Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 101»
КОНСПЕКТ
занятия по формированию элементарных математических представлений
в старшей группе №5
Выполнила воспитатель
высшей категории
Хайлова С.Е.
Новокузнецкий округ , 2020 г
Программное содержание
Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5.
Познакомить с цифрой 0.
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади) и другого лица.
Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал: карточка с изображением пяти кругов, наборное полотно, карточки с различными изображениями по 7-8 штук на каждого ребенка, 9 цветочков одинакового цвета, карточки с цифрами от 1 до 9.
Раздаточный материал: треугольники разного цвета ( по 7 штук на каждого ребенка), полоски разной длины и цвета ( по 10 штук на каждого ребенка), карточки с цифрами от 0 до 9.
Ход занятия:
Вступительная часть.
Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся . Ребята, как вы считаете, современный человек должен уметь считать? Делаем вывод, считать - это важно и нужно.
На сегодняшнем занятии мы будем продолжать учится считать и упражняться в различных математических умениях.
Основная часть.
1 игровое упражнение «Кто быстрее составит число»
- Перед вами лежит наборное полотно. Рядом тарелочка с картинками. Маша, что изображено на твоих картинках? У всех есть такие? А у меня есть вот такая карточка: определите, какое число я загадала? С помощью каких фигур оно изображено?
- А вот задание: на наборном полотне на полочку под номером один выложите это число при помощи картинок с яблоками.(с пирамидками, с мячиками). Сколько всего картинок вы взяли? Как вы составили число5? Как это записать? Даша, покажи на доске.
2 игровое упражнение «Составим число»
- На другой тарелочке у вас лежат фигуры разного цвета. Что это за фигуры?
- Составьте при помощи треугольников разного цвета число 5 так, чтобы один и тот же цвет не повторялся дважды и выложите на полочку под номером 4.
- Сколько всего треугольников выложили? Сколько всего треугольников красного ( желтого, зеленого и т.д ) цвета вы взяли? Как вы составили число 5?
3 игровое упражнение «Сколько осталось?»
- Перед вами конверты, в которых находятся цифры от 1 до 9. Разложите их в таком же порядке на столе. На доске цветочки . Они одинакового цвета? Сосчитайте про себя и покажите соответствующую карточку с цифрой. Задание выполняется в полной тишине.
Затем воспитатель убирает по одному цветочку , а дети показывают цифрой, сколько цветочков осталось. Когда не остается ни одного цветка, воспитатель объясняет, что есть цифра, которая обозначает, что нет ни одного предмета. Это цифра 0.
- Найдите у себя карточку с цифрой 0. Обведите ее пальчиком по контуру, нарисуйте ее в воздухе. На что она похожа?
- Как вы думаете, перед какой цифрой мы должны ее расположить? Назовите все цифры по порядку.
Физминутка «Буратино»
4.Дидактическая игра «Кто ушел?»
Воспитатель вызывает 10 детей.
- Постройтесь в шеренгу и рассчитайтесь по порядку. Для остальных ребят очень ответственное задание: запомните, как они стоят. Все ребята закрывают глаза. В это время кто – то уходит из шеренги. Дети открывают глаза.
- Определите, кто ушел, на котором по счету месте стоял этот ребенок?
(игра повторяется 2 -3 раза)
5 игровое упражнение «Расскажи о длине полосок»
- Перед вами полоски разной длины. Разложите их, начиная от самой короткой, заканчивая самой длинной. Назовите длину каждой полоски.
- Что вы можете сказать о длине только двух полосок: красной и коричневой.
( красная короче коричневой),( коричневая длиннее зеленой). А теперь сравните только три полоски. Воспитатель обобщает: коричневая полоска короче красной, но длиннее зеленой.
6 игровое упражнение «Где лежит предмет?»
- Определите, где находятся настенные часы ( цветочная полка, зеркало логопедического уголка, уголок рисования?) относительно вас?
- Относительно меня?
3. Заключительная часть
Рефлексия.
- Давайте вспомним, какие задания мы сегодня выполняли?
- Какие понравились больше всего?
- Я вас очень хвалю и благодарю за четкие и правильные ответы, за то, что вы не перебивали друг друга, не выкрикивали и выслушивали задание до конца. За хорошую работу сегодня все получают наклейки. Занятие закончено.