Часть 1. Вводные данные в рамках разработанного/существующего проекта
Название проекта: «LEGO- математика »
Продолжительность проекта: 1неделя
Проект предназначен для детей 5-6 лет
Предметная область проекта: ФЭМП
Автор проекта: воспитатель Лянгузова Диана Михайловна
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 17 «Белочка», город Сургут.
В рамках учебного проекта использовались наборы LEGO Educаtion: набор кирпичиков, математический поезд, набор с трубами.
2. Пояснительная записка к проекту
Дети играют с самого рождения. При помощи игрушек мы не только веселимся, но и познаем окружающий мир. Одной из самых замечательных, популярных и развивающих игрушек является конструктор. С его помощью развивается мелкая моторика, фантазия и воображение, логическое мышление.
Часто на вопрос, что такое математика, люди отвечают: «это умение считать», «умение логически мыслить». Математика – это умение думать и рассуждать, перебирать варианты, искать различные решения, доказывать, что других решений нет.
В силу своей универсальности LEGO-конструктор можно использовать как развивающий материал, позволяющий разнообразить процесс обучения. LEGO позволяет учиться играя.
С помощью конструктора можно составлять и решать задачи. Когда решение задачи превращается в интересную и увлекательную игру, то и процесс познания и усвоения материала становится легким. Составляя задачи, дети могут сделать объемные фигуры, чтобы рассказать свою интересную историю. Умение составлять задачу пригодится детям в школе, а если они поймут, что этот процесс интересен, то в школе они будут делать это с легкостью.
Конструктор помогает детям научится ориентироваться в пространстве. С помощью LEGO можно составлять схемы, планы, маршруты, карты. Также можно научить "читать" простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве. Пластины LEGO можно использовать как лист бумаги или как фланелеграф.
В процессе совместной деятельности взрослого с детьми по развитию математических способностей с конструктором у детей вырабатываются привычки сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с конструктором с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей.
Таким образом, можно сделать вывод, для того, чтобы значительно повысился уровень сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста лучше использовать конструктор LEGO Educаtion.
Цель проекта: формирование математических способностей и познавательной активности дошкольников с помощь наборов LEGO Educаtion; доказать, что конструктор LEGO не только любимая игра многих детей, но и прекрасный помощник в изучении математики.
Задачи проекта:
Развитие математических способностей с помощью конструкторов LEGO Educаtion:
-формирование умение ориентироваться в пространстве;
- формировать представления о количестве, счете, форме, величине, цвете;
- закрепить навыки количественного и порядкового счёта.
2. Развивать диалогическую и монологическую речь.
3. Развивать мелкую моторику.
Принципы, заложенные в проект:
- принцип доступности;
- принцип системности;
-принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий, поддержки инициативы детей.
План математической недели ««LEGO- математика »
Инструктаж по использованию наборов LEGO.
День 1 «Веселый счет».
- Беседа «Как люди научились считать?»
- Игры с LEGO – конструктором: «Составь цифру», «Где больше?», «Слушай звук и выложи число» (способствуют формированию понятия о числе и навыков счёта; развитию понимания взаимосвязи между различными множествами; формируют основы логического мышления и умения ориентироваться в пространстве.)
-Совместная деятельность детей и родителей: составление семейной истории «Важные семейные даты», составление из конструктора LEGO «Портрет любимой цифры»
-Использование считалок при организации подвижных игр, подвижные игры «Будь внимателен, не ленись и по двое (трое, четверо и т. д.) становись!
День 2 «Мир геометрических фигур»
- Беседа. «Геометрия вокруг нас»
-Чтение сказки Сытовой Н. Б. «Как геометрические фигуры город строили»
-Коллективная аппликация «Город геометрических фигур»
- Игры с LEGO – конструктором: «Найди фигуру»,«Башенки», «Ленточки», «Составь узор» (-способствуют формированию умения различать геометрические фигуры, правильному представлению о величине; умение сравнивать предметы визуально и способом прикладывания; развивают логическое мышление и умение рассказывать о своих действиях.)
День 3 «Измеряй-ка!» - Игровая ситуация: «В гостях у профессора Измеряйкина»
- Словесная игра «Что вокруг нас дальше-ближе,шире-уже, тоньше-толще?»
- Совместная работа с родителями: с помощью 3 необычных мерок измерить рост каждого члена семьи.
-Подвижная игра «Ходилки-мерилки».
-Игры с LEGO – конструктором: «Построй вольер животным», «Выше-ниже», «Длинный – короткий» (Способствуют закреплению понятий о размерах предметов, развивает умение измерять их визуально и с помощью мерки, формирует умение наблюдать и сравнивать, представление о простейших алгоритмах)
День 4 «Пространство и время» - Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом?», «Морской бой»
- Чтение сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени»
-Совместная работа с родителями: создание коллажа «Я росту!»
- Игры с LEGO – конструктором: «Остановка «Рукодельница» , «Разноцветные башенки», «Юный аптекарь» (развивают зрительную память и умение ориентироваться на плоскости, пространственное воображение, комбинаторные способности, умение находить способы выполнения задания, мелкую моторику рук ребёнка.) Подвижная игра-путешествие «Кладоискатели» (ориентировка на местности по карте и указательным знакам)
День 5 Викторина «Игровая математика» (приложение№1)
Приложение 1
Викторина «Игровая математика»
Участники: воспитатели и дети старшей группы, команда «Числовые гении» и «Любознайки». Материал: детали LEGO – конструктора, 2 мольберта, платы LEGO – конструктора с заданием «путаница», «путешествие гномика».
1 конкурс «Разминка».
Игра «Угадай на ощупь».
Цель: закрепить названия деталей LEGO – конструктора
2 конкурс «Слушай и выполняй»
Ответы на вопросы этого конкурса осуществляются индивидуально каждым членом команды, позволяя Определить уровень подготовки и знаний каждого ребёнка. Вопросы одинаковы для обеих команд. Первая часть конкурса «Слушай внимательно», слушать звуки бубна и разложить из «кирпичиков» LEGO – конструктора количество звуков в пределах от 3 до 10. Вторая часть конкурса поднять цифру, в качестве ответа на вопрос назови «соседи числа», 3, 5, 6 и т.д.
3 конкурс-игра «Живая неделька»
Конкурс-игра «Живая неделька» Позволяет разнообразить викторину, выплеснуть энергию детей в движение, кроме этого дети всегда должны быть начеку и вовремя найти свое место в неделе, правильно назвать день недели, который соответствует цифре имеющейся у ребёнка.
4 конкурс «Путешествие гномика»
Конкурс развивает ориентацию ребёнка в пространстве (в левом углу, в правом углу, вверху, в низу т.д.), помогает научиться переносить словарное описание задания в действие на плате LEGO конструктора.