Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ

Познакомить педагогов с тем, как можно применять в своей практике, для повышения образовательного процесса, новый метод - метод интеллектуальных карт.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ

Умение структурировать информацию становится необходимым в современном мире, поскольку способствует отбору и систематизации информации. Для того, чтобы справляться с постоянно растущим потоком информации и при этом не тратить много времени на обработку информации, а также принимать правильные решения, сегодня все больше и больше применяются инновационные методы. Для усвоения увеличивающегося объема учебного материала за ограниченное время необходима интенсификация образовательного процесса за счет систематизации, структурирoвания информации. Выбор новых методов и активных средств также позволяет решить указанную проблему. Одной из современных методик структурирования информации является использование интеллект карт [1].

Интеллект карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме. По своей сути, интеллект карта – это инструмент визуального представления и записи информации, отличный от привычного линейного способа. Это особый вид творчества, который развивает наше мышление и память. Примеры создания интеллект карт можно встретить в научных трудах, написанных более столетия назад. Более широкое их применение началось благодаря английскому психологу Тони Бьюзену, который начал разрабатывать концепцию ментальных карт в семидесятые годы двадцатого века [2].

Строение интеллек-карт основывается на радиантом мышлении. Каждый битинформации, поступающей в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль (включая каждое слово, число, вкус, запах, линию, цвет, ритмический удар, ноту, тактильное ощущение от прикосновения к объекту) – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллиона

«крючков». Каждый «крючок» представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. Количеств использованных ассоциаций, можно считатьтем, что называют памятью, т. е. базой данных или архивом.

В результате использования этой много канальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит «информационные карты».

Обработка информации в интеллект-картах следует принцип уработы мозга. Интеллект-карта всегда строится вокруг центрального объекта. Каждое слово и графическое изображение становятся по определению центром очередной ассоциации, а весьпроцесс построения карты представляет собой потенциально бесконечную цепь ответ вляющихся ассоциаций, исходящих изобщего центра или сходящихся к нему. Хотя интеллект – карта строится наплоскости, например; листе бумаги, она представляет собой трехмерную реальность в пространстве, времени и цвете.

Интеллект-карта имеет четыре существенные отличительные черты:

− объект внимания/изучения кристаллизован в

центральном образе;

− основные темы, связанные с объектом внимания/изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;

− ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т. д.;

− ветви формируют связанную узловую систему.

Качество интеллект - карт можно улучшать с помощью цвета, рисунков, закодированных выражений (например, общепринятых аббревиатур), а также посредством придания карте трехмерной глубины, что в сумме служит тому, чтобы повысить занимательность, привлекательность и оригинальность интеллект - карт. И то, и другое, и третье помогает усовершенствовать творческий запал при создании и дальнейшем использовании интеллект - карт, а равно лучше запомнить содержащуюся в них информацию [3].

Метод ментальных карт может найти применение в любой сфере жизни. Они помогают планировать собственную жизнь, принять правильное решение, анализировать и разрешить проблемные ситуации, вести дневник для эффективного создания годовых, месячных, ежедневных планов. А в процессе обучения интеллект - карты используются для следующих целей: конспектирование лекций и книг, подготовка материала по определенной теме, презентации, мозговой штурм, написание курсовых работ (рефератов, дипломов, диссертаций), подготовка к экзаменам.

Основные принципы построения интеллект - карт:

Графическое представление информации. Это является главной отличающей от конспекта особенностью интеллект - карты. В интеллект - картах информацию представляют в виде схемы вместо того, чтобы писать логически связанный текст. Основные значимые мысли связываются между собой направленными стрелками.

Использование пиктограмм. Использование пиктограмм в интеллект - картах является обязательным. В этих картах пиктограммами могут быть разные знаки, позволяющие невербальным способом передать отношение автора к узлам карты или косвенно указать на происхождение и назначение узлов.

Активное использование цвета. При рисовании интеллект - карт обязательно использование нескольких (не менее трех) цветов. Цвет - это мощный инструмент восприятия, и использование его в целях выделения и структурирования мыслей обязательно.

Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

Основная идея, проблема, объект внимания (изучения) располагается в центре. Это одно из ключевых понятий в создании интеллект - карт.

Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева), живыми, гибкими – в общем, органическими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее интеллект - карт. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых объектов.

Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому «склеивание» словуменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Использование этих принципов при создании интеллект - карты служит тому, чтобы повысить занимательность, привлекательность и оригинальность ментальных к арт [4].

