Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


статья на тему "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Аннотация. В статье рассматривается значимость творческого воображения детей дошкольного возраста. Как пример развития творческих способностей, характеризуется использование техники декупаж. Также в работе анализируются различные точки зрения по поводу методов развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольники, техника декупаж, элемент, сочетания, новые представления, воображение.

Актуальность исследования заключается в том, что возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, т. е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.

В связи с этим встает проблема развития воображения. Общепризнано, что дошкольное детство является тем возрастом, в котором закладывается фундамент многих личностных качеств ребенка, формируются основы его мировосприятия. Указанный возраст, по мнению Н.С. Лейтеса, обладает повышенными возможностями, которые проявляются в любознательности, остроте восприятия, яркости воображения.

Развивать творческое воображение можно по средствам декупаж. Декупаж – увлекательное и несложное занятие, имеющее множество методик и доступное даже самым юным мастерицам. С его помощью можно изготовить эксклюзивные предметы интерьера, которые украсят не только ваш дом, но и выставочные залы арт галерей. В рамках данного обзора мы рассмотрим, как выполнить своими руками декупаж для начинающих пошагово с фото. Не стоит переживать, что что-то не получится, на самом деле всё очень просто. С помощью этой техники в вашем доме обретут новую жизнь старая мебель, посуда, коробки от обуви и многие другие вещи.

Как правило, при проведении занятий используются традиционные материалы и репродуктивные методы обучения. Это не всегда дает детям в полной мере раскрыть свой творческий потенциал. Можно предположить, что использование нетрадиционных техник в изобразительном искусстве будет являться необычным, а также доступным и безопасным средством для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста и их продуктивной деятельности.

Проблема развития творческого воображения изучалась многими учеными, педагогами, психологами и отражена в работах Р. Ассаджиоли, М.Е. Вербовской, Л.А. Венгера, Н.Е. Веракса, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, Д. Дидро, Е.Г. Игнатьева, В.А. Крутецкого, Р.С. Немова, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Л.Ф. Тихомировой, К.Д. Ушинского и др.

Воображение представляет собой умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта посредством новых их сочетаний к соотношению что-либо новое, которое выходит за пределы ранее воспринятого [3].

Однако эти качества не проявляются у детей спонтанно. Если не заниматься их развитием специально, то к 18 годам эти способности угаснут.

А.К. Маклаков пишет о том, что воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Это согласуется с мнением Г.А. Урунтаевой, которая описывала воображение как психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте.

Психолог В.Н. Брушлинский считал, что воображение – одна из форм мышления.

Развитое воображение – это залог успешности ребёнка в будущем. Именно это качество помогает легко учиться, заниматься научными, творческими проектами, находить решение в сложных ситуациях. Богатое воображение формирует личность ребёнка, приобщает его к миру искусства и техники.

По мнению О.С. Ефимова, творческое воображение – это процесс создания новых образов, продуктов творческого труда, оригинальных идей.

Л.С. Выготский, анализируя работу Т. Рибо, указывает, что воображение в жизни ребенка связано с эмоциями. При слушании сказок, в игре или изобразительной деятельности он испытывает сильные чувства и переживания, из-за которых возникают некие образы, которые стимулируют развитие воображения.

Таким образом, можно отметить, что воображение играет существенную роль в жизни любого человека. Чтобы представить какой-то образ, идею, человек обращается к воображению. Так же воображение приходит на помощь, когда человеку необходимо представить еще не случившуюся ситуацию и продумать различные варианты ответов или поведения и т.д.

В конечном итоге воображение позволяет соединять элементы вместе по определенной логике, выделять какой-либо из них по одному или нескольким признакам, восстанавливать общую картину, домысливая недостающие элементы [10].

По мысли Л.С. Рубинштейна, основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве [4].

