Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Крутихинская СОШ» Структурное подразделение – «Крутихинский детский сад»
МКОУ «Крутихинская СОШ»
Обобщение передового педагогического опыта работы по
теме самообразования:
«Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста»
на 2019 – 2020 учебный год
Воспитатель
II квалификационной категории:
Незнахина Ирина Николаевна
План самообразования
Цель:
Выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества, а также развивать интерес детей к народному фольклору.
Задачи:
Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;
Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами;
Обогащать чувства детей, воображение и речь;
Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству;
Прививать навыки общения и коллективного творчества;
Развивать у детей сферу чувств, соучастие, сопереживание, умения управлять своими чувствами;
Создать условия и привлечь родителей к устному народному творчеству в воспитании детей.
Актуальность:
Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержание и совершенной формой. Оно постоянно изучается, к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребенок с малых лет.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.
Этапы работы
Подбор материала необходимого для работы с детьми, родителями и педагогами на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».
2019 – 2020 уч.г.г.
2.
Практический этап
Сентябрь
2.1.
Тема: «Устное народное творчество в развитие ребенка дошкольника.
Роль потешек в развитии речи ребенка».
Работа с детьми:
1) Применять потешки в режимных моментах. Использование потешек на занятиях.
2)Чтение детям русских народных сказок.
3)Дидактические, настоль – печатные игры по мотивам потешек.
4) Разучивание и проговаривание потешек.
Работа с родителями:
1) Создание красочных книг с потешками для детей.
2) Создание картотеки потешек для работы с детьми.
Работа с коллегами:
1) Консультация: «Роль фольклора в развитии детей».
Октябрь
2.2
Тема: Изучение темы «Использование загадки в умственном воспитании детей дошкольного возраста».
Работа с детьми:
1)Использование загадок на занятиях.
2)КВН по загадкам.
3)Загадки в режимных моментах.
Работа с родителями:
1) Создание красочных книг с загадками для детей.
2) Наглядно – текстовая информация: «Загадки, поговорки, пословицы».
Работа с коллегами:
1)Круглый стол на тему: «Загадки знать – ум развивать».
Ноябрь
2.3.
Тема: «Использование фольклора в работе с детьми».
Работа с детьми:
1) Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?».
2)Чтение русских народных сказок, потешек, поговорок, скороговорок, прослушивание аудио записей сказок, просмотр через проектор.
Работа с родителями:
1)Показ родителям ролика «Потешки в жизни нашей группы».
2)Беседа с родителями: «Роль родителей в нравственном воспитании детей».
Работа с коллегами:
1)Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей разных возрастов».
Декабрь
2.4.
Тема: «Роль сказки в воспитании детей».
Работа с детьми:
1)Настольно – печатные игры по народным сказкам.
2)Рисование по мотивам сказок.
Работа с родителями:
1)Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки».
2)Семинар – практикум на тему: «Мои любимые сказки».
Работа с коллегами:
1) Создание папки - передвижки «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка».
2)Составление картотеки по русским, мордовским, татарским народным сказкам.
Январь
2.5.
Тема: «Настольно – печатные игры по русским народным сказкам».
Работа с детьми:
1) Настольно – печатные игры.
2)Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.
3)Придумывание сказок (групповое или индивидуальное).
Работа с родителями:
1)Круглый стол на тему: «Народные игры – как средство социализации детей».
2)Консультация: «Влияние народной игры на социализацию ребёнка».
Работа с коллегами:
1)Консультация на тему: «Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Февраль
2.6.
Тема: «Устное народное творчество как средство духовно - нравственного развития личности ребенка».
Работа с детьми:
1)Лепка сказочных героев.
2)Создание декоративного узора, путем использования нетрадиционных техник.
Работа с родителями:
1) Семейный конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» (семейное фото или о том как она делалась).
2)Консультация: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей».
Работа с коллегами:
1)Мастер - класс: «Устное народное творчество в режимных моментах».
Март
2.7.
Тема: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей».
Работа с детьми:
1)Развлечение «Широкая Масленица».
2)Рисование по мотивам потешек.
3)Проговаривание и заучивания потешек и скороговорок.
Работа с родителями:
1) Совместное творчество детей и родителей (выставка детских работ на тему: «Игрушка своими руками»).
2)Консультация: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей».
Работа с коллегами:
1)Педагогический проект «Фольклор как средство повышения интереса дошкольников к русскому народному творчеству».
Апрель
2.8.
Тема: «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек».
Работа с детьми:
1)Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».
2)Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!».
Работа с родителями:
1) «Посиделки» (творческий вечер с участием родителей).
2)Семейный конкурс рисунков по мотивам потешки.
Работа с коллегами:
1)Консультация: «Влияние пальчиковых игр на развитие дошкольников».
Май
2.9.
Тема: «Народно – декоративно прикладное искусство в устном народном творчестве».
Работа с детьми:
1)Просмотр презентации «Народно – декоративно прикладное искусство в устном народном творчестве».
2)Роспись сувениров гжелью, хохломской и городецкой росписью.
Работа с родителями:
1) Консультация: «Вечер русских народных игр и забав».
2) Отчет по теме самообразования. Презентация.
2) Работа с коллегами:
1)Подготовка материала «Опыт работы» с методической разработкой по теме самообразования.
Список используемой литературы:
1.Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников». 3-е издание, – М.: Академия, 2000. – 400 с;
2.Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. «Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 2006.;
3.Большая книга для маленьких «Сборник потешек, сказок, стихотворений и рассказов для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Составители: Э. Падерина, А. Плитченко, В. Сурель/ / Новосибирск; Западно – Сибирское книжное издательство – 2000;
4.Выготский Л.С. «Лекции по психологии». СПб., 2008;
5.Дудецкий А.Я. «Теоретические основы воображения и творчества». Смоленск, 2004;
6. Даль В.И. «Пословицы и поговорки русского народа». М., 2009.;
7.Журналы «Дошкольное воспитание» Москва. № 8, 2004 г;
8.Журналы «Ребёнок в детском саду»;
9.«Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки» // Сост. Г.Науменко. М., 1998;
10.Иванова О.А. «Учимся читать художественную литературу». – М.: Школьная пресса, 2005. – 80 с.;
11.Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч»;
12.Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2012.
13.Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2010.
14. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры М.: Просвещение, 2005;
15.И.А. Лыкова «Цветные ладошки», «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, издательство «Карапуз - Дидактика».
16.Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей». – Ярославль: Академия развития, 2007. – 240 с;
17. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т.С. М.: Педагогическое общество России 2005.;
18.Пескишева Т. «Малые фольклорные формы в работе с детьми с общим недоразвитием речи» //Дошкольное воспитание. – №8. – 2007. – с. 86-934;
19.«Программа воспитания и обучения в детском саду» // Под редакцией М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 2004. – 144 с.
20.Сазонова С.Е., Малинина О.В. 5.Селиверстов В.И. «Речевые игры с детьми». – М.: Владос, 2005. – 178 с.;
21.Павлова Л.Н. Фольклор для маленьких. – «Дошкольное воспитание», №12 – 2003;
22.Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 2009.
23.Тихеева Е.И. «Развитие речи дошкольника» //Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2000. – 144 с.;
24.Ушакова О.С. «Развитие речи дошкольников». – М.: Издательство института психотерапии, 2001. – 256 с.
Интернет – ресурсы:
1.Изучение методик и технологий педагогов в интернете.