Интеллект - карты могут применяться как индивидуально, так и в группе студентов. Каждый студент индивидуально составляет карту, например, научного понятия, затем интеллект - карты сравниваются группой студентов. Другой вариант – студенты коллективно создают одну интеллект - карту. На листе бумаги записываются все идеи, которые ассоциируются с научным понятием. Каждая идея выражается одним словом или фразой в отдельной строке.

Важным звеном в процессе составления интеллект - карты является алгоритм выполнения задания. Он сводится к следующим шагам:

Демонстрация образца интеллект-карты.

Формулировка задания.

Разработка интеллект-карты.

Рефлексия (самоанализ).

Немаловажное значение имеют и критерии оценивания интеллект-карты преподавателем:

Соответствие алгоритму.

Глубина / поверхностность изучения понятия.

Наличие рефлексии (выражение своего отношения к заданию, самоанализ).

Креативность.

Аккуратность.

Преимущества преподавания с помощью интеллект - карт

Приковывают внимание аудитории, тем самым делая ее более восприимчивой и готовой к сотрудничеству.

Делают занятия и презентации более органичными, вдохновенными и доставляющими радость как учителю, так и учащимся.

Вместо того чтобы оставаться неизменным из года в год, лекционный материал на основе интеллект - карт является гибким и легко приспосабливаемым к меняющимся условиям. В наше время стремительных перемен и развития всех сфер жизни преподаватель должен с легкостью и без значительных затрат времени вносить коррективы в свои лекции.

Поскольку интеллект - карты иллюстрируют лишь непосредственно относящуюся к предмету лекции информацию, учащиеся лучше усваивают материал и добиваются более высоких результатов на экзаменах.

В отличие от линейного текста, интеллект - карты не только излагают факты, но и демонстрируют взаимоотношения между последними, тем самым обеспечивая более глубокое понимание предмета учащимися.

Физический объем лекционного материала преподавателя значительно уменьшается.

Интеллект - карты особенно полезны для детей с «неспособностью» того или иного рода к учебе, особенно это касается дислексии[3].

Стандартная система конспектирования имеет ряд недостатков. Ключевые слова теряются в массе менее важных слов. Это в свою очередь затрудняет формирование необходимых ассоциаций, связывающих ключевые понятия и концепты. Однообразие в построении приводит к потере остроты восприятия мозга. Теряется много времени на поиск ключевых слов и прочтение ненужной информации. При линейном представлении информации не обеспечивается стимулирование творческих сил мозга, замедляется и сковывается мыслительный процесс. А интеллект - карты позволяет проще работать с информацией: запоминать, понимать, восстанавливать логику, удобно использовать для презентации материала и наглядного объяснения своей позиции собеседникам. Позволяет проще принимать решения, создавать планы, разрабатывать проекты.

Отличительной характеристикой интеллект-карт является тот факт, что любая интеллект-карта способна к практически безграничному росту. С учетом их радиантной природы любое ключевое слово или образ, включенные в состав интеллект - карты, увеличивают вероятность новой и более множественной совокупности ассоциаций, которые, в свою очередь, обуславливают возникновение дальнейших новых и еще более множественных ассоциаций, и так до бесконечности. Это лишний раз доказывает безграничную по природе ассоциативно - творческую природу любого нормального человеческого мозга. В любой интеллект - карте базовые порядковые идеи являются теми словами или образами, которые, отличаясь простотой и очевидностью, служат цели упорядочения хода мыслительного процесса. Являясь ключевыми концепциями, они концентрируют вокруг себя основную массу ассоциаций.

Таким образом, мы видим, что в своей основе интеллект - карта является схемой, используемой для представления слов, идей, задач, связанных и располагающихся вокруг ключевого слова или идеи. Наиболее часто визуальные схемы и интеллект - карты используются для генерирования, структурирования и классификации информации, которая впоследствии может быть с легкостью воспроизведена из памяти при помощи ассоциативных связей и визуальных образов.

Литература и примечания:

Балан И.В. Использование ментальных карт в обучении // Молодой ученый. – 2015. – №11.1. – С. 58-59.

Липская М.К. Ментальные карты и их применение в учебном процессе // Инновационные процессы и корпоративное управление :материалы VI Международной заочной научнопрактической конференции, 14–28 марта 2014 г., Минск. - Минск, 2014. – С.142-1447.

Бьюзен Т. и Б. Супермышление.-Попурри, 2003.-

Ст.58,224.

Московский центр технологической модернизации образования. Эффективное использование метода интеллект – карт на уроках: методическое пособие.-М.,2013.-11с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области