Пояснительная записка
Цель курса «Школьный проект-реализация своих возможностей»:
трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития; создание условий для выполнения каждым учащимся индивидуального или группового проекта по итогам учебного года.
Задачи курса «Школьный проект-реализация своих возможностей»:
-формирование позитивной самооценки, самоуважения школьника, развитие образовательной успешности каждого ученика.
- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: - умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; - способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; - формирование социально адекватных способов поведения.
-формирование способности к организации деятельности и управлению ею: - воспитание целеустремленности и настойчивости; - формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; - формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; - формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения, добиваться поставленной цели.
- формирование умения решать творческие задачи; умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции).
Предметные результаты:
Освоения программы с учётом общих требований Стандарта должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. Ученик, освоивший курс должен освоить умения и навыки в проектной деятельности от постановки проблемы до создания портфолио проекта.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
1). Введение – знакомство с содержанием проекта (1ч)
Проект – это образ будущего продукта; работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
Форма организации: теоретическая
Виды внеурочной деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение
2). Виды проектов (2ч)
По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный. Классификация проектов по ведущим видам деятельности: учебные исследования; информационный (сбор и обработка информации); игровые (занятия в форме игры); творческие проекты; практико - ориентированные (практические). Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Форма организации: теоретическая
Виды внеурочной деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение
3). Этапы проекта (18ч)
Первым этапом работы над проектом является проблематизация - необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть.
Второй этап работы - целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте. Важнейший этап работы над проектом – это планирование, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятная цель, можно приступить к работе. Следующий этап проектного цикла - реализация имеющего плана. Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результаты работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность.
Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работа над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе опыта. По завершении работы необходимо сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап коррекции - осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы. Завершающий этап работы - самооценка и рефлексия.
Форма организации: теоретическая, практическая
Виды внеурочной деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение
4). Портфолио проекта (10ч)
Составление письменного отчета о ходе реализации проекта, представление отчета в виде портфолио (титульный лист, введение, проблематика, актуальность, целеполагание, методы работы, форма проекта, результаты, фото-подтверждения, иллюстрации (рисунки), компьютерная презентация).
Форма организации: теоретическая, практическая
Виды внеурочной деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение
5). Паспорт проекта (3ч)
Краткое сущностное содержание проекта с исходными личностными данными.
Форма организации: теоретическая, практическая
Виды внеурочной деятельности: познавательная
3. Тематический план
№ п/п | Название раздела (темы) | Общее количество часов | Вид деятельности |
1 | Введение в проектную деятельность | 1 | Познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение |
Виды проектов | 2 | ||
2 | Виды проектов по времени, по количеству участников, по предметному содержанию, по ведущему виду деятельности | Познавательная деятельность | |
3 | Отбор предметных предпочтений для выбора проекта (тестовые таблицы и рисунки) | Познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение | |
Этапы проекта | 18 | ||
Проблематизация | 2 | ||
4 | Понятие проблемы проекта | Познавательная деятельность | |
5 | Определение значимых проблем. | Познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение | |
Планирование | 2 | ||
6 | Значение планирования в проектной деятельности | Познавательная деятельность | |
7 | Составление плана мини-проекта. Детализация планов конкретных проектов | Познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение | |
Поиск информации и ее обработка | 3 | ||
8 | Виды информации и способы ее получения | Познавательная деятельность | |
9 | Анкетирование, интервьюирование, опрос: выход с вопросами на группы информаторов – участников образовательного процесса в школе. | Познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение | |
10 | Обработка информации (статистическая и аналитическая). Составление и решение задачи с полученными в ходе анкетирования, опроса и интервьюирования данными. | Познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение | |
Реализация проекта | 6 | ||
11 | Значение графика работ для выполнения плана проекта | Познавательная деятельность | |
12 | Консультации руководителя проекта – учителя предметника, родителя. Поиск и отбор информации. Составление плана-графика реализации проекта | Познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение | |
13 | Консультации руководителя проекта. Формирование структуры проекта | Познавательная деятельность | |
14 | Консультации руководителя проекта. Работа над содержанием проекта. | Познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение | |
15 | Консультации руководителя проекта. Работа над содержанием проекта | Познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение | |
16 | Составление отчета о ходе реализации проекта | Познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение | |
Презентация проекта | 3 | ||
17 | Требования к презентации проекта. | Познавательная деятельность | |
18 | Выбор формы презентации проекта. Плакат, буклет, сценарий, информация на сайт, статья в газету, доклад, презентация, стенгазета и т.п. | Познавательная деятельность, , проблемно-ценностное общение | |
19 | Выбор формы и отработка презентации проекта: стендовый доклад, театрализированное выступление, медиапрезентация и т.п. | Познавательная деятельность, , проблемно-ценностное общение | |
Коррекция проекта, самооценка и рефлексия | 2 | ||
20 | Для чего нужна коррекция проекта | Познавательная деятельность | |
21 | Соотнесение замысла проекта с полученным продуктом | Познавательная деятельность, , проблемно-ценностное общение | |
Портфолио проекта | 10 | ||
Требования к оформлению проекта | 3 | ||
22 | Требования к оформлению портфолио проекта | Познавательная деятельность | |
23 | Отбор содержания для портфолио | Познавательная деятельность | |
24 | Оформление портфолио проекта | Познавательная деятельность | |
Оформление портфолио проекта | 5 | ||
25 | Материалы и способы оформления портфолио | Познавательная деятельность | |
26 | Знакомство с существующими портфолио проектов и исследовательских работ | Познавательная деятельность | |
27 | Консультации руководителя проекта. Оформление портфолио проекта | Познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение | |
28 | Консультации руководителя проекта. Оформление портфолио проекта | Познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение | |
29 | «Сборка» портфолио проекта | Познавательная деятельность | |
Презентация портфолио проекта | 2 | ||
30 | Требования к презентации | Познавательная деятельность | |
31 | Составление презентации | Познавательная деятельность | |
Паспорт проекта | 3 | ||
32 | Структура паспорта проекта | Познавательная деятельность | |
33 | Отбор материала для заполнения паспорта проекта | Познавательная деятельность | |
34 | Заполнение паспорта проекта | Познавательная деятельность | |
34 |