Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


МУЗЫКАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В РАБОТЕ С ДЕТСКИМ ОРКЕСТРОМ народных инструментов

Разработка материала для работа с детским оркестром народных инструментов

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств имени П. И. Чайковского» муниципального образования города Ноябрьска.

«МУЗЫКАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В РАБОТЕ С ДЕТСКИМ ОРКЕСТРОМ народных инструментов»

Методическая разработка

преподаватель

Максименко Г.Г.

г. Ноябрьск

2020 г.

Оркестр - это больше, чем история письмен, так увлекательно разгадываемая, это процесс одушевления материала.

Б.В.Асафьев

Сто тридцать два года прошло с тех пор, как замечательный музыкант и патриот русского инструментального искусства В.В. Андреев, с группой таких же энтузиастов, выступил в концерте. Впервые в истории русской музыки перед изумленной аудиторией предстали восемь исполнителей-балалаечников. На основе «Кружка любителей игры на балалайке» в дальнейшем образовался великорусский оркестр.

Современное состояние русского народного оркестра обусловлено результатами развития оркестрового исполнительства. Состав оркестра включает в себя группу домр, группу балалаек, группу баянов, гусли клавишные (реже щипковые или звончатые), ударные инструменты. Помимо этого в состав оркестра входят такие инструменты как : труба, флейта , кларнет, фортепиано, электрогитара, народные духовые инструменты- свирели, владимирские рожки, брелки, жалейки. Все это обогащает тембровое звучание, расширяет художественные возможности, усиливает общую звучность оркестра, но в тоже время нивелирует колористические особенности народного оркестра.

Состав ученического детского оркестра зависит от многих составляющих. Не во всех школах есть полноценное отделение народных инструментов, включающее в себя преподавателей по классу домры, балалайки, баяна, ударных инструментов, духовых. Да и сам контингент учащихся сокращается. Для того, чтобы оркестр существовал необходима заинтересованность и внимание руководителей школы и всех заинтересованных лиц.

В нашей школе администрация приобрела оркестровые инструменты, многие проблемы ( например отсутствие класса балалайки ) решаются за счет обучения игре на балалайке гитаристов, этому способствует учебный план по предпрофессиональной общеобразовательной программе, где есть учебная нагрузка по изучению инструментов оркестра, есть вариативная часть. Правда краска б-ки примы все равно не восполняется, а гитаристы остаются гитаристами, но аккомпанирующая группа восполняется. На ударных инструментах играют дети с устойчивым чувством ритма. Проблема качества оркестровых инструментов пока остается. Существенно влияет и смена поколений в оркестре. А она происходит, к сожалению чаще, чем хотелось. Все эти проблемы должны решаться сообща, а ответственность лежит на руководителе коллектива.

Работа с оркестром – сложный и многогранный творческий процесс. Работа с детским оркестром – это в двойне сложно, но и в такой же степени интересно. Одно дело заниматься со взрослыми - сложившимися музыкантами: со своими взглядами, традициями, стереотипами, ,и совсем другое дело, когда перед тобой самые непосредственные, самые талантливые, но и самые требовательные , самые проницательные и бескорыстные музыканты – дети.

Работа с детским оркестром строится не только на принципах сугубо профессиональных, но и психолого-педагогических. Любой коллектив делиться на три категории: 1)верхний слой – активные, музыкальные сливки подготовлены, всегда настроены на работу 2) молоко - нейтральная, пассивная, неуверенная в себе часть 3) сыворотка - слабо подготовленные, незаинтересованные. И борьба ведется за центр. Необходимо заинтересовать середину, подтянуть ее к более сильным и помочь слабым, упростить до минимума партии для них, создать возможность почувствовать свою значимость и уверенность в себе, что и они могут и должны быть членами большого коллектива.

Так как репетиции оркестра являются основным звеном учебной работы, существует много различных вариантов методики работы с оркестром. Все они зависят от уровня подготовки учащихся, а она, как я и подчеркивала, очень разная, и от количества репетиций. От сложности исполняемой программы и от опыта руководителя.

Существуют определенные законы восприятия, которые необходимо соблюдать при планировании репетиций.

