Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 30»
ПРИНЯТО Решением Совета педагогов Учреждения МБДОУ №30 Протокол № ___ от «___» _______ 20__г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ №30 _______________Л.Н.Кулакова Приказ № ___ от «___» _______ 20__г. |
Педагогический проект
по здоровьесбережению в подготовительной группе
«Будь здоров!»
Ленинск-Кузнецкий, 2020
Составитель:
О.В. Сажина, воспитатель МБДОУ №30
Педагогический проект муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №30» разработан в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Педагогический проект предназначен для работы с детьми от 6-7 лет.
Одной из приоритетных задач деятельности дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечивающая качество образования при введении ФГОС.
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека. Важно, чтобы в работу по здоровьесбережению в ДОУ были вовлечены все участники образовательного процесса. Проект направлен на организацию взаимодействия участников образовательно-воспитательного процесса по здоровьесбережению в условиях реализации ФГОС ДО, все проектные мероприятия призваны формировать культуру здоровья, основанную на осознании социальной ценности здоровья личности, и ответственного отношения каждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью. Реализация проекта способствует эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Данный проект рекомендован заведующим ДОУ, старшим воспитателям, специалистам дошкольных учреждений и родителям воспитанников
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Вид проекта: познавательно-творческий
По содержанию: социально-педагогический
Участники проекта:
воспитанники подготовительной группы
педагогический коллектив
родители (законные представители) воспитанников, посещающих ДОУ.
Исполнители проекта: педагогический коллектив
Продолжительность проекта: среднесрочный
Сроки реализации: 1,5 месяца (февраль, март)
ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Педагогический проект разработан на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» на 2013-2020 годы;
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР от 15.09.1990);
Конституция Российской Федерации;
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
Постановление главного государственного врача РФ от 15.05.2013 года №26 (с изменениями от 04.04.2014 года) «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее –ФГОС ДО);
Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №30».
Актуальность проекта:
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В.Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: "…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…"
"Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье ребенка –
это важнейший труд воспитателя"
В.А.Сухомлинский
«Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдешь до самой старости!» - так гласит народная мудрость.
К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. В последние годы негативные процессы стали угрожать здоровью нации. Практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Свыше чем у 60% детей в возрасте 3-7 лет выявляется отклонения в состоянии здоровья.
Как помочь подрастающему ребенку реализовать свое право на здоровье и счастливую жизнь?
Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию сознательного отношения к своему здоровью. Здоровье и физическое воспитание – взаимосвязанные звенья одной цепи. Важно и необходимо обратиться к системе физического воспитания дошкольников, чтобы выявить основные задачи и методы воспитания здорового ребенка и то место, ту роль, которая отводилась самому дошкольнику в деле собственного оздоровления.
Есть многие причины – от нас независящие, и изменить что-либо не в наших силах.
Но есть одна, на наш взгляд, очень важная – это формирование у детей дошкольного возраста потребности в сохранение и укреплении своего здоровья.
Для реализации данного направления был разработан проект “Будь здоров!” для работы с детьми подготовительного к школе возраста.
Степень разработанности проблемы.
Проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей: медицины, психологии, экологии, педагогики. На важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования: А.М.Амосова, А.И.Антонова, М.В.Антроповой, Н.Г.Быковой, М.В.Меличевой и др. Но, несмотря на то, что проблему исследовали многие педагоги, нам кажется, что в практику не всегда и везде внедряются предложенные ими методы и технологии. Современные условия жизни предъявляют высокие требования к состоянию здоровья детей. Анализ литературы показал, что модель формирования представлений здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста, в условиях ДОУ и семьи, проработана недостаточно. Причиной недостаточной сформированности представлений детей о здоровом образе жизни, культуры здоровья человека также является родительская безграмотность в этом вопросе. Не все разработанные методики могут повысить уровень сформированности здорового образа жизни детей, так как каждый ребенок имеет свое представление о здоровье.
Этим и объясняется выбор темы проекта: «Будь здоров!»
Гипотеза проекта.
Гипотезой проекта явились предположения о том, что у детей старшего дошкольного возраста, возможно качественно повысить представления о культуре здоровья и здоровом образе жизни.
Процесс формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни будет эффективным, если учитывать:
- возрастные и индивидуальные особенности детей;
- включение в педагогический процесс пропаганды о здоровом образе жизни как выработки навыков формирование жизненной позиции у всех участников проекта;
- систематическое проведение мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности.
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни.
Задачи проекта:
Изучить и проанализировать представления детей о здоровом образе жизни.
Отобрать методический материал, современные технологии, методы и приемы по здоровому образу жизни.
Развивать у детей желание заниматься спортом.
Заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.
Ожидаемые результаты:
Для детей.
Сформированные навыки ЗОЖ.
Сформированная гигиеническая культура.
Наличие потребности в ЗОЖ, изменение отношения к своему здоровью.
Создание цикла ООД по теме: «Здоровье – это здорово».
Для родителей.
Создание цикла консультаций для родителей по сохранению и укреплению здоровья детей.
Активное участие в жизнедеятельности групп.
Для педагогов.
Повышение профессионального уровня педагогов в вопросах ЗОЖ.
Качественное освоение педагогами инновационных технологий оздоровления детей.
Этапы проекта:
I. Подготовительный.
1. Постановка проблемы, определение цели и задач работы. Активизировать интерес детей к здоровью человека и своему собственному.
2. Подбор методической литературы, дидактических игр, иллюстрированного материала по данной проблеме.
3. Привлечение внимания родителей к проблеме оздоровительной работы с детьми.
II. Основной.
1. Использование разработанных мероприятий в работе с детьми.
2. Организация работы с родителями.
III. Заключительный.
1. Викторина для детей «Моё настроение – моё здоровье»
2. Создание альбома «Дневничок – здоровячок»
3. Спортивный праздник «Чтоб здоровье сохранить – научись его ценить».
Предполагаемый результат:
Появление интереса детей к здоровому образу жизни; сохранение и укрепление здоровья детей; активное включение родителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей.
Масштаб проекта: в группе с детьми.
Ресурсы:
Материально-технические: спортивный инвентарь, проектор, ноутбук, музыкальный центр
Кадровые: взаимосвязь с медсестрой.
Информационные: методическая литература, различные энциклопедии для дошкольников, интернет порталы.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
I этап – подготовительный
1.Анкетирование детей и родителей (Приложение №1,№2)
2.Подбор методической литературы, бесед, загадок, стихов, пословиц, песен, дидактических игр, иллюстрированного материала.
3.Рассматривание альбомов «Виды спорта»; «Азбука здоровья».
4.Чтение и обсуждение произведений по теме.
5.Подбор подвижных игр в группе и на воздухе.
6.Подбор наглядного материала и консультаций для родителей.
