Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рабочая программа по духовно - нравственному воспитанию "От сердца к сердцу"

Цель Программы целостное духовно – нравственное и социальное развитие личности ребенка путем приобщения к православным, патриотическим, культурно-историческим традициям России посредством создания единой непрерывной социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные культурные ценности Задачи Программы - формирование духовно – нравственных ценностей личности на основе традиционных православных праздников, -изучение истории, культуры, природы, своеобразия Вятского края, России, - стремление возродить традиции семейного воспитания.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ПРОГРАММА

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ

От сердца к сердцу

Содержание программы:

1.Актуальность программы.

2.Цель программы.

3. Задачи программы.

4.Этапы реализации программы.

5.Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

6.Содержание программы.

7.Совместная педагогическая деятельность семьи и школы.

8.Критерии оценки эффективности воспитательного процесса школы.

9.Ресурсное обеспечение.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Концепцией духовно-нравственного развития российских школьников, Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.

 1.Актуальность программы

В последнее десятилетие большую опасность представляет происходящее падение духовно-нравственного уровня подрастающего поколения. Основной жизненной целью у людей стало приобретение материальных благ, стремление к власти. В отношениях между людьми стали типичными равнодушие, грубость, озлобленность, бездушность, беспринципность, лицемерие, лживость, пошлость, насилие, пренебрежительное отношение к умению общаться. Киселев А.Ф. в своей статье «Выбор» изложил это так: «современный человек упростил свою жизнь жилищным комфортом, обилием продовольствия, возможностями современной техники. За все пришлось платить. Приобретая - утрачивать. Утеряны живительная связь с природой и естественные чувства сопричастности, слитности с «нерукотворным» миром, вызывающим восхищение и поклонение гармонии, величию и красоте».

Перед общеобразовательной школой ставится задача воспитать ответственного, всесторонне развитого гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника.

Основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения- той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Культура - это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях

Православные устоявшиеся традиции способствуют укреплению и единению страны, духовно–нравственному воспитанию детей. Важную роль в воспитании школьников играет приобщение к традициям православных праздников. Проведение православных праздников позволяет познакомить учащихся с основами православия в доступной им форме, а это в свою очередь способствует укреплению исторических традиций, воспитанию эстетических и моральных качеств ребенка.

Удивительное и загадочное явление народной культуры - праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается. Профессор И.М. Снегирев писал, что народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познанию народной жизни. Действительно в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории, которую можно при желании увидеть.

2.Цель Программы:

целостное духовно – нравственное и социальное развитие личности ребенка путем приобщения к православным, патриотическим, культурно-историческим традициям России посредством создания единой непрерывной социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные культурные ценности

3.Задачи Программы

- формирование духовно – нравственных ценностей личности на основе традиционных православных праздников,

-изучение истории, культуры, природы, своеобразия Вятского края, России,

- стремление возродить традиции семейного воспитания.

4. Этапы реализации Программы

Сентябрь 2017-декабрь 2017 – подготовительный этап

Аналитико-диагностическая деятельность, поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования, диагностическая деятельность. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.

Январь 2018 – декабрь 2019 - практический этап

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.

Январь 2020 – июнь 2020 – обобщающийэтап

Обработка и интерпретация данных за 3 года. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы тактики деятельности.

5.Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

         ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике, законам Российской Федерации,

         элементарные представления о государственном устройстве и социальной структуре российского общества,

         начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

         начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения,

         нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;    

         способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом,

         уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

         знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

         ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

         ценностное и творческое отношение к учебному труду;

         элементарные представления о различных профессиях;

         первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

         ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

         первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

         ценностное отношение к природе;

         первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности;

         личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

         первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

         первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

            первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.

6.Содержание программы

Ключевое дело: «Концерт, посвященный Дню народного единства»

Общешкольные мероприятия

Ответственные

Сроки

Школьный тур олимпиады по Основам православной культуры

октябрь- ноябрь

Школьный тур областной викторины «Я- гражданин страны народного единства»

.

