Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Педагог-наставник

Обобщение опыта педагога-наставника

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Введение

Многому я научился у своих наставников,

еще большему – у своих товарищей,

но больше всего – у своих учеников

Талмуд

Современная общеобразовательная школа нуждается в профессиональном, компетентном, самостоятельно мыслящем педагоге, психически и технологически способном к реализации профессионального опыта, умений и знаний на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы обучения и воспитания. Однако, как показывает анализ действительности и социально-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне подготовки к педагогической деятельности, личностная и профессиональная адаптация молодого педагога может протекать длительно и сложно.

Во-первых ,недостаточный уровень сформированности педагогических умений у молодых специалистов.Во-вторых, для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. В-третьих, особенностью труда начинающих педагогов является и то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и педагоги с многолетним стажем, а коллеги по работе и обучающиеся ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Все эти факторы не способствуют быстрой и полной адаптации молодых специалистов, а нередко приводят и к увольнению молодых педагогов по собственному желанию.

Нестабильность педагогического коллектива в образовательных организациях, текучесть кадров, наличие в коллективах более 85% педагогов-«стажистов» и недостаток молодых специалистов – актуальный вопрос нашего времени.

Решить эту проблему помогает создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему теоретическую и практическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность.

Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность других используемых управленческих и образовательных технологий подготовки специалистов и возможность применить этот тип отношений как резерв успешного управления профессиональным становлением личности.

Трансляция педагогического опыта в системе развивающего взаимодействия «педагог-наставник – молодой специалист» в нашей образовательной организации рассматриваем как целостная педагогическая система, в которой имеет место взаимосвязь отдельных компонентов, направленных на профессиональное становление молодого педагога.

Задача педагога-наставника – помочь молодому специалисту адаптироваться в новом коллективе, реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Поэтому наставником становятся специалисты, которые отвечают ряду требований:

- текущий уровень компетенции соответствует профилю должности, которую он занимает;

- ответственность при выполнении своей работы, внимательность по отношению к другим работникам;

- стаж работы в организации и опыт в выполнении своих профессиональных обязанностей не менее 5 лет, хорошие показатели в работе ;

- наличие личного желания стать наставником, заинтересованность в результатах своей деятельности;

- педагог-наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, студентов, родителей.

Значимость наставничества обусловлена тем, что он – наставник - является носителем ценностей и нормативов профессионального сообщества, конкретной личностью, «иным смысловым миром», взаимодействие с которым становится источником перестройки смысловых структур личности молодого учителя.

Включение молодого специалиста

в профессиональную деятельность

Адаптация молодого учителя в профессиональной деятельности, вхождение в педагогический коллектив – сложный, многогранный и многоуровневый процесс . Эффективность этого процесса во многом зависит от полноты знаний о его сущности, механизмах, о факторах.

По отношению к начинающему учителю методическая работа выполняет функции адаптации к профессионально-педагогической деятельности, вхождения его в коллектив, стимулирования профессионального саморазвития и самореализации, психологической поддержки. В школе начинающий учитель с одной стороны - специалист, осуществляющий управление образовательной деятельностью школьников, с другой стороны - ученик, который обнаруживает в этом процессе недостаточный уровень подготовки к выполнению некоторых функций.

На этапе адаптации и вхождения начинающего учителя в должность очень важна работа администрации школы по формированию у нового члена коллектива целостного представления о школе, ее традициях, культуре, требованиях к педагогам. Необходимо познакомить начинающего педагога с опытом работы творчески работающих учителей, имеющих высокий уровень профессионализма, возможностями повышения квалификации внутри и вне школы. Важно, чтобы начинающий учитель имел четкое представление о тех показателях, по которым будет оцениваться его работа, о ближайших перспективах своего профессионального роста.

Как правило, в наставничестве более опытный сотрудник (педагог) обучает нового сотрудника (начинающего педагога) тому, что умеет сам. Это, своего рода, индивидуальное обучение на рабочем месте. В школе при составлении пары наставник – молодой специалист учитывается следующее:

умение мотивировать других, вдохновлять начинающего учителя на позитивное отношение к работе, содействовать в достижении цели;

опытность, как обладание высокой профессиональной компетентностью;

способность к обучению, как умение структурировать имеющийся опыт работы профессиональной деятельности;

создание рефлексивной среды;

ответственность, как заинтересованность в успехах начинающего учителя и принятие личной ответственности за неудачи своего подопечного.

При решении вопроса о наставничестве учитывается, что этот процесс обеспечивает не только помощь в профессиональной адаптации молодых педагогов, но и профессиональный рост самого наставника. Он получает новый опыт, который можно использовать для работы с учениками и коллегами .

Наставничество в нашей школе организуется в четыре этапа:

1.  Адаптационная работа.