II этап – Основной
1.Беседа с детьми «Мое здоровье» (приложение № 3)
2.Беседа «Я – человек. Что знаю о себе?» (приложение №4)
3.Беседа «Образ жизни человека и здоровье» (приложение №5)
4.Игровая ситуация «Как защититься от микробов?» (приложение №6)
5.Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты» (приложение №7)
6.Беседа «Наша традиция – быть здоровыми!». Структурная модель работы по системе формирования культуры ЗОЖ. Конспект ООД «Знакомство с понятием традиция, здоровье», (приложение №8)
7.Беседа «Зачем людям спорт?» (приложение №9)
8.Конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром. Занятие «Я человек». «Растения вокруг нас. Овощи». «Растения вокруг нас. Деревья и кустарники». «Что я знаю о себе? Мой организм». «Я – ребенок. Мой образ жизни». (приложение №10)
9.Подвижные игры, эстафеты на участке. Картотека подвижных игр. (приложение №11)
10.Загадки про спорт и здоровый образ жизни (Приложение№12)
11.Чтение и заучивание пословиц и поговорок о спорте и здоровом образе жизни (Приложение №13)
12.Чтение произведений А. Барто «Зарядка», «Физкультура всем нужна»;А. Кутафин «Вовкина победа» и др.
13.Прослушивание песни А. Добронравова, Н.Пахмутовой «Трус не играет в хоккей».
14.Консультации для родителей (Приложение №14).
III этап – заключительный
1. Викторина для детей «Моё настроение – моё здоровье»
2. Совместное изготовление «Дневничок – здоровячок»
3. Спортивный праздник «Чтоб здоровье сохранить – научись его ценить».
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Сейчас большое внимание уделяется в детских садах формированию здорового образа жизни. В анкете мы предлагаем вам ответить на вопросы, связанные с этой проблемой. На вопросы дается несколько вариантов ответов, нужно обозначить тот вариант, который больше всего соответствует действительности (по мнению родителей).
1. Что вы подразумеваете под «здоровым образом жизни»?________________________________.
2. Считаете ли вы свой образ жизни здоровым, почему?
- да_____________,
- нет____________.
- не знаю
3. Что мешает вам вести здоровый образ жизни?
- недостаток времени;
- низкая зарплата:
- недостаток знаний:
- другие причины (указать)_____________________.
4. Закаляетесь ли вы или ваши члены семьи?
- да:
- нет:
- иногда.
5.Проводите ли вы совместный семейный активный досуг (турпоходы, прогулки и т.д.)
- да;
- нет;
- иногда.
6.Что, на ваш взгляд, является основной причиной заболеваний вашего ребенка?
- неудовлетворительное медицинское обслуживание;
- плохое материальное положение в семье;
- неблагоприятные экологические условия;
- недостаток знаний в вопросах сохранения здоровья;
- другие причины (указать)________________.
7. Ваши предложения для улучшения работы по формированию здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении _______________.
Приложение №2
Опросник для детей.
1. Ребята, что такое «здоровье»?
2. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
3. Вы с родителями занимаетесь спортом?
4. Знаете ли вы виды спорта?
5. Какой вид спорта ваш любимый?
6. Если бы вы(ты) был(и) спортсменом (а)(и),каким видом спорта ты(вы) занимались?
7. Ты(вы) считаешь(ете) нужно заниматься спортом?
8. Быть здоровым – это хорошо? Почему?
Приложение №3
Беседа «Мое здоровье»
Беседа направлена на выяснение элементарных представлений детей о здоровье и ЗОЖ, понимания взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни и строится на основе следующих вопросов:
Как ты думаешь, что такое здоровье?
От чего человек может заболеть?
Где человек может заболеть – на улице или дома?
От какой пищи человек будет здоров?
Зачем детям нужно спать днем?
Как люди лечат болезни?
Как ты думаешь, природа помогает нам быть здоровыми? Как?
Диагностическое задание «Что делать, чтобы быть здоровым?»
Задание направлено на выявление представлений об укреплении здоровья и профилактике заболеваний.
Педагог предлагает ребенку поговорить с ним «по телефону». В ходе разговора педагог выясняет, здоров ли ребенок, какое у него настроение; выражает удовлетворение тем, что ребенок здоров, и говорит: «Мой знакомый мальчик Дима очень не любит болеть. Дима просил узнать у тебя, что надо делать, чтобы не заболеть». Выслушав ответ ребенка, педагог предлагает: «Нарисуй, пожалуйста, свой ответ. Мы положим твой рисунок в большой конверт и отошлем Диме». После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснить свой рисунок и фиксирует эти пояснения.
Приложение №4.
Беседа «Я – человек. Что я знаю о себе?»
Цель. Формировать представления детей о человеке как живом существе; об условиях, необходимых ему для жизни; об особых потребностях человека; о внешнем строении человека, органах чувств, некоторых внутренних органах; о различных состояниях и чувствах человека; о здоровье и болезни.
Основное содержание. Человек – живое существо, обитающее на земле. Внешнее сходство людей, их различия по возрасту, полу, росту, телосложению, цвету волос, глаз и т. д.
Для жизни человеку, как всем живым существам, нужны воздух, вода, пища, тепло, пространство. У человека есть особые потребности в жилище, общении с другими людьми, психологическом комфорте, познании.
У каждого человека есть имя и фамилия, он живет рядом с родителями и другими близкими людьми. Человеку необходимо, чтобы его любили родные люди.
В начале своей жизни каждый человек является ребенком и отличается от взрослых. Ребенок растет, учится общаться со сверстниками, развивается, познает мир.
Для знакомства с окружающим миром необходимы органы чувств. Внутри человека находятся органы, которые помогают ему дышать, есть, перемещать кровь по организму, двигаться.
Приложение №5
Беседа «Образ жизни человека и здоровье»
Цель. Формировать представления детей об образе жизни человека; о ритмичности жизнедеятельности, режимных моментах, организации дня в детском саду, отдыхе и досуге; о психологическом комфорте; о зависимости здоровья от образа жизни.
Основное содержание. Условия жизни ребенка включают климатические условия, место проживания, бытовую обустроенность, психологическую ситуацию в семье и в детском саду.
Деятельность ребенка как игровая и учебная, двигательная подвижность, общение, бытовые взаимоотношения.
Деятельность каждого человека происходит в определенных условиях жизни и зависит от них. На здоровье человека влияют чистота тела, одежды и жилища, полезное питание, сон, отдых, прогулки, проветривание помещения, занятия физической культурой, закаливание, психологический комфорт.
Потребности человека и их реализация. Ритмичность жизнедеятельности. Режимные моменты. Распорядок дня в детском саду и дома. Распределение и выполнение обязанностей в семье. Общение с другими людьми.
Влияние образа жизни на здоровье.
Приложение №6.
Игровая ситуация «Как защититься от микробов?»
Ребята, а вы знаете, кто такие микробы? Представьте, в нашей группе поселился микроб. Что вы будете делать? (ответы детей).
Микробы они очень маленькие и живые. Они попадают в организм и вызывают болезни. Они живут на грязных руках. Они боятся мыла.
