Инновационные технологии в сфере образования и воспитания сейчас являются наиболее востребованными и важными в работе любого детского дошкольного учреждения. Именно поэтому для сотрудников ДОУ огромное значение имеет использование в своей деятельности современных образовательных технологий воспитателя по ФГОС, потому что все они направлены на реализацию государственных стандартов в дошкольном образовании.
Для того, чтобы безошибочно разбираться в новых процессах, необходимо понимать терминологию и суть используемых наименований. Основное из них – это технология. Под этим термином подразумевается совокупность всех приемов, которые применяются в каком-либо занятии, деле, виде творчества или мастерстве.
На данный момент существует и используется более ста технологий, применяющихся в образовании. К ним предъявляются следующие критерии:
- Концептуальность. Педагогическая технология опирается на научную концепцию, включающую в себя психологическую, философскую, дидактическую и социально-педагогическую базу, на которой базируется достижение целей в педагогике.
- Системность. Для того, чтобы технология функционировала, она должна обладать свойствами системы, то есть целостностью, взаимосвязанностью составляющих, логикой процесса.
- Управляемость – это возможность установления цели, выполнения планирования и проектирования, внесения корректив и проведения диагностических мероприятий.
- Эффективность. Работающая технология должна быть эффективной, приносить реальные результаты, не требуя при этом слишком больших затрат.
- Воспроизводимость, то есть возможность распространения и применения педагогической технологии многими педагогами и воспитателями вне зависимости от уровня их опыта, профессионального стажа, возраста и персональных характеристик.
Передовые образовательные технологии состоят из трех компонентов:
- Концепт – научная база, включающая в себя педагогические и психологические принципы, на которых она основана.
- Содержание – цели и содержание всего учебного материала.
- Процесс – формы и методы, касающиеся работы педагога, учебной деятельности воспитанников, управления процессом обучения и воспитания, а также диагностика успешности внедрения методик.
Основываясь на вышесказанном, можно утверждать, что система может именоваться технологией, если она отвечает всем перечисленным критериям.
Основные современные образовательные технологии
В число базовых современных образовательных технологий включены следующие:
- Здоровьесберегающие. Здоровье детей – это основная цель, которая стоит перед воспитателями и педагогами. Она включает в себя развитие у ребенка навыков и умений по соблюдению здорового образа жизни. Здоровьесберегающие технологии внедряются на всех уровнях – физическом, психологическом, информационном. Построение такой технологии зависит от типа ДОУ, условий и длительности пребывания в нем детей, программы и профессионального уровня воспитателя, состояния здоровья воспитанников. Здоровьесберегающие технологии, использующиеся в работе ДОУ, делятся на следующие категории:
- Медицинская профилактика.
- Оздоровительная физкультура.
- Социально-психологическое благополучие.
- Сохранение и укрепление здоровья педагогического состава.
- Образование (обучение правилам сохранения здоровья).
- Здоровый образ жизни.
- Развивающая сенсорная среда.
- Технологии проектной деятельности. Она ставит перед собой цели развития межличностных взаимодействий между воспитанниками, которые достигаются путем использования различных видов проектов:
- Игровые.
- Экскурсионные.
- Повествовательные.
- Конструктивные.
Существует огромное количество проектов, которые делятся по различным принципам: по используемому методу, содержанию, типу включения воспитанника в проект, контактам, числу участников, длительности.
- Технология исследовательской деятельности. Они поддерживают и развивают у детей желание и стремление исследовать окружающий мир всеми доступными им методами и способами.
- Информационно-коммуникационные. Современные дети растут в совершенно ином мире, чем их родители. Именно поэтому в обучение требуется вводить не только инновационные методы обучения и воспитания, но и проводить их с использованием достижений современной науки и техники, включая компьютеры и различные электронные устройства.
- Технологии, ориентированные на развитие личности. Ребенку должно предоставляться достаточно времени для игры.
- Портфолио дошкольника и воспитателя. Это способ создания своеобразного документа, свидетельствующего о достижениях как воспитанника, так и его воспитателя.
- Игровая технология и многие другие. Обучение в процессе игры является наиболее естественным и понятным для ребенка, именно поэтому в этот процесс необходимо органично вписывать все виды используемых воспитательных и образовательных методик.
Продуктивное использование новых образовательных технологий у воспитателя означает значительное увеличение качества образования и воспитания у дошкольников, более современный подход к ним, соответствие постоянно меняющимся требованиям к уровню педагогического процесса.
Документация об использовании образовательных технологий в ДОУ
В качестве подтверждения проделанной работы предоставляется отчет воспитателя об использовании современных образовательных технологий с учетом возрастной группы дошкольников. Огромное значение для перспективного развития обучения и воспитания имеют современные образовательные технологии старшего воспитателя. Он внедряет новые технологии в свою работу и распространяет их на деятельность всех педагогов ДОУ. Для этих целей служит справка для воспитателей о современных образовательных технологиях.