Необходимым условием для передачи информации является правильно и предельно точно сформулировать мысль, умение правильно и доходчиво говорить, точно и конкретно ставить вопрос, задание. Но и при этом реализовывать на занятии удается 90% , усвоиться детьми 70% , и только 25% от всей реализованной информации будет запомнено. Эти процентные соотношения взяты из практики работы с продвинутыми детьми, а, если учесть что приходиться работать с общей массой, то показатели осмысления и запоминания могут быть значительно ниже приведенных.

Для наиболее плодотворных занятий-репетиций необходимо так же соблюдать и принципы конструирования нового знания / методологические принципы/ .

1. Принципы доверия профессионализму учителя. Дирижер должен обладать полным и всеобъемлющим знанием музыки.

2. Принцип комфортности для детей на репетициях-занятиях.

Это соблюдение необходимых «важнейших» условий в процессе занятия -теплое помещение, свежий воздух, хорошее освещение и др .

3. Принцип гарантированности образовательной подготовки учащихся на любом участке учебного процесса.

Это определенная программа занятий, совокупность навыков и умений игры на инструментах соответственно установленным стандартам.

4. Принцип модульного проектирования занятий.

Это перспектива развития на год и соответствие, подчинение этой перспективе каждого занятия.

5. Принцип единства процессуального и мотивационного учебного процесса.

Это необходимое соответствие между сложностью занятия и временем, затраченным для выполнения этого задания.

6. Принцип безусловного соблюдения норм физиолого-гигиенического и психолого-педагогического характера.

На этом принципе хотелось бы заострить внимание, так, в его основе заключается возрастные физиологические особенности детей, которые нельзя не учитывать.

Это, например, особенности развития костно-мышечной системы у детей. Особенно это касается развития позвоночника и кистевого аппарата. Ведь окостенение позвоночника завершается только к 14-15 годам.

При проведении занятий нужно следить за посадкой детей и не допускать перегрузок и неудобств.

Развитие процесса окостенения кисти руки имеет большое значение, так, как кистевые кости становятся видимыми ясно, только к 7 годам, но они еще не вполне развиты. В 10-13 лет завершается процесс окостенения запястья. Процесс окостенения фаланг заканчивается только к 11 годам.

Во время занятий следует учитывать все эти особенности и не допускать перенапряжения, зажатостей, неудобств позвоночника и кистей рук. При проведении репетиций так же важен подход к детям и умение заинтересовать.

Нужно чувствовать детей, их реакцию на преподавателя, на информацию, чувствовать, когда уделить момент шутке, отдыху, но и надо это делать так, чтобы дети не расхолаживались, чтобы не расстраивался творческий процесс. Дети, как никто чувствуют это и реагируют моментально.

Планирование репетиции - важная составная часть подготовительной работы дирижера. Без планирования неизбежно возникает разбросанность, стихийность, возникает проблема с распределением внимания и время. И здесь заранее продуманный план избавит от многих ошибок и придаст черты стройности и завершенности. Но репетиция – дело живое, творческое и, как в любом живом деле тут могут быть неожиданности. Но если руководитель хорошо подготовился к работе по главным, магистральным направлениям, то он всегда найдет правильный выход из любой создавшейся ситуации.

В репетиционный период в оркестре используют три основные формы обучения: групповую, индивидуальную и занятия с полным составом оркестра. В детском коллективе с полным составом можно работать только после тщательного разбора и изучения партий на индивидуальных и групповых занятиях. Они позволят облегчить контроль над каждым участником оркестра, дадут возможность более тщательно следить, находить и устранять все текстовые, ритмические и интонационные неточности исполнения партии, устанавливать единые штрихи, аппликатуру, останавливаться на разучивании трудных мест. Групповые репетиции можно проводить различными составами. Но, исходя из опыта работы, хочу сказать, что и этот момент в контексте школьного расписания вызывает определенные сложности. Дети учатся в общеобразовательной школе в две смены. Количество детей в сменах разное и составить расписание групповых занятий с учетом желания поработать отдельно с группой домр, балалаек и баянов не всегда возможны. Но я пытаюсь сформировать группы так, чтобы учесть все нюансы и использовать групповые занятия с максимальной отдачей. На этой стадии работы у оркестрантов должно сложиться полное и ясное представление об исполняемом произведении. «Интерпретация – это результат сложнейшего творческого процесса, в котором основную роль играет постижение исполнителем идеи автора»