Микроб - ужасно вредное животное, Коварное и главное щекотное. Такое вот животное и в живот залезет, и спокойно там живет. Залезет шалопай, где захочет.
Гуляет по больному и щекочется. Он горд, что столько от него хлопот: И насморк, и чихание.
- Вы, ребята, моете руки перед едой? Ой, братец микроб хитер, если ты не помыл руки, ты станешь выглядеть через некоторое время больным и простужены.
«Постой-ка, у тебя горячий лоб. Наверное, в тебе сидит микроб!»
Вместе с детьми можно рассмотреть ситуации защиты от микробов и сделать вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета.
-Что мы делаем, чтобы защитить себя от микробов? (есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды).
Приложение №7.
Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты»
Воспитатель:
- Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно! ». А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.
1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок, И тогда ты точно будешь очень строен и высок.
2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить. Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.
3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет: Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.
4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов. И Сереже и Ирине всем полезны витамины.
5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела. Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти.
6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся, Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.
Ребята, вы молодцы, обязательно скажу вашим родителям, что вы умеете выбирать полезные продукты.
Приложение №8
Беседа «Наша традиция – быть здоровыми!»
Цель: познакомить детей с понятием «традиция», «здоровье»; формировать положительную мотивацию к здоровому образу жизни.
Основное содержание:
Неотъемлемой частью любой культуры являются традиции, сложившиеся на основе длительного опыта. Создание традиций – это долговременный процесс, требующий порою смены не одного поколения. Ведь важно не только накапливать знания, но и находить им практическое и постоянное применение на уровне привычек, привязанностей. Недостаточно знать и помнить, важно жить этим.
Чтобы быть здоровым, нужны здоровые жизненные навыки, здоровые привычки.
Структурная модель работы по системе формирования культуры ЗОЖ
«Наша традиция – быть здоровыми!»
Конспект ООД по теме: Знакомство с понятием
«традиция», «здоровье».
Цель:
-познакомить детей с понятиями «традиция», «здоровье»;
-формировать положительную мотивацию к здоровому образу жизни.
Оборудование: плоские фигуры (или куклы) Неболейка (опрятно одетый, чистый, здоровый мальчик и Хворайка (неряшливо одетая. Грязная, непричёсанная, болезненного вида девочка) – обе куклы в русских народных костюмах.
Ход ООД
1. Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»,
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
- Доброе утро ребята! Задумывались ли вы когда-нибудь, почему мы так приветствуем друг друга по утрам? Очень важно, чтобы именно добрым было утро, ведь оно начинает день, даёт нам необходимую для дел энергию и так приятно видеть с утра ваши лица, добрые глаза и слышать от вас: Доброе утро!». Давайте все дружно скажем эти «волшебные слова» ещё раз (Все дети произносят: «доброе утро!»)
2. Знакомство с понятием «традиции»
-Ребята! Слышали ли вы когда-нибудь слово «традиции»? Как вы думаете, что оно означает? (Ответы детей)
-Традиции – это определённое правило, которое постепенно складывалось среди людей и которое каждый человек считает необходимым выполнять.
-Давайте попробуем привести примеры традиции: празднование Нового года, русских народных праздников – Масленицы, Пасхи, Троицы и других; во многих семьях есть свои добрые традиции- поездки на природу, чаепитие всей семьёй, совместные занятия спортом (плавание, катание на коньках, лыжах.)
-Назовите традиции, которых придерживаются в вашей семье. (Ответы детей).
Знакомство с понятием «Здоровье»
-Друзья, а кто из вас может объяснить, что такое «Здоровье?» (ответы детей).
-Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и ваше хорошее настроение, и хорошее отношение с окружающим людьми.
-Для чего человеку нужно здоровье? (Ответы детей)
-Что вы делаете для того, чтобы сохранить здоровье? (Ответы детей)
-Как вы думаете. Есть ли традиции в сохранении здоровья? Какие? ( Ответы детей)
-Веками русский народ подмечал, что полезно для здоровья, а что вредно, отбирал рецепты оздоровления и лечения болезней, передавал их сначала из уст в уста, а затем стали записывать, и такие книги дошли до наших времён. Мы и сейчас используем рецепты наших предков: закаляемся, пьём травяные чаи, лечим простуду горчичниками и мёдом.
- Даже приветствие «Здравствуйте!» пошло с тех давних времён – так люди при встрече желали друг другу быть здоровыми. А ещё на Руси есть замечательная традиция – пить вкусный ароматный чай! А чтобы заварить чай нужен......конечно же чайник!
Физкультминутка.
Я маленький чайник (дети стоят ровно),
Низкий (приседают)
И толстый (делают из рук кольцо перед собой),
Вот моя крышка (дотрагиваются руками до макушки),
Вот моя ручка (левая рука на пояс)
Вот мой носик (правая отведена в сторону, слегка согнута в кисти, имитируя носик чайника),
Когда я налит до краёв, друзья (поднимает руку над головой),
Попейте чайку из меня! (наклоняются вправо, имитируя наливание чая)
4. Знакомство с персонажами занятий.
-На наших занятиях мы будем учиться быть здоровыми, узнавать традиции русского народа в сохранении и укреплении своего здоровья. А помогать нам в этом будут брат и сестра - Неболейка и Хворайка (показывает кукол).
Эй, дошколёнок, скорей отвечай-ка,
Где Неболейка, а где тут Хворайка?
(Стихи из книги И. И. Соковни - Семёновой «Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь».)
(Ответы детей)
- Почему вы так решили? Опишите как выглядят Неболейка и Хворайка. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
- Посмотрите ещё раз на наших новых друзей, а
я расскажу вам о них:
Неболейка закаляется, он зарядкой занимается,
У Хворайки сто болезней, говорить ей бесполезно,
Что здоровье начинается там, где наша лень кончается.
Лень Хворайке умываться, встать пораньше, причесаться
Ей, поверьте, тоже лень начинать с зарядки день.
Наша девочка не хочет, в ванной весело хохочет,
Пастой чёртиков рисует, Неболейка протестует.
Говорит сестрёнке он: «у природы есть закон-
Счастлив будет только тот,кто здоровье бережёт.
Прочь гони-ка все хворобы! Поучись-ка быть здоровой!»
(Стихи из книги И. И. Соковни-Семёновой «Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь»)
- Расскажите, что вы узнали из стихотворения о Неболейке? О Хворайке?
(Ответы детей)
5. Закрепление.
- Итак, давайте вспомним, что такое «традиция»?
- Какие традиции есть в вашей семье?
- Что такое «здоровье»?
- Какие традиции русского народа в сохранении здоровья вы знаете?
- Кто будет помогать нам знакомиться с традициями оздоровления?
- Почему наших знакомых так зовут?
- Кто из них заботится о своём здоровье, а кто – нет? Почему вы так решили?
- Хотите - ли вы быть здоровыми?
- Согласны ли вы научиться выполнять для этого здоровые традиции?
