ракушка, камень галька, бутылка с запиской внутри…
-с чем ассоциируются у вас эти предметы? (ответы детей море, океан, вода)- правильно, тема нашего урока « Мировой океан и его части».
Запишите тему урока в тетрадь.
Ребята, посмотрите, (показать на глобус) площадь Земного шара 510 млн.кв.км. Площадь суши-149 млн.кв.км. Чему равна площадь всех вод на нашей планете? (ребёнок высчитывает на доске)
Сегодня мы отправимся в путешествие по Мировому океану, ведь как мы уже выяснили на прошлых уроках, практически все великие географические открытия были сделаны путешественниками, которые бесстрашно бороздили водные просторы океана.
Подумайте и скажите, что бы вам сегодня хотелось узнать?
Вы узнаете:
1. Что такое Мировой океан и каковы его размеры?
2. Сколько океанов на земле и чем они отличаются друг от друга?
3. Из каких частей состоит Мировой океан?
4. Что заставляет воды Мирового океана двигаться?
5. Почему вода в океане солёная?
-А чтобы понять с чего начнётся наше путешествие, отгадайте загадку.
Включить шум прибоя
Океан означает «великая река, обтекающая всю Землю», известно людям с древности. Древнегреческие ученые-географы считали, что Землю опоясывает быстрый могучий поток – Океан. У него нет ни начала, ни конца. В древнегреческих легендах об океане говорится, что он был сыном бога Урана (бога неба) и Геи (богини земли) и являлся одним из творцов мира. По своему могуществу он уступал только Зевсу. Океан женился на Тефии, которая произвела на свет три тысячи рек и столько же океанид (морских нимф). Так Океан стал отцом всех морей, рек и источников.
А как же современные ученые дают определение, что такое океан.
(дети зачитывают определения из словарей )
Океан — это водное пространство, покрывающее собой бо́льшую часть поверхности Земли и окружающее материки и острова.(Толковый словарь Дмитриева)
Океан – это водное пространство земного шара вне суши (Энциклопедический словарь географических терминов под ред. С.В.Калесника)
А как в нашем учебнике записано определение? Стр. 98
Мировой океан - это самый большой водоём нашей планеты.
Запишите в тетрадь одно из определений (наиболее точное на ваш взгляд):
-Если бы Мировой океан покрывал всю поверхность нашей планеты, то выделить в нём части было не возможно. Но в океане есть суша: материки и острова. Они делят единый Мировой океан на океаны и моря. Деление это условное, то есть люди условились делить Мировой океан именно на эти части.
Итак, какие же океаны выделяют в Мировом океане.
Найдите на карте Атласа, все названия мировых океанов:
Северный ледовитый океан
Индийский океан
Тихий океан
Атлантический океан
Южный океан (выделение южного океана до сих пор спорно)
Южный океан впервые был выделен в 1650 году голландским географом Бенхардом Варениусом. Южный океан – до недавнего времени условно выделяемая акватория, окружающая Антарктиду. В 2000 году международная картографическая организация приняла решение именовать воды от Антарктиды до 60° ю.ш. Южным океаном. В пользу этой версии свидетельствовали многочисленные исследования ученых, доказавших, что эта акватория уникальна по своей геологии, геофизике и природному миру. Но решение это не было ратифицировано, хотя, начиная с XXI века термин "Южный океан" встречается на всех картах мира. В действующем определении океанов от 1953 года Южного океана нет.
Мы выяснили, какие океаны входят в состав Мирового океана, теперь давайте познакомимся с ними подробнее, ведь каждый океан уникален:
Варианты поиска знаний:
Работа с текстом учебника: записать название океана, определить и выписать не менее двух отличительных черт океана и глубину (учебник стр. 100)
Учитель предлагает выбрать характеристику океанов, заполнить таблицу
№п/п | Название океанов | Отличительные характеристики | Максимальная глубина | |
1 | Тихий | Самый …… | Самый …… | |
2 | Атлантический | Самый …… | Самый …… | |
3 | Индийский | Почти ….. | ||
4 | Северный Ледовитый | Самый …… | Самый …… |
Работа выполняется в группах, затем каждая группа озвучивает свою работу, выкладывая кластер на доске.