/В. Федосеев /

Руководителю необходимо помочь учащимся окончательно разобраться в характере и форме произведения, обратить внимание на средства музыкальной выразительности (мелодию, гармонию, инструментовку и т.д.) применяемые композитором для решения конкретных художественных задач. Помимо этого надо постоянно обращать внимание оркестрантов не только на исполнение своей партии, но и учить их слушать и соразмерять свою игру со звучанием группы и всего оркестра. Играть произведение нужно в таком темпе, чтобы добиться точного воспроизведения нотного текста и выполнения всех, намеченных на групповых репетициях, задач. Нецелесообразно в течение долгого времени работать над одной и той же пьесой. Нервная система ребенка не приспособлена к возможности надолго сосредоточиться на каком-либо одном роде работы. У детей снижается внимание, притупляется восприимчивость и реакция на замечания руководителя. Количество ошибок не только не уменьшается, но и возрастает и, как следствие, падает интерес к работе. Подбор разнохарактерного репертуара в сочетании «легкие - трудные», «быстрые - медленные», позволяет на легких пьесах разыграть оркестрантов и подготовить их к серьезной работе, требующей повышенного внимания. Работая в начальный период над несложными, в техническом отношении, произведениями, руководителю необходимо добиваться от оркестра качественного звучания. Этот принципиально важный момент в репетиционной работе часто отсутствует, и она выливается в проигрывание произведения, с работой над лежащими на самой поверхности недостатками, как-то: ошибки в тексте, неверные вступления, ансамблевые неточности и т.п. Нельзя думать, что по мере совершенствования владением инструментами и приобретением оркестрового опыта, вопрос качества звучания решиться сам собой. Это не так. Уже с первых репетиций перед оркестром должны быть поставлены достаточно серьезные, на данный период исполнительские задачи. И только постоянная, целенаправленная работа над решением этих задач явится залогом творческого роста коллектива.

Однако на общих и групповых репетициях бывает невозможно решить все вопросы. Часто у учащихся возникают сложности исполнения партий, связанные со слабой технической подготовкой. И здесь большую помощь оказывают коллеги- педагоги отдела. При планировании уроков по специальности они выделяют время на прохождение оркестрового материала. Далее я работаю над ансамблем внутри партий /ровность тембра, ритма/.

Работа со струнными группами заключается в достижении, как каждым ребенком, так и в группе в целом, единого по частоте тремоло, чтобы все снятия и начала звуков были синхронными. Качественное звучание домровой группы зависит не только от хорошего состояния инструментов, но , во многом, и от медиаторов. Большое внимание и время необходимо уделять пассажам с гаммообразным и арпеджированным движением, так как исполнение этих пассажей в группе в унисон представляют большую трудность, то же можно сказать и о фаршлагах. Фрагменты на дивиси так же отрабатываются сначала партиями по отдельности. Очень сложно в струнной группе добиться хорошего легато, так как специфика звукоизвлечения струнных инструментов направлена на отрывистое звучание. Звучание в верхнем регистре так же несет свои сложности, так как нажатие на струну и ее «пробивание» /пальцем или медиатором/ для детей физически трудно. Работаю над этим путем звуковедения от одной ноты к другой, чтобы дети чувствовали плотность фразы. Басы и контрабасы в оркестре склонны к замедлению, затягиванию темпа, так как для детей игра на этих инструментах сложна и физически тяжела. Использование бас гитары тоже вызывает сложности, гитаристам надо освоить прием игры медиатором, извлекать бас очень легкий, короткий, и в тоже время сочный. Необходимо приучить их внутренней пульсации путем дробления длительностей, полезно поиграть немного быстрее основного темпа, особенно трудные места выучить наизусть. В аккомпанирующей группе важно работать над синхронным исполнением аккордов и арпеджированных пассажей.

Особо хочется остановиться на группе баянов. Первое время, когда подготовка струнной группы уступает уровню подготовки баянистов, последним надо поручать самые ответственные и технически сложные партии. Баяны должны быть лидерами в оркестре, на них лежит большая ответственность. Поэтому от правильного подбора баянистов во многом зависит и художественный результат исполнительской деятельности оркестра.

