Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование современных образовательных технологий в работе олигофренопедагога

Рекомендации для коррекционных педагогов по применению педагогических технологий в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Использование современных образовательных технологий в работе олигофренопедагога.

В своей работе учитель – олигофренопедагог использует как общие, так и специальные педагогические технологии. Рабочая программа для каждого обучающегося составляется и реализуется олигофренопедагогом на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образовательного учтреждения и с учётом индивидуальных особенностей каждого обучающегося. По отношению к каждому обучающемуся реализуется индивидуальный и дифференцированный подход.

В современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать, встаёт владение информационными технологиями. Сегодня невозможно представить деятельность педагога без использования компьютера, проектора, интерактивной доски. Использование на уроках информационных технологий – это обеспечение наглядности и доступности учебного материала, сокращение временных затрат на подготовку к урокам. Внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность обучающихся в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с обучающимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями.

Наиболее часто используемые формы информационных технологий в работе олигофренопедагога:

- мультимедийные презентации при подаче нового материала;

- тесты и тренажеры для упражнений и закрепления материала;

- использование ИКТ в творческой (проектной) деятельности самими обучающимися.

Применение презентации позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности, дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, фотографии достопримечательностей и других городских объектов. Это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных технологий. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь хорошего эффекта в улучшении восприятии материала. Также, презентация дает возможность учителю самостоятельно отобрать и расположить учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы.

При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране, можно прокомментировать, по необходимости сопровождать дополнительными объяснениями и примерами.

В презентации можно использовать игровой материал (загадки, ребусы, викторины и т. д.). Также, в практике я используются созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы или правила, схемы, рисунки. Возможно, также создание кроссвордов или ребусов по теме занятия. Наиболее эффективно использование презентаций на уроке в следующих ситуациях:

- объяснении новой темы;

- использование фрагментов презентации при повторении пройденного материала;

- использование отдельных слайдов презентации в виде рисунков с тем, чтобы в последующем иметь возможность представить их в виде задания для обучающихся;

- использование презентации в решении задач коррекционно-развивающей области. Например, предложить детям презентацию, в которой слайды перемещены. Задание - расположить слайды в нужном порядке. Или найти лишние слайды, не относящийся к изучаемой теме.

Особенную заинтересованность у обучающихся вызывает творческая деятельность с использованием ИКТ. Готовить материал для презентаций, уметь представить свою работу, получить высокую оценку своей деятельности – важные факторы мотивации к учебной деятельности.

Одним из достоинств использования средств ИКТ является эмоциональное воздействие на обучающихся.

Использование ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить материал, но и учителю творчески развиваться.

Важным требованием к работе олигофренопедагога является применение здоровьесберегающих технологий. А именно:

- создание образовательной среды, обеспечивающей атмосферу доброжелательности, веры в свои силы;

- осуществление индивидуального подхода в обучении, создание ситуации успеха для каждого ребёнка;

- развитие двигательной активности обучающихся, обеспечение адекватного восстановления сил (динамические паузы, физминутки, гимнастики для глаз, дыхательные и пальчиковые гимнастики);

- обеспечение смены видов деятельности обучающихся, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смены произвольной и эмоциональной активации во избежание переутомления;

- проведение занятий, бесед, практических занятий, целью которых является установка обучающихся на здоровый образ жизни.

Учитывая специфику психомоторного развития обучающихся, в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями необходимо использовать игровые технологии. Хороший развивающий имеет проведение на уроках аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация, подражание голосу). Активизации пространственно-образного мышления, раскрытию творческих возможностей способствуют театрализации. Во время проведения динамических пауз и физминуток также необходимо проведение сюжетных подвижных игр. Привлечь внимание обучающихся к новому материалу можно с помощью игр в виде путешествий («сегодня мы погуляем/отправимся в путешествие по…» и т.д.)

Хорошим коррекционным эффектом обладает использование на уроках и занятиях сказкотерапии. Это проведение аналогий поведения и поступков героев сказок с детьми, создание благоприятной обстановки на уроках и занятиях. Важную роль играет приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

Неотъемлемой частью работы олигофренопедагога являются такие технологии, как музыкотерапия (игра на музыкальных инструментах), кинезиотерапия (танцетерапия), логоритмика, смехотерапия, ароматерапия. Эти технологии способствуют формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развитию взаимопонимания между ребёнком и педагогом, возникновению мотивации речевого общения, пополнению и активизации словаря, учат детей самовыражаться, уметь управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

Мир особого ребёнка

Мир «особого» ребёнка – Интересен и пуглив.Мир «особого» ребёнка –Безобразен и красив.Неуклюж, немного страшен,Добродушен и открытМир «особого» ребёнка.Иногда он нас страшит.Почему он агрессивен?Почему он молчалив?Почему он так испуган?И совсем не говорит?Мир «особого» ребёнка…Он закрыт от глаз чужих.Мир «особого» ребёнкаДопускает лишь своих.

Калиман Наталья Адамовна (г. Оренбург)

Источники:

Борякова Н.Ю., Белова Т.В. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: АСТ, Астрель; М.; 2008

., ,  и др. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: , М.; 2013

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области