(Ответы детей)
Домашнее задание.
- Нарисуйте Неболейку и Хворайку. Узнайте, какие традиции русского народа в сохранении здоровья известны вашим родителям, какие традиции есть в вашей семье.
Приложение №9
Беседа «Зачем людям спорт?
Ребята, вы любите заниматься спортом?
Спорт – это что?
Зачем люди занимаются спортом?
Игровая ситуация: «Я плохо бегаю, каким видом спорта, я должна заниматься?... плаваю?...не умею кататься на коньках?....плохо прыгаю?...Вывод: если заниматься спортом, то ты будешь сильным, ловким, крепким, здоровым.
Приложение №10
Конспекты ООД по ознакомлению с окружающим миром.
ООД: «Я человек». «Растения вокруг нас. Овощи». «Растения вокруг нас. Деревья и кустарники». «Что я знаю о себе? Мой организм». «Я – ребенок. Мой образ жизни».
ООД «Я – человек»
Цель. Формировать у детей представления о человеке как одном из живых существ, населяющих землю. Расширять и закреплять представления об элементарном строении человека. Раскрыть условия, необходимые человеку для жизни. Формировать представления о значении общения между людьми.
Ход ООД
Предложите детям рассмотреть изображения живых существ, обитающих на земле, назвать знакомые изображения, сгруппировать их следующим образом: насекомые, рыбы, птицы, звери, люди.
Попросите детей проанализировать внешнее строение людей и ответить на вопросы: «Чем отличаются люди от других жителей земли?», «Чем похожи люди?»
Познакомьте детей с условиями, необходимыми человеку для жизни, опираясь на детский опыт и ощущения.
Пища. Предложите детям из множества предметных картинок выбрать те, на которых изображены продукты питания. Обратите внимание ребят на то, что плоды многих растений являются полезными для человека продуктами.
Вода. Предложите детям попробовать питьевую воду. Раскройте значение для здоровья чистой воды.
Воздух. Предложите ребятам сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, при этом ощутить выдыхаемую струю воздуха ладонью. Раскройте значение для здоровья вдыхаемого чистого воздуха. Скажите о влиянии растений на качество воздушной среды.
Тепло. Подведите детей к выводу о значении солнечного тепла для жизни человека. Предложите отгадать загадки про различные предметы одежды и найти картинкиотгадки среди других картинок. Попросите детей выбрать зимнюю одежду, летнюю и ту, в которой можно выйти на прогулку сегодня. Подведите ребят к установлению взаимосвязи между надеваемой одеждой и комфортным для человека тепловым режимом.
Пространство. Предложите детям выполнить различные движения – прыжки, растяжки, наклоны и т. д. Подведите их к выводу о необходимости пространства для жизнедеятельности человека.
Общение с другими людьми. Продемонстрируйте, как при встрече два человека, говорящие на разных языках, сначала не поняли друг друга, а затем договорились и вместе построили дом. Рассмотрите с детьми дом как защиту от непогоды и холода, удобное жилище. Предложите ребятам совместно выполнить постройку дома (конструирование).
ООД «Растения вокруг нас. Овощи»
Цель. Расширять и закреплять представления детей о пользе для здоровья овощей, о сборе урожая и использовании в пищу различных частей огородных растений.
Ход ООД
Предложите детям назвать растения, выросшие на огородных грядках, рассмотреть различные овощи и сравнить их по цвету, форме, величине, запаху, а также на ощупь.
Предложите рассмотреть и назвать съедобные части различных огородных растений. Предложите попробовать на вкус заранее приготовленные сырые овощи. Расскажите о пользе овощей для здоровья. Игры «Подбери вершки к корешкам», «Узнай овощ по описанию».
Привлеките детей к сбору урожая овощей. Предложите рассказать о том, что можно приготовить из овощей.
ООД «Растения вокруг нас. Деревья и кустарники»
Цель. Расширять и закреплять представления детей о деревьях и кустарниках; формировать представления о значении деревьев и кустарников для здоровья человека, об использовании плодов некоторых из них.
Ход ООД
Предложите детям рассмотреть листья березы, клена, рябины, шиповника, сравнить их.
Привлеките внимание ребят к листьям шиповника и предложите показать растение с такими же листьями на картосхеме экологической тропинки, найти это растение на территории сада. Напомните, что в сказке о спящей красавице шиповник образовывал непроходимые заросли. Рассмотрите с детьми куст шиповника. Расскажите о полезных для здоровья человека свойствах плодов этого растения. Угостите детей напитком из плодов шиповника.
Привлеките внимание детей к березе и предложите показать растение с такими же листьями на картосхеме экологической тропинки, найти это дерево на территории сада. Рассмотрите с детьми березу. Расскажите о полезных свойствах этого дерева.
Привлеките внимание ребят к листьям клена и предложите показать растение с такими же листьями на картосхеме экологической тропинки, найти это дерево на территории сада. Рассмотрите с детьми клен. Покажите фотографии, которые напомнят детям, как листва клена укрывала их летом от солнца.
Привлеките внимание ребят к листьям рябины и предложите показать растение с такими же листьями на картосхеме экологической тропинки, найти это дерево на территории сада. Рассмотрите с детьми рябину. Расскажите о полезных свойствах ягод этого растения. Обратите внимание детей на то, что плодами шиповника и рябины любят лакомиться птицы.
Предложите детям сравнить плоды рябины и шиповника, рассмотреть их. Попросите детей рассказать о проделанном маршруте при опоре на картосхему экологической тропинки.
ООД «Что я знаю о себе? Мой организм»
Цель. Формировать элементарные представления детей об организме человека, об органах чувств и их значении.
Ход ООД
Предложите детям, опираясь на собственный опыт, ответить на вопрос: «Что может делать человек?»
Попросите найти отличия между предметами: две одинаковые кружки, в которых находится вода контрастной температуры; затем две кружки, разные по размеру и цвету, в которых вода одинаковой температуры. Спросите детей о том, какие органы помогли им выявить отличия. Предъявите соответствующие ответам опорные картинки (глаза, руки).
Предложите детям узнать, что находится в закрытых коробочках (в крышках коробочек предварительно сделаны маленькие отверстия). После того как дети по запаху определят продукты (например, лук, сыр и кофе), уточните, какой орган помог им это сделать. После ответа предъявите соответствующую опорную картинку (нос).
Предложите детям выйти на середину комнаты, закрыть глаза и определить источник звука, а затем найти его. В качестве звучащих предметов могут выступить колокольчик, бубен, погремушка и т. д. Спросите у детей, какой орган помог им определить звучавший предмет. После ответа предъявите соответствующую опорную картинку (уши).
Предложите детям попробовать через соломинку напитки из стаканчиков, закрытых крышками. После того как ребята определят, что это чай, лимонный напиток и отвар из плодов шиповника, уточните, какой орган помог им это сделать. После ответа предъявите соответствующую опорную картинку (язык).