Сводная репетиция оркестра должна проводиться в постоянном помещении (на сцене, или оркестровом классе), что в нашей школе сделать нет никакой возможности. А это плохо т.к. учащиеся должны привыкнуть к определенным акустическим условиям. Смена помещений влечет за собой частичную перестановку оркестра, а значит и смену акустики. Все это приводит к нарушению звуковой ориентации, потере чувства ансамбля, неуверенности в исполнении. В начале репетиции оркестр нужно хорошо «разыграть» на пьесах из готового репертуара, которые оркестр исполняет с удовольствием. После этого переходить к разучиванию трудных произведений, требующих максимальной концентрации внимания и сил. Важной проблемой на репетиции является проблема ошибок исполнителей и, как следствие этого, остановок оркестра. Характер ошибок может быть разным. Если они носят случайный характер, когда на действиях участников оркестра сказывается усталость, то лучше оркестр не останавливать. Кроме этого надо быть готовым к тому, что не все у оркестра получается сразу. Нужно время, чтобы учащиеся почувствовали характер, стиль произведения, свою роль и место в том или ином эпизоде, и, наконец, элементарно выучили свои партии. Если же ошибки вызваны непониманием исполнительских задач или нерешительностью исполнения, то в этом случае остановки необходимы. Из каждой остановки надо «выжать» максимум пользы. Так, например, если остановка произошла по причинам неправильного исполнения фразы, штрихов, нюансов, то, указав способ исправления ошибок, можно тут же обратить внимание оркестра на аналогичные эпизоды в дальнейшем. Это ускорит процесс работы и избавит от лишних, дублирующих друг друга, расхолаживающих и утомляющих оркестр остановок. Важно иметь в виду, чтобы трудности, с которыми сталкиваются ученики в оркестре, не превышали бы их исполнительских возможностей. Только в этом случае воспитывается и укрепляется заинтересованность учеников в оркестровой работе. Каждый этап работы на репетиции ставит перед руководителем определенные задачи, успешное решение которых, во многом зависит от верной направленности внимания. К примеру, если оркестр только приступает к работе над новым произведением, то внимание в основном, должно быть обращено на корректировку нотного текста. Остальные задачи или не решаются совсем, или решаются в той степени, в какой позволяет уровень подготовки оркестра. Следующая, новая ступень работы над произведением подразумевает и иную направленность внимания: работа над штрихами, культурой фразировки, ритмической и динамической точностью звучания. В конце репетиции нужно оставить время для подведения итогов проделанной работы. Это может быть проигрывание в нужном темпе (желательно без остановок) фрагментов, или всего разучиваемого произведения. Лучшим показателем хорошо проведенной репетиции является желание поиграть еще. Умение организовать коллектив, умело сочетать требовательность и уважительное отношение к учащимся – вот залог успешной работы руководителя и оркестра.

Школьный оркестр должен выступать как можно чаще. Это стабилизирует работу коллектива, придает ей не отвлеченно-учебную направленность, а конкретный, музыкально-просветительский характер. К тому же, такие концерты – хороша пропаганда инструментальной музыки в исполнении народных инструментов. Организация и проведение выступлений оркестра – ответственный период в творческой жизни коллектива. Каждый концерт является, в своем роде, единственным и неповторимым. Заключительным этапом большой подготовительной работы коллектива перед концертом будет генеральная репетиция. Ее своеобразие заключается в том, что она выполняет две функции: репетиции и концертного исполнения. Поскольку «концертность» исполнения является доминирующей, то важно психологически подготовить оркестрантов к предстоящему выступлению и окончательно проверить готовность программы. Генеральную репетицию желательно проводить там, где состоится выступление коллектива. Необходимо проверить исполнение в акустических условиях предстоящего выступления. Дирижер и оркестр должны привыкнуть к условиям зала и добиться привычных динамических соотношений звучания и хорошего ансамбля. Реакция зала – лучший барометр успеха исполнителя. Зал объективен по всей сути, он никогда не обманывает. От исполнителя он требует, прежде всего, убежденности и полной отдачи.

Он не терпит позерства, искусственности. Зал требует от артиста искусства, опирающегося на высочайшее мастерство, которое есть следствие неустанной работы человеческой души.

« ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА »

1. «Школа гигиена» /учебник для ВУЗов/ Ю.И. Заволжская. (СПб)

2. «Очерки и статьи» Владимир Федосеев.

3. «Педагог, артист, дирижер» П.М. Нечипоренко.

4. «Дирижер и оркестр» В.Карташов Екатеринбург, 2010 ;

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области