Знакомство со школой, представление молодого учителя коллективу школы на педагогическом совете.

Закрепление учителя-наставника за молодым специалистом.

Заполнение диагностических карт роста педагогического мастерства.

Анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года .

Выделение свободного методического дня (по возможности).

2.  Организация профессиональной коммуникации.

С наставниками — оказание помощи при составлении тематических и поурочных планов, взаимопосещение уроков, совместная подготовка материалов для , анализ и коррекция результатов.

С коллегами по методическому объединению.

С администрацией.

3.  Мотивация самообразования.

Определение методической темы.

Курсовая подготовка для молодых специалистов.

Знакомство с педагогическими новинками.

Посещение открытых уроков.

Участие в работе городских семинаров.

Участие в фестивалях, конкурсах.

4.  Психологическая поддержка.

Психолог проводит консультации, семинары, тестирование молодых специалистов.

Главная задача администрации общеобразовательного учреждения и наставника - организовать целенаправленную системную помощь начинающему специалисту в адаптации и приобретении практического опыта.

Направления, формы работы наставника

с молодым специалистом

Одной из форм организации совместной деятельности начинающих учителей и их наставников является методическая работа в школе по повышению качества образования школьников средствами повышения профессионально-педагогической компетентности учителей .

Основное предназначение ее заключается в обеспечении профессионального развития педагогов, в том числе и начинающих учителей. Наиболее распространенные и типичные формы организации методической работы, которые используются в процессе наставничества в школе:

помощь начинающему учителю в преодолении профессиональных трудностей, совершенствовании способов педагогической деятельности (методические объединения, творческие проблемные группы, педагогический совет, методический совет, семинары, школы передового педагогического опыта, школы начинающего учителя);

презентация значимого опыта решения педагогических задач (научно-практические конференции, педагогические чтения, творческие отчеты, семинары, школы передового педагогического опыта, школы начинающего учителя).

Изучение опыта наставничества в школе как формы методической помощи начинающему педагогу позволяют организовывать его, ориентируясь на следующие положения:

наставничество является успешным только в том случае, если пары создаются на основе взаимного желания опытного и начинающего учителя;

наставничество обеспечивает более быстрый темп адаптации начинающего учителя, овладения им нормами профессионально-педагогической деятельности и самоопределения;

наставничество обеспечивает возможность наставника самому учиться и выявлять интересные находки в деятельности своего подопечного;

наставничество даёт возможностьопределять при совместной деятельности методико-психолого-педагогические задачи в «зоне ближайшего развития» друг друга.

В процессе работы с молодыми специалистами используются разнообразные формы работы. Прежде всего, акцент делается на деятельностные практико-ориентированные формы работы, например:

психологические тренинги;

творческие лаборатории;

психолого-педагогические деловые игры;

конкурсы;

«круглые столы» совместно с родителями и учениками;

методическая мастерская по разработке и презентации моделей уроков;

профессиональная презентация себя как учителя, классного руководителя;

мастер-классы и др.

Именно такие формы работы, на мой взгляд, ускоряют процесс вхождения начинающего учителя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, укрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию.

Ключевой (основной) функцией наставника является помощь начинающему учителю в осмыслении и преодолении ошибок и спадов в работе. Отношения наставничества должны быть свободными от оценивания и осуждения. Это позволяет наставнику научить начинающего учителя относиться к ошибкам как к возможностям для обучения .

Процесс адаптации начинающего учителя к педагогической деятельности можно считать завершённым, если:

учитель овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации образовательной деятельности;

проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства страха и неуверенности;

показатели образовательных результатов учащихся находятся на базовом уровне.

В ходе выстраивания индивидуальной системы по адаптации и формированию профессиональных компетенций молодого педагога мною был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы:

- концептуальные основы непрерывного педагогического образования (З.И.Васильева, В.А. Сластѐнин);

- социально-педагогические основы наставничества (С.Н.Иконникова, Р.Х.Шакуров, В.С.Языкова);

- теоретико-эмпирические исследования, посвященные отдельным аспектам наставничества (А.С.Батышев, Е.Д.Варнакова, И.Т.Столяр, П.Н.Осипов, Е.Г.Осовский, Н.М.Таланчук).

Методические рекомендации

для организации работы с молодым специалистом

Опираясь на ранее изложенное, мною была разработана система пошагового сопровождения процессов адаптации и формирования профессиональных компетенций молодого специалиста Еловской А.В.

Шаг 1. Знакомство.

В начале нашего сотрудничества была проведена диагностика с использованием методики оценки профессиональной направленности личности учителя начальных классов. Результат диагностики показал, что Еловская А.В. коммуникабельна, профессионально грамотна, активна, инициативна, доброжелательна. Но, вместе с тем, Анастасия Витальевна имеет пробелы в разработке учебно-методической и программной документации по ФГОС, в методике преподавания, методике публичных выступлений. Диагностика была проведена путем устных бесед (опираясь на правила общения с молодым педагогом – анкетирования .