октябрь- ноябрь

Оформление выставки «Красота Божьего мира»

октябрь- ноябрь

Подготовка концертных номеров «Моя Родина – Россия»

сентябрь- октябрь

День Здоровья «Марафон народных игр»

октябрь

Книжная выставка «И матушка Россия будет помнить нас»

октябрь- ноябрь

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

ответственные

сроки

Классный час «Когда мы едины – мы непобедимы»

Классный час «Казанская икона Божией матери» - символ народного единства

ноябрь

Просмотр и обсуждение фильма «Русская Смута. История болези» (Ф.Бондарчук. 52 мин

октябрь

Просмотр и обсуждение православного мультфильма «Пересвет и Ослябля» (Реж. Подивилов . 30 мин)

октябрь- ноябрь

Викторина «Широка страна моя родная»

Викторина «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Об истории праздника»

Диспут «Судьба в России в свете православия»

октябрь

Ключевое дело: «Малые рождественские чтения»

Общешкольные мероприятия

Ответственные

Сроки

Городской конкурс «Рождество приходит в каждый дом»

декабрь

Исследовательская работа «И качаются игрушки: флаги, звездочки, хлопушки…»(История елочной игрушки)

ноябрь-декабрь

Экскурсии в Христорождественский женский монастырь

декабрь

Фотовыставка «Чудеса зимней природы в Рождество»

ноябрь- январь

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

ответственные

сроки

Классные часы «Чудо рождественской ночи»

Классные часы «Рождество приходит в каждый дом»

декабрь

Просмотр мультфильма «Рождество»

Просмотр и обсуждение документального фильма «Рождество»(первый канал. 50 мин)

Социальный опрос «Знаем ли мы рождественские традиции»

декабрь

Мастер- классы «Рождественские поделки»

декабрь

Виртуальное путешествие в картинную галерею «В ожидании чуда: Рождество на картинах художников»

декабрь- январь

Ключевое дело: «КТД «Пасха»

Общешкольные мероприятия

Ответственные

Сроки

Месяц Добра (Сделай доброе дело).

Линейки «Открытие «Месяца Добра»

.

март

Конкурс поделок «Пасхальный сувенир»

март-апрель

Акция «От чистого сердца»(изготовление пасхальных открыток и вручение их прохожим)

март

Акция «Твори добро» (помощь малоимущим семьям)

март

День народного костюма (Театр моды)

март

Линейки «Поведение итогов «Месяца Добра»

апрель

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

ответственные

сроки

Классные часы «Пасха»

Классные часы «Пасха»

Познавательный час «Светлое Христово воскресение»

март

Игра по станциям «Ромашка»

Просмотр доброго кино

Викторина «Пасхальные традиции»

март

Конкурс стихов и песен о Добре

март

Конкурс рисунков «Жизнь дана на

добрые дела»

март

Ключевое дело: «День славянской письменности и культуры»

Общешкольные мероприятия

Ответственные

Сроки

Выставка декоративно – прикладного искусства

май

Книжная выставка «Чудо, имя которому Книга»

май

Экскурсии по храмам города Слободского

май

Участие в Борисоглебском крестном ходе

май

Последний звонок

май

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

ответственные

сроки

Классные часы «Дар Кирилла и Мефодия»

Слайд- презентация «Как учились на Руси»

май

Конкур презентаций «Удиви меня» (история и культура города Слободского)

май

Презентация книги «История медицины в Слободском»

май

Просмотр фильма «Карусель на базарной площади» с участием уч-ся школы №7.

май

Конкурс «Лучший читатель»

май

7.Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

участие в коллективно-творческих делах;

совместные проекты;

привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;

организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;

организация экскурсий по историческим местам района;

совместные посещения с родителями музеев;

участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе;

участие в художественном оформлении классов, школы к праздникам, мероприятиям.

