Консультация для воспитателей и родителей
«Игра в жизни малышей»
Гольбек Т.А., воспитатель
Развитие маленького ребенка происходит в игре. Это означает, что знания, полученные от взрослых, будут приняты внутренним миром ребенка, если они проигрываются и закрепляются в ведущей деятельности. А ведущий вид деятельности – это игра.
В игре, в самом широком смысле этого слова, заложены механизмы, которые пробуждают творчество, снимают эмоциональную напряженность в отношениях, тренируют выдержку.
Для детей младшего возраста типичным является сам двигательный процесс, т. е. ролевое движение (например, в игре «Солнышко и дождик» спрятаться не важно, главное — прятаться). У большинства детей нет подчинения правилу ни в игре с развернутой игровой ситуацией, ни без нее. В отдельных случаях в развернутой игровой ситуации может наблюдаться подчинение правилам. В основном, о соблюдении правил малышам напоминает взрослый, который помогает играть.
Для ребенка смысл игры заключается в выполнении роли, поведение подчинено не правилам игры, а роли, в которую правило включено. В игре «Кошки-мышки» главным становится «не попасться кошке», а не сидеть тихо. В этом случае поведение вытекает из взятой на себя роли.
Ребенок будет играть тогда, когда у него будет накоплено достаточно впечатлений и информации об отыгрываемом персонаже. Поэтому дети охотнее играют в тех персонажей, которых чаще всего видят на телеэкране, в компьютерных играх, рекламе и т. д. (например, героев культовых мультфильмов).
Если малыш испытал какое-либо сильное впечатление, он стремится его воспроизвести, придумывая ролевую игру и представляя себя кем угодно. Если вы с ним даже недолго прокатились на поезде, малыш будет долго играть в паровозик с вагонами и усиленно пыхтеть, входя в образ. А если вы сводите его в зоопарк, он будет играть, представляя себя особенно запомнившимся ему животным.
Для ребенка ролевая игра – важнейшее занятие, примерка функций взрослой жизни, обучение взаимодействию со взрослыми и ровесниками. Даже когда малыш рисует, он играет, придумывая тот сюжет, который пытается изобразить. Если ребенку дать игрушки и оставить одного с ними, он найдет себе занятие, которое его увлечет. Но желательно, чтобы в игре принимал участие взрослый человек, использующий ее как методику достижения определенных педагогических целей.
Сюжетные игры для детей 2-3 лет и их цели
Принимая участия в играх со своим малышом, взрослые должны понимать, что этим путем способствуют достижению некоторых важных целей:
Воспитание у ребенка качеств личности. Основные понятия, что такое хорошо и что такое плохо, что есть добро, а что – зло, закладываются в процессе игры. При этом он без особого акцентирования понимает, что лучше быть вежливым, чем грубым.
В играх постепенно проявляется социализация. Малыш учится общаться с родителями и с другими детьми, дружить с ними. Он может научиться отстаивать собственное мнение.
Успехи в игре закладывают основы самооценки ребенка. Он получает уверенность в своих силах – важнейшее качество, необходимое в жизни.
Если игра – подвижная, она способствует физическому развитию ребенка. Он учится ходить и бегать, работать с различными предметами, становится сильнее и выносливее.
Мелкая моторика, точные движения, используемые в игре, чрезвычайно важна для гармоничного развития ребенка, поскольку непосредственно связана со становлением правильной речи.
Наконец, сюжетные игры для детей 2 – 3 лет развивают внимание, память, образное мышление и фантазию ребенка, тренируют его психику.
Итак, сюжетная игра — самая привлекательная для детей деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно (А, сейчас мы, например, «маленькие котята», «цирковые артисты» и т.д.).
Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир для малыша и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме»). Из опыта работы предлагаю конспект сюжетно – ролевой игры «Цирк».
Конспект сюжетно – ролевой игры «Цирк»
для детей младшего дошкольного возраста
Цель: формирование у детей представление, что такое цирк, создание условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе специально моделируемой ситуации.
Задачи: учить детей осуществлять игровые действия по речевой инструкции, активизировать речь детей; развивать творческое воображение, память, общую моторику; воспитывать желание играть в коллективе.