А мы продолжаем путешествие, а чтобы понять, куда мы поплывём дальше отгадайте следующую загадку.
Обманывать не стану,
— Я меньше океана,
Но я большое, всё же,
На океан похоже.
Могу спокойным быть,
Могу и заштормить.
Есть у меня всегда
Солёная вода.
(Море)
Море – это часть океана, отделенная от него островами и полуостровами, отличающаяся от остальной части океана свойствами воды и особенностями животного и растительного мира.
Записать определение в тетрадь. -А кто знает какое море самое большое, самое глубокое, самое солёное, самое тёплое? (Б-Саргасово-7 тыс.км. Глубокое - Филлипинское более 10 тыс. м) (Показываю по карте)
( Рассказ учащихся)
Саргассово море – расположенное в северной части Атлантического океана это море включено в книгу рекордов Гиннеса как самый большой участок спокойной воды. Около 6 млн. кв. км. моря покрыто водорослями саргассум. Такое большое скопление растений видно даже из космоса.
Филиппинское море расположено в бассейне Тихого океана. Оно не имеет четких сухопутных границ. Площадь данного моря составляет 5 726 000 км², что делает его вторым морем в мире по площади. ... Температура вод в Филиппинском море довольно теплая. На севере от 15-28 и на юге до 27-29 градусов по Цельсию.
Самое соленое море на планете — Мертвое море. Оно в 10 раз соленее, чем средний показатель по океану. Такая высокая соленость объясняется тем, что в него вливается только одна небольшая река Иордан, не вытекающая никуда, климат очень жаркий, происходят сильные испарения, а дожди выпадают очень редко. Поскольку Мертвое море никак не связано с океаном, мнения ученых по поводу него расходятся: одни считают его морем, другие – озером.
Мертвое море не зря называют мертвым – здесь никто не живет, кроме некоторых бактерий, даже водоросли не выживают в такой соленой воде. Но вот купаться в такой воде и мазаться грязями, которые есть на побережье, полезно. Полезен и воздух Мертвого моря – он насыщен кислородом на 15% больше, чем в других уголках Земли, поскольку море находится ниже уровня океана. Утонуть в Мертвом море невозможно – вода настолько соленая, что держит человека на своей поверхности.
-Куда же мы движемся дальше?
Для этого вновь загадка.
Он ведёт из моря в море
Не широк - всего верста
И в нём как в школьном коридоре,
И шум, и звон и теснота. (Пролив)
Найдите в учебнике на стр. 101 рис. 56 пролив и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию пролив.
Пролив – это узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей.
Самый широкий пролив - Дрейка, названный в честь капитана Фрэнсиса Дрейка.
Пролив Дрейка — это пролив, который соединяет Атлантический и Тихий океан, омывающий на севере острова архипелага Огненная Земля, а с юга - Южные Шетландские острова, относящиеся к Антарктиде.Является самым широким проливом на Земле: ширина самой узкой его части составляет более 800 км. Через пролив проходит сильнейшее «Течение Западных ветров». За счет этого в акватории пролива нередки очень сильные штормы: скорость ветра доходит до 40 м/с, а высота волн - до 15 м. В водах пролива встречаются дрейфующие льды.
Записали определение в тетрадь. Вновь продолжаем путешествие и отгадываем загадку.
Участок водный, где всегда
Укрыться могут все суда. (залив)
Найдите в учебнике на стр. 101 рис 56 любые заливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию залив.
А теперь давайте сравним с определением в учебнике. (стр. 101)
Залив – это часть водного пространства, глубоко впадающая в сушу.
Самый крупный залив - Бенгальский.
А чем отличается море от залива? (Залив всегда омывает берега суши, а море не всегда).