8.Критерии оценки эффективности воспитательного процесса школы.

Ожидаемые результаты

Критерии отслеживания результата

Методики

Охват внеурочной деятельностью

1. Занятость учащихся во внеурочное время

сводная таблица

Состояние преступности

1. Отсутствие правонарушений и отсева учащихся;

количество учащихся, состоящих на

учете в ПДН ОВД

Уровень воспитанности

1. Уважение к школьным традициям и фундаментальным ценностям;

2. Демонстрация знаний этикета и делового общения;

3. Овладение социальными навыками

сводная таблица по классам

Сформированность познавательного потенциала

Освоение учащимися воспитательной программы

Развитие мышления

Познавательная активность учащихся

1. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка

2. Педагогическое наблюдение

Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника

Коммуникабельность

Сформированность коммуникативной культуры учащихся

Знание этикета поведения

1. Методика выявления коммуникативных склонностей.

2. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

3. Педагогическое наблюдение.

Сформированность нравственного и эстетического потенциала

Нравственная направленность личности

2. Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

1.Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"

2. Методика С.М. Петровой "Русские пословицы"

3. Методики "Акт добровольцев", "Недописанный тезис", "Ситуация свободного выбора"

 4. Методики "Репка" ("Что во мне выросло"), "Магазин", "Золотая рыбка", "Цветик - семицветик"

Сформированность физического потенциала

Состояние здоровья

2.Развитость физических качеств личности

1. Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика

2. Отсутствие вредных привычек

Результативность в районных и областных мероприятиях

Имидж школы

Сводная таблица

Оценка микроклимата в школе

1. Характер отношений между участниками учебно-воспитательного процесса

2. Единые требования педагогов и родителей к ребенку.

3. Участие детей, родителей, учителей в мероприятиях.

4. Нравственные ценности.

5. Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте».

Методика С.М. Петровой «Пословицы»

Методика М.И. Рожковой «Изучение социализированности личности».

Методика Л.В. Байбородовой «Ситуация выбора».

Анкета «Что такое счастье?»

Игра «Фантастический выбор»

Анкета «Моя семья». Методика Е.Н. Степановой «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении».

Методика А.А. Андреева. «Изучение удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении».

Методика Е.А. Степановой «Изучение удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении».

Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности подростков жизнедеятельностью в образовательном учреждении».

Анкета для старшеклассников.

Сформированность общешкольного коллектива

Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

Развитость самоуправления

Сформированность совместной деятельности

1. Анкетирование;

2. Тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е.Щурковой;

3. Методика «Изучение социализированности личности учащегося» М.И.Рожкова;

4. Методика «Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» М.И.Рожкова;

5. Методика «Изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева;

6. Комплексная методика «Изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения» А.А.Андреева;

7. Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» Р.С.Немова.

8. Методика "Наши отношения"

Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью

Комфортность ребенка в школе

2. Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе)

1. Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью"

2. "Психологическая атмосфера в коллективе"

3. Анкета "Ты и твоя школа"

4. Сводная ведомость трудоустройства выпускников

Интеграция учебной и внеучебной деятельности.

Рост познавательной активности учащихся.

Наличие высокой мотивации в учебе.

Расширение кругозора учащихся.

Самореализация в разных видах творчества.

Самоопределение после окончания школы.

Анкета «Зеркало».

Анкета «Патриот».

Анкета «Что вам интересно?»

Анкета «Анализ интересов и направленности подростков»

Анкета «Профориентация

подростков.

Анкета «Познавательные потребности подростка».

Методика

Д.В. Григорьевой «Личностный рост»

9.Ресурсное обеспечение:

-В.И. Буганов «Смута и ее последствия» М,1989

-Д Володохин «Служил чисто, прямо и честно: князь Д.Пожарский», «Родина» 2006 г,№11

-Т.Дорошенко «Преодоление великой разрухи русского государства», «Наука и жизнь» 2006г, №1

-А.Игнатов «Смутное время» «История»2002г,№4

-И.Забелин»Минин и Пожарский. Прямые и кривые в смутное время-Страницы минувшего» М, 1991г.

