Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад № 71»
Дидактическое пособие «Азбука эмоций»
Автор: Тюсова Оксана Валерьевна, воспитатель
Возраст детей: 5 – 7 лет.
Количество участников: от 2 до 8.
Цель: Создание условий для развития эмоционально-коммуникативной сферы детей.
Задачи: Образовательные: - формировать навыки выстраивания отношений с окружающими на базе сотрудничества и взаимопонимания;
- закреплять знания у детей об основных эмоциональных состояниях и их проявлениях в разной деятельности;
- учить детей передавать различные эмоции, соотносить схематическое изображение эмоций с эмоцией персонажа;
- отрабатывать мимическую реакцию, учить передавать эмоции через вхождение в образ персонажа;
- формировать умение работать в паре, совершенствовать навыки общения и взаимодействия со сверстниками;
- учить детей узнавать эмоцию по схеме, изображать ее, находить соответствующую ей сюжетную картинку,
Развивающие: - развивать умения верно и корректно реагировать на эмоциональные проявления других людей;
- способствовать развитию конструктивных умений;
- развивать социальную и эмоциональную сферу ребёнка;
- развивать умения распознавать и соотносить эмоции с ситуациями;
- развивать творческое мышление, воображение, мелкую моторику и речь детей.
Воспитательные: - воспитывать доброжелательные отношения детей в игре.
Основные этапы создания пособия:
1.Предварительный. Обдумывание содержания пособия, выбор игр в соответствии с дидактическими задачами; разработка дизайна, подготовка игрового оборудования; подбор заданий, коррекция и обработка найденных картинок, редактирование в нужный формат, создание пособия (распечатка, ламинирование, оформление); разработка и описание различных вариантов использования пособия; определение времени игры в режиме дня, определение количества играющих.
2. Основной. Использование и реализация пособия в игровой и обучающей деятельности с детьми. Проведение дидактических игр: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом; объяснение хода и правил игры; показ игровых действий воспитателем; определение роли воспитателя в игре; выработка у детей игрового настроения, желания играть; руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи; подведение итогов игры.
3. Заключительный. Анализ использования дидактического пособия: выявление удачных и наиболее успешных приёмов при подготовке и проведении игры. Доработка и обогащение новым материалом игровых заданий, усложнение игр .
Варианты использования дидактического пособия:НОД, совместная деятельность, самостоятельная деятельность детей, игры в кругу семьи. Пособие состоит из 5 дидактических игр.
Дидактическая игра «Веер эмоций»
Материал: веер с изображениями различных эмоций (пиктограмм), предметные картинки с персонажами, передающие различные эмоциональные состояния.
Ход игры: у каждого участника определённый набор картинок. Водящий показывает на веере одну из пиктограмм, остальные участники подбирают соответствующую предметную картинку
Дидактическая игра - лото «Такие разные животные»
Материал: 8 карточек с изображениями животных в разных эмоциональных состояниях, набор подобных разрезных картинок.
Ход игры: Водящий показывает картинки по одной. Считается справившимся с задачей тот ребёнок, который первым закрыл все картинки на своём игровом поле.
Дидактическая игра «Собери портрет»
Материал: разрезные части лица разного эмоционального выражения
Ход игры: ребёнку предлагается подобрать соответствующие части лица с заранее обговоренной эмоцией (и, наоборот: подобрать части лица и описать эмоцию).
Дидактическая игра « Подбери сюжетную картинку»
Материал: сюжетные картинки с изображением различных эмоциональных состояний, пиктограммы.
Ход игры: водящий показывает пиктограммы, участники игры подбирают соответствующую сюжетную картинку; и, наоборот: к предложенной водящим сюжетной картинке участники подбирают соответствующую пиктограмму.
Дидактическая игра «Круг эмоций»
Материал: круг со стрелкой и пиктограммами, предметные картинки.
Ход игры: один ребёнок на круге стрелкой показывает своё настроение, а другой подбирает картинку с персонажем, изображающим соответствующее настроение.
Дидактическая игра «Веер эмоций»
Дидактическая игра «Такие разные животные»
Дидактическая игра «Собери портрет»
Дидактическая игра «Подбери сюжетную картинку»
Дидактическая игра «Круг эмоций»