Методическая разработка занятия
«Связь человека с природой»
для детей дошкольного возраста (6-7 лет)
по программе «Знакомство с окружающим миром»
Разработала:
педагог дополнительного образования
МБУДО «ЦДТ «Приокский» г. Рязани
Болотова Юлия Викторовна
Тема занятия: «Связь человека с природой»
Поздоровалось с людьми солнце на рассвете
- Пусть стихотворение поэтессы Т. Юриной станет девизом нашего занятия.
- Рассмотрите картинки. Найдите примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.
- Послушайте легенду: «Давным-давно у матери Вселенной родилась дочь – звали ее Земля. Ее отец – Космос на радостях устроил пир на весь мир и позвал в гости все галактики и созвездия. Каждый, кто приходил посмотреть на красавицу-Землю, приносил ей разные подарки. Отец подарил ей солнце, чтобы оно согревало Землю. Мать подарила ей Луну, чтобы она могла помечтать, глядя на неё. Все радовались, глядя на прекрасную Землю. И только злая колдунья Вирулина, которую не позвали на этот праздник, не простила обиды и решила отомстить. Долго думала она, как ей поступить, не один миллион лет прошел, и, наконец, придумала. Поселила на Земле человека. Земля не сразу забеспокоилась. «Пусть живет, - думала она. Много у меня богатства, на всех хватит». А Вирулина не торопилась, знала, что месть ее будет долгой, и, наконец, дождалась. Пришла как-то Вселенная в гости к своей дочери и не узнала ее. Все тело Земли изрыто карьерами, изранено взрывами бомб, засыпано мусором. Чистые когда-то моря и реки покрыты нефтяной пленкой. Леса почти все вырублены. Кислорода в воздухе все меньше, а углекислого газа все больше. Тонкое покрывало все в дырах, и губительные ультрафиолетовые лучи жгут израненное тело Земли. Ужаснулась Вселенная».
- Сегодня мы будем говорить о взаимосвязи природы и человека, проблемах, связанных со здоровьем нашей планеты.
- Что необходимо для существования жизни на Земле?
- Солнце, воздух, вода, почва – это окружающая среда.
- Рассмотрите схему и расскажите о значении природы для людей.
- Природа – это среда обитания человека; природа – это кладовая ресурсов, необходимых человеку для жизни.
- Все живое на земле связано крепкими узами природного родства, тесным взаимодействием друг с другом.
- Ученые, делая снимки нашей планеты, увидели тревожные факты.
Выхлопные газы автомобилей загрязняют воздух.
Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата.
Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются.
Кит, выбросившийся на берег – последствия загрязнения моря отходами химического производства.
Водоемы, покрытые нефтью – последствия аварий на нефтепроводе.
- Все эти тревожные факты составляют экологические проблемы.
Посмотрите видео фильм «Загрязнение воды»
- Какие чувства вызвал у вас этот фильм?
- Как называется река, на берегу которой расположен наш город?
1. Какая деятельность человека вредит реке Оке?
(Сток канализационных вод, сброс мусора вблизи берегов)
Какие рыбы обитали в Оби, но исчезли или стали редкими в результате деятельности человека?
(Белуга, осетр, белорыбица, стерлядь)
В какое время запрещён вылов рыбы?
(Во время нереста, развитие малька)
Как помочь реке? Что вы можете сделать для этого?
(Не мусорить, расчищать родники, убирать мусор по берегам)
- Не только реки и озера страдают от деятельности человека, но и лес. Посмотрите небольшой видеоролик «Экологические проблемы леса».
- Какие экологические проблемы леса вы увидели? С чем это связано?
- Знаете ли вы?... Учёными подсчитано:
За один день на земле исчезает несколько видов растений и животных.
Количество чистого воздуха постоянно сокращается из-за вырубки лесов, сгорания попутного газа и загрязнения воздуха выхлопными газами автомобилей.
Осушение болот нарушает питание мелких рек, способствует высыханию леса, приводит к значительному увеличению лесных пожаров.
Каждую минуту сокращается площадь леса и увеличивается площадь мусорных свалок.
Чем мы можем помочь лесу?
Игра «Хлопаем - топаем»
(если согласны с вопросом - хлопайте, если нет - топайте)
Если я приду в лесок и сорву ромашку?
Если съем я пирожок и выброшу бумажку?
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?
Если ветку подвяжу, колышек подставлю?
Если разведу костер и тушить не буду?
Если сильно насорю, и убирать не буду?
Если мусор уберу, банку закопаю?
Очень я люблю природу, ей я помогаю.
- Такая же проблема мусорных свалок существует и в больших городах, которые окружены большими мусорными горами. Мусор некуда вывозить. Его пытались сжигать, но загрязнялся воздух, и люди в городах заболевали. Мусор зарывали в землю, но оказалось, что он долго разлагается в земле.
Сроки разложения мусора:
Пищевые отходы – около месяца.
Картонные коробки – около 3-х месяцев.
Пластиковые бутылки – 180-200 лет.
Алюминиевые банки – 500 лет.
Стекло – более 1000 лет.
Электрические батарейки – 110 лет.
Консервные банки – 10 лет.
Резиновые покрышки – 120-140 лет.
Современный метод решения этой проблемы — раздельный сбор отходов и их переработка.
При сортировке отходы разделяются на несколько групп: пластик, бумага, стекло, металл и пищевые отходы. Из металлических обрезков изготавливают проволоку. Бумажные отходы перерабатывают в бумагу, картон и другие материалы. Отходы из пластика используются для изготовления изделий из пластмассы, в производстве труб.
Рассортируйте мусор по бакам.
Зеленый бак – стекло
Синий бак – бумага
Желтый бак – пластик
Коричневый бак - пищевые отходы
Красный бак – металл
Черный бак – опасные отходы
Будьте природе другом!
Природа дарит свои богатства, открывает свои тайны тем людям, которые любят ее, терпеливо наблюдают и бережно, с уважением относятся к ней.
Давайте выйдем все во двор,
Очистим мы земной ковёр
От мусора, нечистоты,
Кругом посадим мы цветы.
И станет больше доброты,
Надежды, веры, теплоты.
Любить друг друга нам всегда!
Мы смоем грязь, уйдёт беда.