Шаг 2. Поддержка.

Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Поэтому особое внимание молодого специалиста обращалось:

- на требования к организации учебного процесса;

- на требования к ведению школьной документации;

- на формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;

- на механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов;

- на использование ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике, возможности использования в практической деятельности).

Обеспечить поддержку молодого педагога в области практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.) были призваны и ежедневные беседы-консультации, школьные семинары-практикумы: «Организация урок в рамках реализации ФГОС НОО», «Организационный аспект урока», «Воспитательный аспект урока», «ФГОС»; педагогические советы: «правление процессом формирования УУД согласно требованиям ФГОС», «Профессиональный стандарт педагога: проблемы и перспективы», «Моделирование внутренней системы оценки качества образования», «Повышение качества образования в школе посредством оценки результатов деятельности участников образовательного процесса».

Итогом работы данного этапа стала адаптация молодого специалиста в педагогическом коллективе.

Шаг 3. Планирование.

На этом этапе у молодого специалиста воспитывается потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

Совместно с Анастасией Витальевной нами были определены пути формирования ее профессиональных компетенций:

- разработка программы собственного профессионального роста;

- выбор приоритетной методической темы для самообразования;

- освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;

- подготовка к первичному повышению квалификации.

На основании данной работы в дальнейшем строился индивидуальный план-программа профессионального становления, развития и самосовершенствования молодого специалиста.

Прохождение курсовой подготовки и выступление Анастасии Витальевны. на заседании ШМО с информацией о самообразовательной деятельности свидетельствуют о частичном решении поставленных задач по вопросам формирования профессиональных компетенций молодого педагога.

Шаг 4. «Стажировка».

Этот этап в отношениях «наставник - молодой педагог» самый сложный и продолжительный. На этом этапе проводится работа над темой самообразования, осуществляется методическая работа по формированию профессиональных компетенций молодого специалиста, вырабатывается индивидуальный стиль его деятельности, осуществляется корректировка профессиональных умений молодого учителя.

Считаю целесообразным начинать его со знакомства начинающего учителя с опытом работы молодых учителей, а потом - с опытом мастеров. Почему?

Как, правило, когда учитель-новичок видит урок мастера, он пугается –«я так не смогу», а увидев уроки молодых коллег, у него формируется убеждение, что он тоже справится и стремление его к совершенствованию не пропадет.

При посещении занятий совместно с молодым учителем, беседуя с ним об увиденном, необходимо учить его: ставить задачи, анализировать деятельность учителя и учащихся, планировать свою деятельность. При анализе урока необходимо говорить и об ошибочных, неправильных действиях, пробуждая у начинающего учителя критическое отношение к себе. Ведь не секрет, что в начале деятельности у молодых все хорошо, они не видят своих ошибок, не в состоянии оценить себя.

От посещения уроков плавно переходим к выполнению практических заданий.

Примерный перечень заданий для стажировки молодого учителя

- Разработка календарно-тематического планирования с учетом особенности класса и учебной программы

- Разработка технологической карты учебных занятий по одной из тем с учетом результатов входного контроля.

- Разработка тестовых заданий для текущего и итогового контроля.

- Разработка разноуровневых контрольных заданий текущего и итогового контроля.

- Разработка программы ликвидации пробелов в знаниях учащихся с учетом данных входного контроля. 

- Разработка планов уроков различных типов. 

- Разработка сценариев учебных занятий и внеурочных мероприятий. 

- Написание характеристики с анализом достижений школьника.

- Анализ уровня развития классного коллектива.

- Анализ результатов обучения школьников.

- Анализ учебного занятия.

- Подготовка и проведение занятий с родителями школьников по одной из педагогических проблем.

- Проведение различных занятий с учащимися, родителями школьников и др.

На этом этапе одним из основных условий эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам, раскрытия его профессионального потенциала, является также привлечение молодого специалиста к участию в общественной жизни коллектива, формирование у него творческих способностей и профессионального мастерства. (Так Еловская А.В.. принимала активное участие в подготовке и проведении Новогоднего утренника для обучающихся 1-5 класса, участвовала в представлениях, посвященных праздникам: 23 февраля и 8 марта).

Шаг 5. «Контроль» 

В начале педагогической деятельности, в первый месяц, проводится обзорный контроль. Он проводится путем посещения всех уроков и внеклассных мероприятий по предмету по какой-либо теме. Его цель - общее ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого специалиста.

Затем в течение первого года работы проводится предупредительный контроль. Его цель - выявить и предупредить ошибки в работе молодого специалиста.