Привлеките внимание детей к плакату с изображением мальчика и девочки. Скажите, что люди похожи своим строением. Некоторые органы мы видим, другие органы находятся внутри, и мы их только ощущаем. Все эти органы вместе называются организмом человека. Если все органы хорошо выполняют свою работу, человек здоров.
Предложите детям сконструировать на плоскости фигуру движущегося человека с помощью геометрических фигур.
Предложите ребятам нарисовать органы чувств, которые помогли им выполнить задания на занятии, при этом обратите внимание дошкольников на выставленные опорные картинки.
ООД «Я – ребенок. Мой образ жизни»
Цель. Расширять и закреплять представления детей об отличии организма ребенка от организма взрослого человека. Формировать представления об образе жизни и его значении для здоровья человека, о специальной организации образа жизни ребенка в детском саду.
Ход ООД
Предложите детям рассмотреть картинки с изображением взрослых и детей. Задайте вопросы: «Кто из этих людей вырастет? Кто может нести самый большой и тяжелый чемодан? Кто прочитал много книг?»
Попросите детей назвать различия между детьми и взрослыми. Подведите к выводу о непрерывном росте детского организма; о постепенном формировании умений, навыков, представлений; об изменении игровых интересов ребенка. Предложите разложить последовательность картинок с изображением человека в разном возрасте и рассказать о достижениях каждого возраста.
Расскажите, что деятельность каждого человека происходит в определенных условиях жизни и зависит от них. Раскройте условия жизни ребенка: климатические условия, место проживания, бытовую обустроенность, психологическую ситуацию в семье и в детском саду. Раскройте деятельность ребенка как игровую и учебную, двигательную подвижность, общение, бытовые взаимоотношения.
Предложите детям рассказать о последовательности событий, которые происходят с ними в детском саду, и подобрать соответствующие иллюстрации. Обратите внимание дошкольников на различные виды деятельности, которыми они имеют возможность заниматься во время пребывания в детском саду.
Раскройте особенности режима дня в детском саду и моменты, важные для укрепления детского здоровья. Подведите детей к выводу: на здоровье человека влияют чистота тела, одежды и жилища, полезное питание, сон, отдых, прогулки, проветривание помещения, занятия физической культурой, закаливание, психологический комфорт.
Приложение №11
Картотека спортивных подвижных игр и эстафет
для детей 6-7 лет.
1. Эстафета «Пройди через обручи».
Цель: развитие быстроты и ловкости.
Оборудование: стойка, 3-4 обруча.
Ход: Две команды становятся друг за другом в колонну. На площадке раскладывается 3—4 обруча. Задача участников — добежать до поворотной стойки (это может быть стул, куст, камень, столб, какой-то предмет) и вернуться назад к линии старта. На пути вперед необходимо преодолеть препятствия: поднять каждый обруч, продеть через себя и положить на место.
«Перенеси арбузы». Для этой эстафеты вам понадобится шесть мячей разных размеров (по три для каждой команды). Перед каждым участником ставится задача: донести три «арбуза» до поворотной стойки и вернуться назад. Тот, кто уронил «арбузы», собирает их и продолжает движение к линии старта. Удержать три мяча в руках, да еще и бежать при этом — трудная задача. Поэтому двигаются игроки медленно и осторожно.
2. Эстафета «Соревнования мячей».
Цель: развитие скорости и ловкости.
Атрибуты: мячи по кол-ву команд.
Ход: Дети становятся в колонну друг за другом (на расстоянии одного шага) и передают мяч через голову соседу за спиной. Когда мяч попадает в руки игрока, завершающего колонну, он бежит вперед и становится во главе группы, остальные отходят на шаг назад. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не попробуют себя в роли ведущего колонны. Есть еще один вариант этой игры: передавать мяч не через голову, а между ногами игроков.
3. Игра «Царь зверей».
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей, выработка хорошей памяти.
Атрибуты: мяч среднего размера.
Ход игры: все игроки — «звери». Один из них — «царь зверей». Каждый игрок говорит «царю» свое название так, чтобы другие звери не услышали (заяц, медведь, волк, лиса, тигр и т. д.). «Звери» выстраиваются в один ряд напротив «царя», в нескольких шагах от него. У ног «царя зверей» лежит мяч, а рядом проводится линия. «Царь» громко называет какого-нибудь «зверя», и тот должен бежать, а «царь» старается попасть в него мячом.
Если мяч попадает в убегающего, тот идет к «царю» и помогает ему (приносит мяч).
После того, как «царь» поймает 3 зверей, он говорит: «Бегите все!» — и пытается попасть мячом в кого-нибудь.
Особые замечания: «царь зверей» бросает мяч, не выходя за линию. Новый «царь» выбирается после того, как пойманы 4 или 5 «зверей».
4. Игра «Хомячки и кошки».
Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей, быстроты реакции.
Ход игры: из игроков выбираются 2 водящих — «кошки». Остальные игроки — «хомячки». Они становятся парами по кругу и поворачиваются лицом в центр круга, образуя как бы двойной круг. Между парами должно быть расстояние в 1 м. «Кошки» становятся за кругом.
Одна из «кошек» убегает, а другая ее догоняет, стараясь осалить. Убегающая «кошка» становится перед одной из пар «хомячков». Тогда игрок, стоящий сзади, должен убегать от «кошки». Если догоняющий осалил убегающего, то пойманный догоняет, а «кошка» спасается от него, стараясь встать впереди пары «хомячков».
Особые замечания: убегающий не может бежать через круг. Салить можно только того, кто убегает или стоит третьим позади пары.
5. Игра «Кошки-мышки».
Цель игры: развитие двигательных способностей, коммуникабельности.
Ход игры.
1-й вариант. Игроки выбирают «кошку» и «мышку», затем встают в круг. «Кошка» стоит за кругом, а «мышка» — внутри круга. «Кошка» должна войти в круг и поймать «мышку», но играющие закрывают входы перед ней. «Кошка» старается пролезть, но дети приседают и не дают ей поймать «мышку». Когда «кошка» все-таки пробирается в круг, дети быстро выпускают «мышку», а «кошку» стараются не выпустить. Когда «кошка» поймает «мышку», выбираются новые игроки.
2-й вариант. Игра проводится так же, но за «мышкой» охотится не одна, а две «кошки». Проникнуть в круг «кошки» могут только через открытые ворота — поднятые руки детей, стоящих в круге. Если одна из «кошек» поймала «мышку», они встают в круг, а вторая «кошка» выбирает себе других напарников для игры.
Особые замечания: если «кошка» долго не может поймать «мышку», следует выбрать другую пару.
6. Игра- эстафета «Баба Яга».
Цель: развитие двигательных и творческих способностей детей.
Атрибуты: ведро и швабра или палка по кол-ву команд.
Ход: В качестве ступы используется простое ведро, в качестве метлы - швабра. Участник встает одной ногой в ведро, другая остается на земле. Одной рукой он держит ведро за ручку, а в другой руке - швабру. В таком положении необходимо пройти всю дистанцию и передать ступу и метлу следующему.