-В.Ключевский»Курс русской истории»,том3.

Н.Костомаров «Повесть освобождении Москвы от поляков 1612г и избрание царя Михаила»

-Кожаева, Л. Фольклорные праздники / Л. Кожаева // Искусство. – 2011. – № 14 (470). – С. 28–30. О годовом цикле православных праздников. Обычаи и традиции проведения праздников на Русском Севере. Лурье, Л. Святки в старом Петербурге / Л. Лурье // Огонек. – 2012. – № 51. – С. 30–31. – (Общество: традиции). Рождество в дореволюционном Санкт-Петербурге.

-М.Марговская, Праздник на все времена / М. Марговская // Наука и религия. – 2014. – № 1. – С. 25–27. – (Культ и культура). Описание празднования Рождества и других рождественских праздников в произведениях русских писателей и поэтов

-Е.Прокофьева, Дары волхвов / Е. Прокофьева // Крестьянка. – 2009. – № 12. – С. 34–36. – (Гостиная) (Предания). О том, как появился обычай дарить рождественские подарки в России и зарубежных странах, о фольклорных персонажах, близких к Деду Морозу.

- С. Горловой // Славянка. – 2009. – № 6 (24). – С. 86–87: фот. – (Кулинария). О правилах соблюдения Рождественского поста. Приведены выдержки из церковного устава и рецепты постных блюд.

-О. Санжарова, По старому стилю / О. Санжарова // Крестьянка. – 2009. – № 12. – С. 30–33. – (Гостиная) (Обычаи). Русские праздничные традиции (Святки, Рождество, Крещение

И.Сокольский, Пряник на Рождество / И. Сокольский // Наука и жизнь. – 2012. – № 12. – С. 96–102 : 11 фот., 1 грав. – (Хозяйке – для повышения эрудиции). Обычай дарить друг другу пряники на Рождество родился в Западной Европе и пришел в Россию в XVIII веке.

-А.Шаргунов, Христос рождается – славите! / А. Шаргунов // Рус. Дом. – 2008. – № 1. – С. 2–3. О значении праздника Рождества Христова для верующих. Новый год в дореволюционной России Сведения о праздновании Нового года появляются с конца XV века.

-В. Юдин «Дни величальные»

-Н.В. Гришечкина«Большая книга праздников для малышей»

-http://russian-traditions.ru/pasxa/: Русские обычаи

-3http://paskha.gatchina3000.ru/: Пасха - Источник радости Светлое Христово Воскресение

-4http://www.pravmir.ru/: Православие и мир

-Жития Кирилла и Мефодия. /Вступительные статьи академика Д.С.Лихачева. - М. – София: Книга. Наука и искусство, 1986.

-Рассказы о православных святых / Под ред. В.М.Воскобойникова / Оформление А.М.Гусарова. – СПб.: ООО «Издательство «Золотой век», 2003.

-Иванова С.Ф.Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. – М.: Отчий дом, 2004.

-Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь. М., 1996.

Тимофеев К.А. Великий подвиг братьев-просветителей // Слава вам, братья, славян просветители: Сборник материалов к празднованию Дня славянской письменности и культуры. Новосибирск. Православная гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского, 1996.

-Словьев В.М. Русская культура. С древнейших времен до наших дней. М.: Белый город, 2004.

-Подмосковный летописец / историко-краеведческий альманах // №1, 2007.

-Православная культура. Мультимедийный учебник. Плесково – Москва - Новосибирск, 2004.

-Литература и искусство Древней Руси на уроках в школе: 8-11 кл.: Пособие для учителя и уч-ся / Под ред. Г.А.Обернихиной. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

-Охотникова В.И. Древнерусская литература: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учреждений /В.И.Охотникова; Под ред. О.В.Творогова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2002.

-Интернет ресурсы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области