Подчёркивая значение воображения, В.И.Ленин назвал предрассудком мысль, что фантазия необходима только поэту: «Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии» [4]

Л.С. Коршунова считает, что при помощи воображения человек отображает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочинениях и связях. Воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы 

Развитие воображения у детей в возрасте 5-6 лет позволяет «жонглировать» различными свойствами известных предметов: соединять их, выделять лишнее, замещать, преувеличивать какое-то из них, упрощать и превращать в схемы и многое другое. В конечном итоге получится новый предмет или модернизируется старый.

Это умение позволяет перенести из области практики в теорию какие-либо действия и проанализировать возможный результат. К примеру, сделать вывод о том, что чай станет невкусным, если добавить в него соли.

Все возможности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста служат его успешному развитию, социализации и приобретению полезных умений и навыков. В конечном итоге дарят возможность преобразовывать окружающий мир под свои запросы, когда из роли подчиненного человек переходит в ранг творца и управляющего.

Многие родители удивляются вещам, которые их ребёнок нафантазировал: играм, сюжетам рисунков, страхам, каким-то несуществующим событиям из жизни. Всё дело в том, что взрослые уже утратили значительную часть возможностей своей фантазии, а воображение у детей начинает развиваться довольно рано и занимает большую часть его познавательной активности [7].

Развитие воображения у детей 5-6 лет тесно связано с изобразительным искусством. Воссоздавая уже знакомые образы, ребёнок может преобразовывать их в соответствии со своим видением мира, получая новые темы [1].

Развитие воображения находится в тесной связи с желанием дошкольников попробовать новые виды деятельности. Родители могут воспользоваться этим, создав необходимые условия для стимулирования ребёнка к занятиям: подготовить разнообразные виды бумаги (гофрированная, крепированная, бархатная, с блёстками, для акварели, пергамент и т.д.), организовать рабочее пространство (стол, стул, двухстороннее освещение, набор канцелярских инструментов, салфетки для рук) и т.п.

Воображение играет огромную роль в жизни каждого человека. Без воображения не обойтись ни изобретателю, ни артисту, ни художнику. Казакова утверждает, что крайне важно развивать воображение у дошкольников. Чтобы хорошо усваивать какие-либо знания, приходится размышлять, воображать, представлять образы.

Таким образом, благодаря любознательности, дошкольник расширяет свой кругозор, обогащает жизненный опыт, узнает много нового. Очень часто ребенку помогает воображение, так как он не может увидеть все. Воображая, он может оперировать образами, представлять что-то необычное.

Список литературы

Благонравова, А.В. Воображение и творческое мышление. Обучающие тесты для детей 5-6 лет [Текст]/ А.В. Благонравова. - М. : Академия развития, 2017. - 217 c.

Брагинский, Э.Р. Игра воображения. Комедии для театра [Текст]/ Э.Р. Брагинский. - М.: Советский писатель. Москва, 2015. - 416 c.

Буковская, Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников [Текст]/ Г.В. Буковская. - М. : Владос, 2018. - 192 c.

Борисова, М.М. Воспитатель в дошкольных образовательных организациях. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие / Борисова М.М., Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А.; Под ред. Козлова С.А., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 508 с.: 60x90 1/16. - (Практическая педагогика) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-011376-0 - Режим доступа:

Веселовский, А.Н., Жуковский В. А. Поэзия чувства и «сердечного воображения» [Текст]/ А.Н. Веселовский. - М. : Intrada, 2015. - 464 c.

Виницкий, И.А. Дом толкователя. Поэтическая семантика и историческое воображение В. А. Жуковского [Текст]/ И. А. Виницкий. - М.: Новое литературное обозрение, 2015. - 328 c.

Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]/ Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2016. - 448 c.

Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]/ Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2018. - 448 c.

Жатсель, А.А. Воображение [Текст]/ А.А. Жатсель. - М.: ФАИР-Пресс, 2018. - 144 c.

Козловская, Е.А. Детям о безопасности на дорогах. Развитие воображения [Текст]/ Е.А. Козловская, С.А. Козловский. - М.: Дрофа, 2013. - 956 c.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области