2-ой вариант:
Атрибуты: 2 метлы или швабры, несколько разноцветных кеглей.
Ход игры: игроки делятся на 2 команды. Проводятся линии старта и финиша. По всей игровой площадке расставляются кегли на расстоянии 0,3 м друг от друга. Игроки должны от стартовой линии на метле проскакать всю дистанцию так, чтобы не задеть кегли.
Побеждает команда, быстрее и лучше другой выполнившая задание.
7. Игра «Княжеская стрельба».
Цель игры: развитие двигательных способностей, меткости.
Атрибуты: 10 кеглей или булав , резиновые мячи среднего размера (по кол-ву участников).
Ход игры: на игровой площадке проводятся 2 линии для бросания. По центру проводится средняя линия, на которую ставится 10 кеглей. Все игроки — «князья», решившие потренироваться в стрельбе по мишеням. Игроки, в руках у каждого из которых мяч, делятся на 2 команды и строятся каждая за своей линией бросания. Ведущий игры, Иван-царевич, подает команду: «Стреляй!», и все игроки одной из команд бросают мяч, стараясь сбить кегли. Сбитые кегли ставят снова, но уже на 1 м ближе к другой команде. Затем бросает мячи другая команда. Сбитые этой командой «князей» кегли тоже передвигаются на 1 м в направлении другой команды. Игроки собирают свои мячи, игра продолжается. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков после 5 выполненных залпов.
За каждую кеглю, стоящую на расстоянии 1 м от средней линии в сторону другой команды, «князья» получают 1 очко, 2 м — 2 очка и т. д.
Особые замечания: при бросках игроки не имеют права переступать через линию. Все «князья» одной команды должны бросать мячи одновременно.
8. Игра-эстафета «Репка».
Цель: развитие двигательных и творческих способностей детей.
Атрибуты: шапочки персонажей сказки на команду.
Ход: Участвуют две команды по 6 детей. Это - дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит репка - ребенок в шапочке с изображением репки. Игру начинает дед. По сигналу он бежит к репке, обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают репку и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется репка. Выигрывает та команда, которая быстрее вытянула репку.
9. Игра «Быстрые тройки».
Цель: развитие двигательных и коммуникативных способностей детей, реакции и внимания.
Ход: Игроки стоят по кругу в тройках - один за другим. Первые номера каждой тройки берутся за руки и образуется внутренний круг. Вторые и третьи номера, держась за руки, образуют большой внешний круг. По сигналу ребята, стоящие во внутреннем круге, бегут вправо приставными шагами, а стоящие во внешнем круге - влево. По второму сигналу игроки отпускают руки и становятся в свои тройки. Каждый раз круги перемещаются в другую сторону. Игроки тройки, которые быстрее соберутся, получают выигрышное очко. Игра проводится 4 - 5 мин. Выигрывает тройка, игроки которой наберут больше очков.
10. Игра-эстафета «Собери урожай».
Цель: развитие двигательных и творческих способностей детей, ловкости и быстроты.
Атрибуты: машина с 4-5 овощами на команду, 4-5 кругов-лунок.
Ход: Детям предлагается «посадить и собрать урожай». Машины ставят у линии старта, а напротив них по прямой раскладывают «лунки» на расстоянии 50 см друг от друга. Первые из команды везут машину, обходя «змейкой» «лунку», выкладывая по одному овощу в нее, возвращаются обратно по прямой и передают машину второму. Затем другие участники «собирают урожай» и передают загруженную машину следующему.
11. Игра-эстафета «Прохождение болота».
Цель: развитие двигательных и коммуникативных способностей детей.
Атрибуты: обручи по кол-ву команд.
Ход: Дети распределяются на «тройки» в командах. Каждой команде выдается 2 обруча. С их помощью надо преодолеть “болото” группой из 3-х человек. По сигналу один из участников первой группы бросает обруч на землю, все три игрока запрыгивают в него. Второй обруч они бросают на такое расстояние от первого, чтобы можно было в него перепрыгнуть, а потом, не покидая пространства второго обруча, дотянуться рукой до первого. Так, совершая прыжки и перекидывая обручи, группа добирается до поворотной отметки. Назад к линии старта можно вернуться по “мостику”, т.е. просто катить обручи по земле. А на линии старта обручи передаются следующей тройке. Категорически запрещается ступать ногой за пределы обруча – можно “утонуть”.
12. Игра-эстафета «Пронеси – не урони».
Цель: развитие двигательных способностей детей, быстроты, ловкости и внимательности.
Атрибуты: ложка и круглый предмет по кол-ву команд.
Ход: Для игры необходимы 2 ложки и 2 круглых предмета (раскрашенные деревянные яйца, мячики от настольного тенниса). На расстоянии 7 - 8 м ставят флажок. Игрокам дают в руки по ложке, на которой лежит яйцо (или мячик). За сигналом ведущего игроки должны как можно быстрее добежать до флажка и вернуться назад. Если мячик упадет, участник конкурса должен быстро поднять его с пола, положить назад в ложку и продолжить свой путь. Мячик нельзя придерживать другой рукой. Тот, кто быстрее придет к финишу, считается победителем.
13. Игра-эстафета «Перетягивание».
Цель: развитие двигательных способностей детей, силы и выносливости.
Ход: 2 команды выстраиваются в шеренгу одна напротив другой, между ними проводят линию. Игроки, стоящие напротив, подают друг другу правую руку и ставят на линию свою правую ногу. По сигналу руководителя каждый игрок пытается перетащить другого через ограничительную линию. Как только игрок окажется левой ногой за ограничительной линией, он проигрывает, а его соперник получает очко. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
14. Эстафета «Бег в мешках».
Цель: развитие двигательных способностей детей, скорости движения и прыгучести.
Атрибуты: мешки по кол-ву команд.
Ход: Дети строятся в две колонны, расстояние между колоннами - 3 шага. Придерживая мешки руками возле пояса, ребята по очереди прыгают до обозначенного места (флажка, палочки, или другого предмета). Обежав его, дети возвращаются к своим колоннам, вылезают из мешков, передают их следующим. Так продолжается до тех пор, пока все дети не пробегут в мешках. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее выполнят задание.
15. Игра-эстафета «Пожарные на учении».
Цель: развитие двигательных способностей детей, умения лазания по вертикальной лесенке.
Атрибуты: шведская стенка на одну больше, чем команд.
Ход: дети должны по одному из команд взобраться вверх по стенке, позвенеть в колокольчик, перейти боком на следующий пролет стенки и спуститься вниз. Передать эстафету следующему, тронув его рукой за плечо.
Приложение №11
Загадки про спорт и здоровый образ жизни
Любого ударишь –
Он злится и плачет.
А этого стукнешь –
От радости скачет!
То выше, то ниже,
То низом, то вскачь.
Кто он, догадался?
Резиновый ...
(Мяч)
Он лежать совсем не хочет.