Повторный контроль позволяет проверить устранение недостатков при обзорном и предупредительном контроле. 

Контроль наставника за работой молодого специалиста в корне отличается от контроля администрации. Его задача – не выявлять недостатки, а обучать, направлять, корректировать деятельность молодого учителя в разных аспектах его деятельности. Именно наставника зависит то, каким педагогом станет молодой специалист, пришедший в школу.

Имея огромный запас теоретических знаний, полученных в институте, молодой учитель зачастую не знает, как их применять на практике:  он не владеет многообразием приёмов и форм обучения.

Инновационные формы работы с молодым педагогом

Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением.  

Выбор формы работы с молодым специалистом начинаем с вводного анкетирования , тестирования или собеседования, где он рассказывает  о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с его наставником. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли. 

Цели анкетирования: 

выявить положительное в методической работе и наметить проблемы, над которыми нужно работать в следующем году; 

проследить достижения молодого педагога по самообразованию, обновлению содержания образования для составления банка данных успешности работы; 

В результате анкетирования выяснилось, что наиболее удачными, по мнению молодых учителей, были следующие направления методической работы: 

знакомство с теорией личностно-ориентированного и ИКТ обучения; 

обмен имеющимся опытом по данной теме; 

Большую эффективность,  по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков), разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя, классного руководителя.  Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии.  

Работа с молодыми специалистами будет более эффективной, если наставники подготовят им различные "памятки": 

обязанности классного руководителя  

организация работы с неуспевающими учащимися; 

анализ и самоанализ урока; 

организация  работы с родителями; 

методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий и др. 

АНКЕТА ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ 

1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки? 

Да 

Нет 

Частично 

2.Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите)?___________ 

3. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности? 

в календарно-тематическом планировании 

проведении уроков 

проведении внеклассных мероприятий 

общении с коллегами, администрацией 

общении с учащимися, их родителями 

другое (допишите) ______________________ 

4. Представляет ли для вас трудность: 

формулировать цели урока 

выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока 

мотивировать деятельность учащихся 

формулировать вопросы проблемного характера 

создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении 

подготавливать для учащихся задания различной степени трудности 

активизировать учащихся в обучении 

организовывать сотрудничество между учащимися 

организовывать само и взаимоконтроль учащихся 

организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН учащихся 

развивать творческие способности учащихся 

другое (допишите)_____________ 

5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора): 

cамообразованию 

практико-ориентированному семинару 

курсам повышения квалификации 

мастер-классам 

творческим лабораториям 

индивидуальной помощи со стороны наставника 

предметным кафедрам 

школе молодого специалиста 

другое (допишите)_________ 

6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора): 

типы уроков, методика их подготовки и проведения 

методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе 

приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся 

учет и оценка знаний учащихся 

психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов 

урегулирование конфликтных ситуаций 

формы работы с родителями 

формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися 

другое (допишите) ____________________ 

Заключение

В настоящей работе предпринята попытка представить опыт деятельности учителя в качестве наставника с педагогом, основанном, на мой взгляд, на гуманистическом подходе.

Данный подход в наставничестве включает в себя восприятие молодого специалиста уникальной целостной системой, которая открыта для самоактуализации и соединяет в себе профессионализм личности и профессионализм деятельности.

Гуманистический подход помогает избежать давления на педагога, он нацелен на принятие человека, таким какой он есть, и позволяет помочь ему на пути его роста. Единство компонентов развития личности начинающего учителя позволяют включать в себя инновационные по содержанию методы и формы. Они направлены на всестороннее изучение педагогического потенциала учителя, выявление препятствующих (стимулирующих) факторов профессионального развития личности, которые будут направлены на разработку индивидуального плана развития и сопровождения.

Результатами деятельности наставника становится результативность профессиональной деятельности молодого специалиста.

Анастасия Витальевна и сама принимала участие в профессиональных и творческих конкурсах, и подготовила учащихся к предметным конкурсам и конференциям разных уровней; организовала конкурсы и выставки рисунков детей.

Процесс становления молодого педагога, на мой взгляд, протекает успешно, так как:

работа уже не вызывает у педагога чувства напряжения, страха, неуверенности;

учитель овладела на данном этапе необходимым объемом знаний и навыков, позволяющим ему добиваться стабильно положительных результатов обучения детей;

молодой специалист испытывает удовлетворенность от выполняемой работы;

успешно осуществляется работа молодого специалиста по самообразованию, что позволяет ему пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;

учитель пользуется заслуженным уважением коллег и родителей (законных представителей),любовью учеников.

Этому способствует:

сложившаяся система работы, которая объединяет деятельность молодого специалиста и наставника, а также узких специалистов и администрации школы;

постоянно пополняющаяся копилка эффективных форм и методов работы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области