Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


« Дополнительное образование детей и подростков как реальная возможность развития и реализации способностей обучающихся»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Статья: « Дополнительное образование детей и подростков как реальная возможность развития и реализации способностей обучающихся»

Современный этап развития нашего государства характеризуется бурными преобразовательными процессами в различных областях общественной жизни, существенным обновлением всей системы сложившихся в обществе отношений. Важной и актуальной задачей современного образования является ориентация на развитие творческой личности, способной осознанно строить свои отношения в различных жизненных ситуациях, становиться «автором» собственной жизни. В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи. В настоящее время дополнительное образование детей в России рассматривается как уникальный феномен системы образования, как единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности за пределами образовательных стандартов, основное предназначение данного процесса – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

Дополнительное образование детей призвано обеспечить ребёнку разнообразные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ) 2016 рассматривает дополнительное образование как новое педагогическое направление, способствующее «формированию и развитию творческих способностей детей и взрослых, удовлетворению их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, укреплению здоровья, а также организации их свободного времени» [6].

Современное дополнительное образование-это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому. Система дополнительного образования детей, в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка успешно решает задачу подготовки поколений для жизни в современном информационном обществе.

Особое место в решении проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения занимает дополнительное образование детей. Выбрав творческие объединения по интересам, обучающиеся оказываются в пространстве разновозрастного общения, где могут проявить самостоятельность, инициативу, лидерские качества, умение работать в коллективе и наиболее полно реализовать свои способности. Дополнительное образование детей – огромное пространство, в котором обучающиеся могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать творческие способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.

Помимо воспитания и творческого развития обучающихся, дополнительное образование решает проблемы обеспечения занятости, формирование здорового образа жизни, профилактики безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений. Вопрос посещать или не посещать учреждения дополнительного образования не должен стоять перед родителями, ведь это прекрасный способ проявить творческие данные и уникальные способности своего ребёнка и ещё больше развить их. В школьном возрасте дети хорошо обучаемы и могут многому научиться. В учреждениях дополнительного образования творческие объединения по интересам доступны всем желающим. Это невероятная возможность для развития детей. А педагоги дополнительного образования с удовольствием помогут обеспечить всестороннее развитие.

Современная система дополнительного образования предоставляет обучающимся возможность развивать свои способности по разным направлениям: художественной, технической, туристско-краеведческой, социально-педагогической, естественно-научной, физкультурно-спортивной. Кроме этого, даёт учащимся реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Ведь каждый ребёнок по-своему талантлив, и каждому необходимо дать возможность найти свою область познавательной деятельности, где его способности проявятся наиболее ярко. А педагоги дополнительного образования должны увидеть эти таланты, приложить все усилия для их развития, предоставить возможность радоваться собственным открытиям и достижениям. Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать ещё в школьные годы, выпускник учреждения дополнительного образования будет лучше подготовлен к современной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства её достижения.

Роль дополнительного образования заключается в помощи обучающимся сделать правильный выбор. Обучающиеся имеют право на свободу выбора направления деятельности, содержания и форм занятий, могут не бояться неудач в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. Благоприятная атмосфера на занятиях, доброжелательное отношение педагога способствуют самостоятельному решению проблем.

Каждому обучающемуся предоставляется возможность выбора действий, определения необходимых для себя целей, а в этом им помогают инициативные, творческие педагоги дополнительного образования, увлечённые своим делом. В своей работе педагоги умело создают «ситуацию успеха» каждому ребёнку, стараются поддержать атмосферу успешного сотрудничества, обеспечивают поддержку, эмоционально реагируют на достижения обучающихся. Целенаправленная деятельность педагогов по формированию ориентации на успех не может не сказаться на личностном развитии детей. Развивать творческую и познавательную активность, реализовывать личностные качества обучающимся помогают разнообразные виды деятельности, обладающие развивающим и оздоровительным потенциалом. Знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, формируют у обучающихся расширенный кругозор и активную жизненную позицию. Посещая объединения различной направленности, обучающиеся учатся мечтать, проектировать, планировать, подниматься по ступенькам мастерства. Занятия в объединениях по интересам обеспечивают творческую и социальную самореализацию личности ребёнка, способствуют профессиональной ориентации и адаптации обучающихся.

Из всего вышесказанного следует, что для обучающихся созданы условия для развития личностных способностей, творческой активности, мышления, познавательных интересов, навыков самообразования, способствующих самореализации личности, творческого потенциала в современных социально-экономических условиях и в интересах общества в целом.

Список используемых источников:

1. Бояринцева, А. В. Дополнительное образование сегодня / А.В. Бояринцева // Новые ценности образования. Принцип дополнительности. – 2006. – Вып. 4 (28). – с. 105 – 109.

2. Бухвалов, В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. / В.А. Бухвалов. – М: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144 с.

3. Иваненко, И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей / И.Н. Иваненко // Дополнительное образование. – 2005. – № 9. – с. 21 – 23.

4. Путин, В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России [Электронный ресурс] / В.В. Путин. – 2012. – Режим доступа: http://www.kp.ru/daily/3759/2807793/

5. Приказ Минобрнауки России от29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным и общеобразовательным программам» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Омега - Л,2013.– Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области