Если бросить, он подскочит.
Чуть ударишь, сразу вскачь,
Ну, конечно – это ...
(Мяч)
Силачом я стать решил,
К силачу я поспешил:
- Расскажите вот о чем,
Как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ:
- Очень просто. Много лет,
Ежедневно, встав с постели,
Поднимаю я ...
(Гантели)
Есть лужайка в нашей школе,
А на ней козлы и кони.
Кувыркаемся мы тут
Ровно сорок пять минут.
В школе – кони и лужайка?!
Что за чудо, угадай-ка!
(Спортзал)
Зеленый луг,
Сто скамеек вокруг,
От ворот до ворот
Бойко бегает народ.
На воротах этих
Рыбацкие сети.
(Стадион)
Деревянные кони по снегу скачут,
А в снег не проваливаются.
(Лыжи)
На снегу две полосы,
Удивились две лисы.
Подошла одна поближе:
Здесь бежали чьи-то ...
(Лыжи)
На белом просторе
Две ровные строчки,
А рядом бегут
Запятые да точки.
(Лыжня)
Кто по снегу быстро мчится,
Провалиться не боится?
(Лыжник)
Ног от радости не чуя,
С горки страшной вниз лечу я.
Стал мне спорт родней и ближе,
Кто помог мне, дети?
(Лыжи)
Он на вид - одна доска,
Но зато названьем горд,
Он зовется…
(Сноуборд)
Есть ребята у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих
Что за кони у меня?
(Коньки)
Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
А несут меня не кони,
А блестящие ...
(Коньки)
Палка в виде запятой
Гонит шайбу пред собой.
(Клюшка)
Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» -
Там идёт игра - ...
(Хоккей)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.
(Велосипед)
Не похож я на коня,
Хоть седло есть у меня.
Спицы есть. Они, признаться,
Для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай,
Но звонить умею, знай!
(Велосипед)
Ранним утром вдоль дороги
На траве блестит роса,
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ –
Это мой ...
(Велосипед)
Эстафета нелегка.
Жду команду для рывка.
(Старт)
На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
(Шахматы)
Приложение №12
Пословицы и поговорки про спорт и здоровый образ жизни
Закаляй свое тело с пользой для дела.
Холода не бойся, сам по пояс мойся.
Кто спортом занимается, тот силы набирается.
Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.
Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
И смекалка нужна, и закалка важна.
В здоровом теле здоровый дух.
Паруса да снасти у спортсмена во власти.
Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.
Солнце, воздух и вода - наши верные друзья.
Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.
Крепок телом - богат и делом.
Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь.
Пешком ходить — долго жить.
Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.
Приложение №13
Консультации для родителей
"Здоровый образ жизни ваших детей"
Дети, как известно, продукт своей среды - она формирует их сознание, привычки. Поэтому здоровый образ жизни необходимо формировать именно начиная с детского возраста: забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.
Так что же такое здоровье? Казалось бы, самый простой ответ должен гласить, что здоровье - это отсутствие болезней. Но для объяснения ребёнку этого недостаточно.
Здоровье - это счастье! Здоровье - это когда ты весел и всё у тебя получается.
Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни, нужно дать понять детям, что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за здоровьем, можно его потерять
Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.
Это во-первых: соблюдение режима дня.
В детском саду режим соблюдается, так как это является одним из важных условий обеспечения деятельности дошкольного учреждения. А вот дома режим соблюдается не всегда, нужно приучать детей рано ложиться и рано вставать.
Во – вторых: это культурно - гигиенические навыки.
Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать: чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закалённым, чтобы смыть микробы.
Для закрепления навыков рекомендуется использовать художественное слово, инсценировки игровых ситуаций.
Мойся мыло! Не ленись!
Не выскальзывай, не злись!
Ты зачем опять упало?
Буду мыть тебя сначала!
О микробах:
Микроб - ужасно вредное животное,
Коварное и главное щекотное.
Такое вот животное в живот
Залезет - и спокойно там живёт.
Залезет шалопай, и где захочется
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание и пот.
Вы, дети, мыли руки перед ужином?
Ой, братец Лис, ты выглядишь простуженным.
Постой - ка, у тебя горячий лоб.
Наверное, в тебе сидит микроб!
Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Предложить детям посчитать, сколько раз в день им приходится мыть руки; есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды.
В-третьих: это гимнастика, двигательная деятельность, закаливание и подвижные игры. Если человек будет заниматься спортом, он проживёт дольше. "Береги здоровье смолоду". Дети должны знать, почему так говорят. Обязательно ежедневно проводить гимнастику.
В- четвёртых: культура питания. Обыгрывание ситуаций "В гости к Мишутке" и "Вини - Пух в гостях у Кролика", рассматривание и обсуждение картинок к играм:"Осторожно, вирус", "Будь здоров!". Рассказать детям, что в овощах и фруктах много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержаться и для чего они нужны. Для лучшего запоминания можно использовать художественное слово.
Никогда не унываю,
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, В, С.
Очень важно спозаранку,
Есть за завтраком овсянку.
Чёрный хлеб полезен нам,
И не только по утрам.
Помни истину простую,
Лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую,
Или сок морковный пьёт.
От простуды и ангины
Помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон
Хоть и очень кислый он.
Помогают в формировании культуры здорового образа жизни игры по Основам Безопасной Жизни и по Правилам Дорожного Движения.
Только говорить о значимости здоровья - это мало; надо предпринимать повседневные, пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни. Так давайте уже с самых ранних лет учить наших детей беречь своё здоровье и заботиться о нём! «Движение- основа здоровья»
Насколько важно движение в человеческой жизни известно каждому. Но между знанием и практикой часто расстояние бывает очень большим. А между тем
известно также и то, что люди, тренирующие свою мышечную систему пусть даже
совсем небольшой, но обязательно повседневной активностью гораздо менее подвержены несчастным случаям и болезням. Статистические данные из практики
детских врачей врачебных комиссий и страховых компаний свидетельствуют о чрезвычайной важности движения и правильного питания в жизни детей и взрослых.
Очень простые, нескучные советы родителям по проблеме: «Движение и здоровье».
Человеческий мозг особенно это касается бессознательного мышления,
Напитывается впечатлениями. В дальнейшем 80% нашей деятельности руководствуется этим бессознательным опытом. Поэтому чрезвычайно важную роль играют просвещения детей в вопросах потребностей здорового тела, обучение, тренировка, как в детском саду, так и в семье. Детям необходимо объяснять значимость не только тех или иных действий и привычек, но и это главное – подавать собственный пример.
Делайте утреннюю зарядку, больше двигайтесь, занимайтесь физкультурой и спортом, ведите здоровый образ жизни, привлекайте к активным действиям детей и они вырастут здоровыми и преуспевающими людьми. Родители для детей –непререкаемый авторитет, примет для подражания.
Уже с малых лет учите детей беречь свое здоровье и заботиться о нем.
