Социально значимый проект
«На защите детства »
Щекодько Галина Викторовна, педагог-организатор Отделения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних ГОО «Кузбасский РЦППМС», Минаева М.А., заместитель директора по ВР МБОУ «Кузедеевская школа-интернат»
Паспорт проекта
Наименование проекта | Социально значимый проект «На защите детства » |
Основные разработчики | -Щекодько Галина Викторовна, педагог-организатор Отделения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних ГОО «Кузбасский РЦППМС», |
Цель и задачи проекта | Цель – воспитание детей в духе ненасилия и уважения к правам человека; - формирование у детей адекватных представлений о правах человека и правилах поведения в опасных ситуациях. Задачи: - защита детей, от жестокого обращения начиная с самого раннего возраста; -профилактика всех форм насилия над детьми дома, в школе, в общественных местах; -организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях -повышение информированности обучающихся, с целью их адаптации в социуме |
Сроки и этапы реализации проекта | Подготовительный этап: декабрь 2018 года I. Изучение нормативных документов, гарантирующих защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. II. Планирование деятельности по реализации проекта. Основной этап – реализация проекта январь 2020г. – май 2020г. Реализация системы мероприятий проекта: I. Реализация мероприятий, направленных на разработку и осуществление комплекса мер по профилактике жестокого обращения с детьми. II. Реализация мероприятий, направленных на установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета профилактики школы. III. Реализация мероприятий, направленных на объединение усилий всех структур и ведомств системы профилактики в организации действий на защиту детей от жестокого обращения. Заключительный этап: январь2021 г. Анализ результатов работы. |
Исполнители проекта | - педагог-организатор Отделения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, социальный педагог, психолог, педагоги, обучающиеся школы-интерната. |
Ожидаемые конечные результаты | -снижение количества семей, в которых имеются факты жестокого обращения с детьми; -урегулирование внутрисемейных отношений с целью предотвращения повторных случаев жестокого обращения с детьми, -формирование общественного мнения , осуждающего любые формы проявления насилия в отношении детей; -повышение уровня правовой грамотности у несовершеннолетних и родителей; -сокращение случаев жестокости несовершеннолетних по отношению друг к другу. |
Целевые группы проекта | - обучающиеся школы-интерната; -родители (законные представители) обучающихся; - педагогические работники школы-интерната. |
Актуальность проекта
Проблема насилия и жестокости над детьми за последние годы в нашей стране стала особенно актуальной. Жестокое обращение с детьми в семье, школе, со стороны сверстников - это драматический пример полного распада семьи с одной стороны, и насаждение агрессивности, как нормы поведения в школе и микросоциуме - с другой. Изменения, происходящие в современной действительности, выдвигают целый ряд проблем социального характера, среди которых особенно остро стоит проблема насилия и жестокого обращения с детьми. Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Исключением не является и семья, несмотря на то, что она главным образом призвана обеспечивать безопасность ребенка, которая является необходимым фактором его нормального развития. Согласно статистике ежегодно отмечается увеличение числа детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения в различных его формах и проявлениях. Причины скрываются в политической и социально-экономической нестабильности общества, неблагоприятных социальнобытовых условиях жизнедеятельности семей, изменениях ценностных ориентаций людей, чрезмерной занятости родителей. На почве каждого из этих факторов могут развиваться разные формы насилия, цель которых – подчинение и контроль одного человека над другим разными способами (изоляция, запугивание, манипулирование, угрозы, эмоциональное насилие, экономическое насилие, физическое насилие, сексуальное насилие). Насилие нарушает право другого человека быть личностью. Насилие и жестокое обращение с детьми со стороны родителей и сверстников отражает общую дисгармонию, существующую во взаимоотношениях в современном обществе, свидетельствует о нездоровой социально-нравственной обстановке в нем. Насилие и жестокое обращение наносят детям серьезные психические травмы. Они озлобляются, становятся агрессивными, что выражается в немотивированной жестокости подростков к посторонним людям, в их стремлении к разрушительным действиям. Таким образом, жестокость родителей порождает жестокость детей – так в детских коллективах возникает явление, известное как буллинг (насилие по отношению к сверстникам, травля, преднамеренное агрессивное поведение). Длительное воздействие на ребенка неблагоприятной обстановки (в школе, семье, среди сверстников) приводит к глубоким личностным и социальным нарушениям,
формированию личностных деформаций и последующих отклонений в поведении. Последствиями и проявлениями социальной дезадаптации являются ранняя алкоголизация, детская наркомания и токсикомания, побеги из дома, бродяжничество, проституция, суицид.
Эти явления приобретают все более широкие масштабы и превращаются в серьезную социальную проблему. В целом современное состояние защиты детства и реализации прав ребенка вызывает обоснованную тревогу.
Актуальность данного проекта заключается в том, что педагог-организатор Отделения по профилактике правонарушений и самовольных уходов среди несовершеннолетних в сотрудничестве с педагогами школы-интерната и специалистами ведомств системы профилактики выполняют социальный заказ, способствующий эффективной профилактике жестокого обращения с детьми, а также формированию у родителей положительной мотивации к воспитательной деятельности; -выявляют факты нарушений прав и законных интересов несовршеннолетних и содействуют устранению причин, способствующих их возникновению; - вовлекают детей «группы риска» в общественно-полезную деятельность, воспитывают навыки неконфликтного поведения и общения; - привлекают внимание родителей, педагогов к актуальным проблемам детства.
