Алексеева Людмила Владимировна,
методист МАУДО г.Нижневартовска «ЦДТ»,
Нижневартовск
Технология фасилитации:
3 эффективных приёма групповой работы
Фасилитация – (от англ. «facilitate» – облегчать) – это технология организации групповой работы, разработанная североамериканскими и австралийскими психологами в 60-е годы XX века. Её главная задача – помочь группе специалистов эффективно решать существующие проблемы. Для этого используется множество интересных методик. В этой статье мы рассмотрим три из них – «Артефакт», «Идеялог», «Мерседес».
Техника «Артефакт»
Артефакт - (лат. artefactum arte - искусственно + factus - сделанный) – это продукт человеческой деятельности, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. Именно последний критерий и берется в основу методики.
На выполнение задания отводится 10-20 минут. Участникам мероприятия предлагается объединиться в группы и выбрать делегата от своей команды. Затем им задается вопрос, на который нужно получить ответ, используя артефакт как метафору, символ. Например: «Коллеги, я прошу вас выбрать для своей команды из 5 представленных предметов один. Найдите 5 ключевых общих черт между ним и системой дополнительного образования».
Сначала этот вопрос решается индивидуально каждым участником в течение 1-2 минут. Затем он обсуждается в группе, где каждый на протяжении 5-7 минут озвучивает свои варианты. Завершает метод выбором идеи при общем согласии. Это может быть как чье-то конкретное предложение, так и микс из представленных концепций.
Техника «Идеялог»
Для выполнения этой технологии требуется от 20 до 40 минут. Участники семинара в ходе дискуссии определяют ряд «болевых точек» проблемы и распределяют их среди своих групп, состоящих из 3-5 человек.
Затем в течение 2-3 минут каждый участник индивидуально фиксирует свои мысли по предложенному вопросу. На следующем этапе – 7-10 минут - в группах происходит обсуждение идей друг друга. Каждый записывает себе лучшие на его взгляд варианты решения проблем.
Продолжается работа в парах, которые создаются по желанию. Участники свободно делятся друг с другом идеями и при желании заимствуют их. Этот этап повторяется 2-5 раз по 5-7 минут.
По истечению отведенного времени все участники возвращаются в свои первоначальные группы и озвучивают «украденные» идеи. Путем обсуждения выбирают 3 лучших предложения (7-15 минут).
На заключительном этапе (5-10 минут) организуется выставка идей, на которой рассматриваются и оцениваются разработанные решения проблемы.
Техника «Мерседес»
Данная методика предполагает организацию работы группы по определенному алгоритму.
Лист флипчарта делится на 3 части: идеи, барьеры (риски) и рекомендации. В центре помещается слово «задача».
Перед каждой группой ставится задание проработать свое направление. В форме мозгового штурма участники генерируют идеи, определяют возможные риски, возможные при их реализации, вырабатывают рекомендации для успешного решения задач, а затем презентуют свои проекты.