Совместные занятия сплачивают, объединяют детей и взрослых. Позиция родителей во многом определяет отношение детей к физической культуре и спорту.
Если взрослые ведут здоровый образ жизни, регулярно вместе с детьми выполняют хотя бы простейшие физические упражнения, подвижны, легки на подъем, это является «благодатной почвой», на которой взойдут добрые всходы – крепкие, здоровые, любящие физкультуру дети.
Только говорить о значимости здоровья – это мало.
Надо предпринимать повседневные пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни.
Чаще участвуйте в физкультурно-спортивных мероприятиях, проводимых в детском саду. Дети радуются присутствию взрослых и гордятся своими родителями. Спортивные праздники, в которых соревнуются семейные команды, сплачивают семью, приносят много радости и запоминаются взрослым и детям надолго.
Устраивайте праздники детям дома, не жалейте для этого времени и сил. Все это окупиться здоровьем вашего ребенка его активной жизнеутверждающей позицией, дальнейшим преуспеванием в жизни. Лучшие дни проведения – суббота, воскресенье, праздники, каникулы, отпуск.
Командовать может любой – мама, папа, дедушка, бабушка, сын или дочь, тетя, дядя и т.д. Можно «периоды» разделить и тогда каждый отвечает за свое «мероприятие»свой отрезок времени.
Утром, еще в постели сделайте несколько упражнений по растяжке мышц:
- Лечь на спину, вытянув ноги и руки, потянуться всем телом;
- Напрячь стопы ног, носочки;
- Отводя руки далеко за голову, расправить ладони, вытянуть пальцы, вдохнуть;
- Затем расслабиться, перенеся руки вдоль туловища, выдохнуть.
Упражнение хорошо сопровождать мыслями или словами, произнося их шепотом или вслух: «Доброе утро! Как хорошо! Я здоров! Все здоровы! Я люблю свою семью!»
- Из того же исходного положения подложив руки согнутых в локтях под голову, вытянув ноги (можно зацепиться носками за спинку кровати или спрятать их под сложенное валиком одеяло), сделать несколько полуподъемов верхней части туловища, не отрывая ног от кровати.
- Лежа на спине, прямые руки вдоль туловища, или согнутые в локтях под головой, несколько раз приподнять ноги вверх, стремясь сделать «прямой угол».
- Продолжая лежать на спине выполнить несколько вращательных движений ладонями и стопами в одну и в другую сторону.
- Из положения, лежа на спине, вытянув руки и ноги перевернуться на один бок, на спину, на другой бок, на живот.
- Из исходного положения, лежа на животе, вытянув руки и ноги сделать «лодочку», прогнувшись в спине, приподнять голову, верхнюю часть туловища, ноги.
Сказать: «Хорошо! Очень хорошо!» Встать.
Повторять упражнения стоит от двух дог четырех раз с улыбкой и хорошим
настроением.
Общий подъем команда, доносящаяся из другой комнаты, очень бодрят, объединяют
всю семью общей идеей, общим действием общим веселым настроением насыщают
всех положительными эмоциями.
«Всем – здравствуйте! Здравствуйте все!»
Совместная гимнастика в большой комнате или коридоре – что может быть лучше?!
Упражнения самые простые и доступные всем членам семьи от самого маленького
до самого большого. Особенно хороши импровизации и имитационные движения.
Душ! От этой утренней процедуры все особенно дети получат наслаждение настоящего веселого водного праздника.
Теперь за аппетитный завтрак! Ведь это важнейшая трапеза дня. Поэтому не завтракаем на ходу. Красиво накрытый стол, любимые блюда, родные лица – как это здорово! За завтраком ведем мирные разговоры о предстоящем дне, в том числе о потребностях организма.
Затем всевозможные спокойные подвижные дворовые игры, инициаторами которых будут все члены семьи. Бабушка и дедушка предложат поиграть в старые народные игры, папа и мама – в игры своего детства, дети – в современные подвижные игры.
Интересно и полезно будет всем. Поиграйте в такие игры, как: «Фанты», «Да и нет не говорить», «Лото», «Горелки», «Салки», «Квач», «Жмурки», «Прятки», «Казаки разбойники», «Замри», «Краски».
Из дома – на улицу, на природу.
Обязательны прогулка или экскурсия, поездка, турпоход, посещение культурно развлекательных заведений, парков, детских аттракционов, театров.
Полезны разговоры о благотворном влиянии природы и отдыха на здоровье.
Пообедать можно в пункте общественного питания. Это приятно и интересно, способствует социально-коммуникабельному развитию детей.
Посидите на скамейке полюбуйтесь небом рекой, деревьями, цветами и т.п., спокойно подышите – это так умиротворяет, способствует расслаблению, глубокому отдыху.
Можно еще активно подвигаться. Или посетить кинотеатр. Важно чтобы в течение дня ребенок выполнял различные упражнения: потянись, а потом расслабь мышцы, и у тебя появится ощущение тепла во всем теле, напряги мышцы спины, сведи и разведи лопатки, стань прямо, опусти и подними голову несколько раз и у тебя будет красивая осанка.
Вечером дома общий ужин, гигиенические процедуры, спокойные игры, семейное чтение (лучше сказок или занимательных историй – их любят все). Если вы не можете без телевизора посмотрите вместе интересную передачу, но не долго – детям вредно. Отход детей ко сну. «Спокойной ночи!» Очень хорошо, если детям споют колыбельную песенку, посидят возле него с добрыми словами – такие минуты запоминаются на всю жизнь, они убеждают ребенка в собственной защищенности в значимости для семьи, пробуждают в нем душевный покой, укрепляют здоровье, помогают быть уверенным и успешным.
Список используемой литературы:
1. http://www.takzdorovo.ru /.
2. http://www.maam.ru /.
3. Возная В.И., Коновалова И.Т., Сергиенко Н.Н. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ; Творческий Центр - М.:; 2006. – 128 с. 3.
4. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников – 3-е изд; испр. и доп. – Волгоград: издательство «Учитель», 2016. - 171 с.
5. Козлова С.А., Шукшина С.Е. Тематический словарь в картинках. Мир человека: я и моё тело; Школьная пресса – М.:; 2017. – 78 с.
6. Кузнецова Л.В., Панфилова М.А. Формирование нравственного здоровья дошкольников; Творческий Центр - М.:; 2003. – 63 с.
7. Лободина Н.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е. (подготовительная группа); Учитель – Волгоград:; 2009. – 383 с.
8. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет; – Волгоград: издательство «Учитель»:; 2012. – 333 с.
9. Мосалова Л.Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста; Детство-Пресс – М.:; -2019. – 80 с.
10. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 57 лет; Мозаика-Синтез; М.:; 2009. – 65 с.
11. Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения; Волгоград: издательство «Учитель», 2014. - 190 с.
12. Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3 – 7 лет; Творческий Центр - М.:; 2009. – 127 с.
13. Харченко Т.Е. Физкультурные праздники и развлечения; Детство-Пресс – М.:; 2009. – 115 с.