Предварительная работа: просмотр циркового представления (видеофильм); рассматривание иллюстраций, рассматривание циркового оборудования; заучивание стихотворений; разыгрывание этюдов, изготовление и подбор костюмов и атрибутов, подбор музыкального материала.
Атрибуты: шатер, арена, цирковая афиша, касса, билеты, картинный материал, программки, элементы костюмов, носики, колпаки, свистульки, «ушки», «горящие» обручи.
Игровые роли: шофер, директор цирка, кассир, контролер, клоун, дрессировщик, силач, канатоходцы - девочки, фокусник, «Мишка Топтыжка», «Львы».
Ход игры
Воспитатель:
- Ребята, просмотрите, какая красочная, яркая афиша. Кто на ней нарисован? (Дети перечисляют).
- Дети, к нам в город приехал цирк. Я очень люблю смотреть цирковое представление, а вы любите?
- А вы хотите отправиться в цирк?
- Как мы будем добираться до цирка?
Дети: Построим автобус (дети строят автобус из стульев).
- Прежде чем поехать давайте выберем артистов цирка (распределяем роли). Роль конферансье, берет – воспитатель.
Приезжают в цирк.
- Что нужно сделать, чтобы попасть в цирк?
Дети: Купить билеты.
Дети подходят к кассе. Покупают билеты. При входе в зал стоит контролер и проверяет билеты.
Звенит звонок. Уважаемые зрители, проходите в зал и занимайте свои места в зрительном зале.
Конферансье
- Добрый день!
Уважаемые зрители -
Дети и их родители!
Начинаем выступление -
Цирковое представление!
На арене цирка силачи.
«Почему такой силач,Как малыш, играет в мяч?Лишь такому силачуЭтот мячик по плечу:Серебристый, новый,Стокилограммовый!»
Силачи под музыку выполняют движения (силовые упражнения, гантели, поднятие штанги и т.д.), поклоны.
«По веревке я иду.Я иду – не упаду!Я иду – не покачнусь!Ты за мной иди, не трусь».
На полу выкладывается дорожка из атласной ленты. Это – «канат».
Канатоходцы - девочки, балансируя, проходят по ленте, выполняя несложные стойки на одной и двух ногах
Клоун в цирке каждый вечер.Сколько радости от встречи –Балагурит и хохочет,Рассмешит, кого захочет.
Выходят на арену клоуны, играют с детьми мячами, воздушными шариками.
«ПрокатитьсяМишке дали.Бурый Миша - старый плут:Нажимает на педали,Ездит целых пять минут».
(Мишка Топтыжка катается на самокате).
В красном фраке
дрессировщик,
Всех зверей
регулировщик,
Не боится
к тигру в пасть
Головой своей
попасть.
Выходит дрессировщик с львами. Дрессировщик дает команды, львы перебегают с одного стула на другой, пролазят через горящие обручи.
Конферансье.
- А наше представление продолжается.
6. «Кто из шляпы достаётЗайца всем на удивление?Это фокусник даётВ цирке представление».
- А сейчас нас удивит и порадует чудесами Фокус - Покус! (Исполняются фокусы).
Конферансье
Вот пришло нам время расставаться,
Представленье будем завершать.
Только просим вас не огорчаться.
Цирк всегда вас будет в гости ждать.
Любите цирк, цирк, цирк – И почаще приходите в цирк!
Дети садятся в автобус и возвращаются обратно в детский сад.
Воспитатель:
- Ребята, где вы были? Что вы там видели? А какой номер вам понравился больше всего? Хотели бы вы еще раз поехать в цирк?
Список литературы:
1. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. М.:Мозаика-Синтез, 2006г.
2.Михайленко, Н.Я., Короткова Н.А. / Как играть с детьми. М. 2001г. 3.Новоселова, С.Л. / Игра дошкольника. М., 1989 г.
4.Клинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. / Развитие игровой деятельности дошкольников. Методическое пособие. М. 2004
5.Скоролупова, О.А., Логинова Л.В. Играем?.. Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. М. 2005
6.Михайленко, Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с детьми. М.. 2001 6..