Щербо Ольга Владимировна,
Воспитатель СП ГБОУ СОШ №13 г.о.Чапаевск - «Детский сад №33 «Дружная семейка», реализующее основные общеобразовательные программы дошкольного образования
Экологического воспитания дошкольников
через развивающую предметно-пространственную среду
Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать.
Н. Г. Гарин-Михайловский
Экологическое образование необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как именно в этот период складывается первое мироощущение, ребенок получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.
Развивающая предметно-пространственная среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций, относящихся к умственным умениям.
Одним из важных педагогических условий формирования экологической культуры дошкольников является наличие в образовательной организации развивающей предметно-пространственной среды, способствующей активизации познавательной деятельности детей, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, воспитанию нравственных качеств, обогащению опыта экологически грамотной деятельности в природе. Концептуальные подходы к выявлению содержания развивающей предметно-пространственной экологической среды представлены в исследованиях Т.М. Бондаренко, Л.И. Греховой, H.H. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, H.A. Рыжовой, Т.П. Потаповой и др.
Развивающая предметно-пространственная экологическая среда представляет собой совокупность объектов природы в определенных пространственных отношениях, ориентированных на развитие активности ребенка по освоению экологических знаний, воспитание нравственно-ценностного отношения к природе, обогащение опыта экологической деятельности в природной среде.
Во всех группах нашего детского сада созданы экологические центры, которые не только знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, но и обогащают представления детей о многообразии природного мира, воспитывают любовь и бережное отношение к природе, приобщают детей к уходу за растениями и животными, формируют начала экологической культуры. Содержание экологических центров зависит от возраста дошкольников.
Задачи экологического центра:
- развивать первичные естественнонаучные представления, наблюдательность, любознательность, активность, мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
- формировать умения комплексно обследовать предмет.
Находящийся в центре материал для экспериментирования должен быть рассчитан на детей с разным уровнем развития. Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.
В экологическом центре представлены разнообразные экологические игры, которые развивают и формируют у детей познавательный интерес к природе.
Детям нравятся игры - эксперименты с песком: «Волшебное сито», «Цветной песок», «Своды и тоннели», «Живой песок»;
- игры-эксперименты с водой: «Друзья-Враги», «Фонтанчики», «Тонет - не тонет», «Кораблики плывут», «Как выйти сухим из воды»;
- игры-эксперименты с магнитами: «Рисуем с помощью магнитов», «Стальной барьер», «Парящий самолёт».
В результате данной деятельности дети узнают много нового и интересного о свойствах песка, магнита и воды.
После проведения игр-экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издаётся звук в телевизоре и многое другое. Мы не всегда торопимся с ответами, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.
Экологическое воспитание дошкольников не ограничивается групповым пространством. На территории ДОО имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Был создан макет экологической тропы совместно с детьми и воспитателем.
Так же в группах имеется экологические библиотеки «Полочки умных книг», которые представляют собой собрание разнообразных красочных книг о природе, альбомов с фотографиями и иллюстрациями, энциклопедий для детей, периодических изданий, паспортов растений; аудиокассет с записями голосов животных, звуков природы, видеокассет с фильмами о природе, карт, глобуса, сказочных персонажей, кукол. Здесь же находится библиотека произведений о родном крае. Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению.
Дети наших групп вместе с родителями участвовали в оформлении экологических плакатов и газет на тему «Сохраним нашу Землю голубой и зелёной». Детям очень понравилось делать газеты своими руками. Они принимали активное участие в их оформлении. Придумывали рисунки, стихи, ребусы.
Таким образом, создавая экологические центры, необходимо исходить из базовой идеи: развивает та среда, в которой ребенок активно действует.
Экологическая развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, помогает детям организовать опыты в экологическом центре, чтобы найти решение. Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.
Список литературы
Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
Михайлова, З.А. Образовательная область «Познание» / З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Т.А. Ивченко и др. – М., Изд-во «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 156с.
Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – М., Изд-во центр «Академия», 2002 г. – 336 с.
Николаева, С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду / С.Н. Николаева. – М., Мозаика-Синтез, 1999. – 224с.
Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду/ Н.А. Рыжова //Первое сентября. – 2005. – № 17.- С.11-15.