Ребята, что нам поможет плыть по водам океана? Что заставляет воды мирового океана двигаться? Что является главной причиной образования волн? ( ветер).
Именно он вызывает волнение, гонит воду по поверхности океанов, образуя течение. Средняя высота волн – 3-7 м., максимальная – до 30 м.
А, что такое течение?
В тетрадь – Течение это перемещение воды в горизонтальном направлении.
Посмотрите рис. 54 на стр. 99. О чем нам говорит легенда карты? Синим - изображены холодные течения, красным – теплые.
Течения бывают теплые и холодные (показываю на карте)
Морские течения часто называют «реками без берегов». Эти потоки воды могут достигать тысячи километров в ширину и тысячи километров в длину. Благодаря этим движениям воды в Мировом океане перемешиваются.
Мореплаватели о наличии океанических течений узнали практически сразу, как только начали бороздить воды Мирового океана. Вспомните роман Жюля Верна "Дети капитана Гранта" потерпевшие кораблекрушение моряки бросили в воду бутылку с письмом, в котором сообщали свои координаты. А другие моряки ее выловили. Причем бросили бутылку в Тихом океане, а выловили - в Атлантическом.
Ребята, а какая на вкус морская вода? (соленая). В водах океанов и море растворены почти все известные на Земле вещества, более 60 элементов. Особенно много в воде поваренной соли. Именно она и придает ей солёный вкус. Если всю морскую соль в сухом виде распределить по поверхности суши, то ее слой составит почти 150 м.
Ребята, а помните, в начале урока мы хотели получить ответы на вопросы?
1. Что такое Мировой океан и каковы его размеры?
2. Сколько океанов на земле и чем они отличаются друг от друга?
3. Из каких частей состоит Мировой океан?
4. Что заставляет воды Мирового океана двигаться?
5. Почему вода в океане солёная?
Теперь скажите, все ответы есть?
У вас на столе лежат карточки с вопросами. Ответьте на них.
Вопросы и ответы на доску
1 | Сколько океанов всего на планете | 4 |
2 | Самый большой океан на нашей планете | Тихий |
3 | Что заставляет воду двигаться | ветер, волны, течение |
4 | Какой самый широкий пролив | Ф. Дрейка |
5 | Сколько материков всего на Земле | 6 |
Оцените сами себя. Верный ответ на 5 вопросов – 5 балов, на 4 вопроса – 4 балла, на 3 вопроса – 3 балла, 2 вопроса – 2 балла, 1 вопрос – 1 балл.
Ребята, сегодня мы совершили воображаемое путешествие по просторам океанов, познакомились с частями Мирового океана. Вам понравилось? Вы молодцы, на уроке вы замечательно работали!
Выставление оценок.
д/з на доске.
Пар 19 , контурная карта (написать названия всех океанов, всех материков, 2 течения, холодное и теплое).
Выходя прикрепите стик. Если вам урок понравился, и полученные знания вам пригодятся, тогда прикрепите к картинке «чемодан» (пополните свой «багаж» знаний)
Ну, а если было не интересно и полученные знания на уроке вам никогда не пригодятся, то прикрепите стик к мусорной корзине.
Приложение
№п/п | Название океанов | Отличительные характеристики | Максимальная глубина | |
1 | Тихий | Самый …… | Самый …… | |
2 | Атлантический | Самый …… | Самый …… | |
3 | Индийский | Почти ….. | ||
4 | Северный Ледовитый | Самый …… | Самый …… |
1 | Сколько всего океанов на планете | |
2 | Самый большой океан на нашей планете | |
3 | Что заставляет воду двигаться | |
4 | Какой самый широкий пролив | |
5 | Сколько материков всего на Земле |
Тихий
Атлантический
Индийский
Северный Ледовитый
Мировой океан
Суша
Вода
Сколько океанов
Самый большой океан
Что заставляет воду двигаться
Самый широкий пролив
Сколько
материков
4
Тихий
ветер, волны, течение
Ф. Дрейка
6