Интегрированное занятие по теме: «Русская матрешка». (подготовительная группа)
Цели:
Образовательные:
Расширять представления о разнообразии и назначении русской игрушки;
Формировать технические умения и навыки кистевой росписи (наносить узор концом кисти);
Учить расписывать деревянные и глиняные заготовки, передавая чувство цвета, формы, пропорции, элементы росписи;
Развивать координацию действий рук и глаз.
Коррекционно-развивающие:
Активизировать и обогащать словарь, развивать точность и выразительность мысли, речь детей.
Воспитательные:
Развивать социальные навыки, умения работать в группе, договариваться;
Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров;
Совершенствовать творческий потенциал в ходе выполнения работы;
Закреплять правила культуры общения друг с другом;
Воспитывать устойчивый интерес к народному искусству и народной культуре.
Материалы, инструменты, оборудование к занятию:
Предметы народно-прикладного искусства: авторские матрешки Новокузнецких мастеров (М. Даутовой, О. Шнайдер, Н. Владыкиной, Ю. Шемакиной), альбомы из серии «Наш вернисаж» авт. И.А. Лыкова, таблицы с элементами росписей, технологическая карта по декоративному рисованию.
Деревянные игрушки-заготовки, заготовки из глины, корзина, туесочек.
Гуашевые краски, палитра, кисти, простые карандаши, подставки под кисти, банки с водой, салфетки, фартуки.
Музыкальная фонограмма «Русские наигрыши».
Предварительная работа
Знакомство с разными видами народно-прикладного искусства (элементы росписи);
Составление коллекции народных игрушек (рассматривание, сравнивание);
Рисование и раскрашивание матрешек (с натуры);
Разучивание пословиц о труде, чтение произведений УНТ;
Слушание русских народных песен, мелодий.
Ход занятия
I. Организационный момент
(ритуал объединения и настроя на рабочий лад).
Дети встают в круг и хором произносят слова:
Когда мы вместе – душа у воспитателя на месте.
Будем вместе рассуждать и друг другу помогать.
Воспитатель обращается к детям: В старину у русского народа были хорошие традиции, которые сохранились и в наше время – дарить подарки, сувениры. А у меня возникла проблема, я боюсь, что не успею сделать их сама и хочу обратиться за помощью к вам, дети.
Хотите посмотреть на эти предметы? Отгадайте загадку и узнаете, что лежит в моей корзинке:
Они не бьются, не ломаются
А тот, кто в руки их берет
Смеется, удивляется.
В старину их называли веселушки-тарарушки,
А мы их называем ………
(Забавные игрушки)
Воспитатель выставляет на полочку удивления игрушки-заготовки. Давайте вместе подумаем, как эти игрушки сделать веселыми? И создать не полочку удивления, а полочку красоты из русских сувениров.
Дети сами предлагают расписать заготовки, передать свое настроение через яркие краски, создать красивую работу.
IIчасть
Воспитатель соглашается с детьми и организует игру с туеском для создания веселого настроения, используя разные виды фольклорного жанра: дразнилки, считалки, потешки, шутки-прибаутки, загадки.
Игра «Туесок».
Вот мы повеселились и позабавились, а теперь пора и делом заняться. Воспитатель обращает внимание детей на коллекцию матрешек. Рассматривая ее, воспитатель заостряет внимание на особенности матрешек (форма, размер, роспись). Затем предлагает пополнить «Копилочку знаний» ответами на вопросы.
Вопросы детям:
Что такое матрешка? (игрушка, сувенир, оберег, символ России)
Кто расписал первую матрешку? (художник Сергей Малютин)
В какой костюм была одета первая матрешка? (рубаха, сарафан, передник, платок)
Что находилось внутри первой матрешки? (еще 7 фигурок: 3 девочки, мальчик, девочка с миской, девочка с малышом и младенец)
Какие матрешки вы знаете? (Семеновские, Загорские, Полохов-Майданские, Новокузнецкие)
В чем особенности Новокузнецких матрешек? (они тематические: по сказкам, по потешкам, по видам города)
Физминутка на общую и мелкую моторику «У Маланьи».
III часть
А теперь настало время, чтобы самим стать мастерами-художниками и расписать изделие (заготовки).
Самостоятельная деятельность детей.
Дети пользуются технологической картой: готовят себе рабочее место, выбирают заготовку для работы и занимаются творческой работой.
Воспитатель обращает внимание на следующие моменты в работе:
последовательность выполнения работы (по схеме)
использование в работе техники раскрашивания (традиционная техника – концом кисти, нетрадиционная – отпечатки тычков палочкой)
использование элементов росписи (по образцам представленных матрешек), использование узоров, растительного орнамента.
Во время работы дети общаются, звучит народная мелодия (фонограмма) и песня в исполнении детей.
IV часть
Итог занятия.
Обыгрывание работ выполненных детьми.
Каждый ребенок рассказывает о своей работе.
Воспитатель уточняет, какие технические приемы и элементы использованы в работе.
Каждая игрушка – хороший сувенир и подарок, который можно подарить близким. Недаром русская пословица молвится:
Поработаешь с трудом – будешь любоваться потом.
Дети украшают своими работами полочку красоты. Воспитатель благодарит детей за помощь в создании подарков и сувениров.