Новизна проекта
Проект позволяет объединить усилия всех специалистов системы профилактики и педагогов школы-интерната в рамках заявленной цели и задач.
Проект направлен на выявление случаев жестокого обращения с детьми, нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних, а так же на принятие конкретных мер по их устранению в рамках действующего законодательства.
Кроме того, проект позволяет активизировать деятельность правового клуба «Ты и закон» организованного в школе-интернате по инициативе педагога - организатора ППН. Реализация проекта способствует формированию активной гражданской позиции обучающихся, и адаптации их в социуме. Данный проект в школе-интернате реализуется впервые.
Механизм реализации Проекта
Проект реализуется через плановую деятельность педагога-организатора Отделения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних ГОО «Кузбасский РЦППМС», в сотрудничестве с педагогами школы-интерната и активистами правового клуба «Ты и закон».
Основные формы и методы реализации Проекта
№ п/п | |
1 | Рейды, проводимые совместно со специалистами учреждений системы профилактики, сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних, по проверке семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с целью выявления фактов жестокого обращения с детьми и принятие по ним мер в соответствии с законодательством Российской Федерации |
2 | Мероприятия в рамках проекта: |
2.1 | родительские собрания, конференции |
2.2 | круглые столы, семинары |
2.3 | классные часы, профилактические беседы |
2.4 | Проведение социологического исследования (анкетирование) |
2.5 | агитационные выступление детских общественных объединений правовой направленности (отряды юных друзей полиции) |
2.6 | конкурсы, викторины |
2.7 | выпуск средств наглядной агитации, памяток |
План реализации проекта
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
Подготовительный этап | |||
1. | Установочное совещание с исполнителями проекта. Разработка планов совместных мероприятий с педагогами школы-интерната. | Декабрь 2019г.г. | Руководители проекта, педагоги |
2. | Начало работы проекта | Январь 2020 г. | Руководители проекта |
Основной этап | |||
1. | Мероприятия, направленные на профилактику правонарушений и самовольных уходов воспитанников и обучающихся школы-интерната. -беседы на тему: «Подросток и закон»: - «Кто такой правонарушитель»; -«Конвенция о правах ребенка»; -«Если ты преступил закон»; -«Права и обязанности»; -«Мы в ответе за свои поступки»; -«Эти вредные конфликты»; -«Административное право. Правонарушения. Взыскания»; -«Уголовное право. Преступление. Ответственность»; -«Ответственность за хранение , приобретение наркотических веществ». - викторина «Я и право»; -диспут «Мораль и закон»; -правовой турнир «Я - подросток. Я – Гражданин; -час общения «Россия - правовое государство». | Работа продолжается в течение всего периода реализации проекта | Руководитель проекта, педагоги и воспитатели школы-интерната, социальный педагог, психолог, инспектор ПДН, зам. директора по ВР |
2. | Мероприятия, направленные на пропаганду ответственного родительства: -родительские собрания «Авторитет родителей в воспитании ребенка», «Семья-территория без насилия»; - «Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание и обучение детей (Ст.5.35КоАП РФ)»; -консультации «Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста»; -«Ваш ребенок стал подростком. Проблемы воспитания»; -«Роль семьи в профилактике правонарушений и преступлений»; -беседы «Права и обязанности подростков»; -«Заботьтесь о безопасности своих детей». | Работа продолжается в течение всего периода реализации проекта | Руководители проекта, педагоги,родители (законные представители) обучающихся, воспитанников. |
3. | Мероприятия, направленные на объединение усилий всех структур и ведомств системы профилактики в организации действий на защиту детей от жестокого обращения: работа детского правового клуба «Ты и закон»: - «Давайте жить дружно!»; - «Друг. Дружба»; - «Взаимоотношения в семье»; - «О правилах поведения и безопасности на улице»; - «Учись быть добрым»; - «Учись управлять своими эмоциями»; - изготовление агитационных ленточек «Скажем жестокому обращению – НЕТ!»; - «Дети – это наше будущее»; - «Подарите счастливое детство!»; - «Наши дети – наша радость!»; - оформление стенда - «Детство без жестокости и насилия». «Родительский Всеобуч»: - противодействия жестокому обращению с детьми; -предотвращения конфликтных ситуаций в образовательной среде; -профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних; -проведение индивидуальной работы с детьми, проявляющими агрессивность среди сверстников. | Работа продолжается в течение всего периода реализации проекта | Руководители проекта, педагоги, родители (законные представители) обучающихся, активисты детского правового клуба, зам.директора по ВР |
Заключительный этап
Эффективность проекта будет оцениваться по следующим показателям:
1. Повышение уровня правовой культуры обучающихся школы-интерната их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива.
2.Внедрение в практику воспитательной деятельности эффективных форм профилактической направленности.
3. Наличие положительных отзывов по итогам реализации проекта.
Формы предоставления результатов деятельности проекта
По окончанию работы проекта планируются следующие мероприятия:
- выпуск методических рекомендаций для педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающихся, по профилактике жестокого обращения с детьми
- презентация опыта на педагогических советах, круглых столах.