Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект урока по русскому языку на тему "Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. "

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект открытого урока русского языка

Дата: 29.11.2017

Школа: №50

Класс: 4 «В»

УМК: Школа России

Тема: Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.

Цель: формирование общеучебных УУД в процессе изучения именительного, винительного и родительного падежей одушевленных имён существительных.

1.Мотивация к учебной деятельности.

- Доброе утро, уважаемые гости, доброе утро , дорогие ребята. Начинаем урок.

Я желаю поработать всем плодотворно, с пользой и удовольствием.

2.Актуализация опорных знаний и способов действий.

Откройте свои тетради. Запишите сегодняшнюю дату. Сегодня двадцать девятое ноября, классная работа.

Словарная работа ( слова на доске)

Б.гаж, площ.дь, г.ризонт, ша.пунь, б.седа, к.лендарь, п.ссажир, б.бл.отека, к.рабль.

Спиши вставляя пропущенные буквы, укажи склонение.

Работа с предложением

Выплыло на небо красное солнышко и разбудило землю.

Спиши, разбери по членам предложения,

дай характеристику.

Чтобы узнать тему урока, откройте страницу 111.

Тема: Именительный, родительный, винительный падежи одушевленных имен существительных.

……, прочитай вслух.

Сегодня офицера вызвали на работу.

Как определить падеж выделенного имени существительного? (по падежному вопросу, по вспомогательному слову)

Определи падеж, ….. . Ребята, вы согласны? Учитель организует дискуссию.

Почему возникает затруднение определить падеж этого имени существительного?

(не знаем, как различить Р.П и В.П)

Чтобы научиться их различать, рассмотрим именительный, родительный и винительный падеж в упражнении 201-ом. Что нужно сделать в упражнении?

Ребята, а что значит изменить имена существительные по падежам?

(ответы детей) Вспомним определение склонения имен существительных.

Кто помнит определение? (Склонение это изменение существительных по числам и падежам.)

Значит, что мы сейчас сделаем? (просклоняем имена существительные)

Какие склонения вы знаете? (1, 2, 3)

Какие существительные относятся :

К 1 склонению? (ж.р. и м.р. с окончаниями А, Я)

Ко 2? (м.р. ср.р. с нулевым окончанием, О, Е, Ё)

К 3? (ж.р. с нулевым окончанием)

На доске слайд со склонениями имен существительных. (6 слайд)

Теперь, когда мы повторили склонение имен существительных, мы можем просклонять имена существительные в указанных падежах.

Вспомним вспомогательные слова и падежные вопросы этих падежей. На доске таблица.

И.п. (есть) кто? что? (7 слайд)

Р.п. (нет) кого? чего?

В.п. (вижу) кого? что?

Прочитаем вслух вполголоса. Посмотрите на тему урока, с какими именами существительными мы будем работать? (с одушевленными) Прочитайте падеж и падежный вопрос, который относится к одушевленным именам.

И.п. (есть) кто? ( 8 слайд)

Р.п. (нет) кого?

В.п. (вижу) кого?

В каких падежах совпадает падежный вопрос? (в Р.п и В.п.)

Прочитает имена существительные, которые нам даны, Настя, в упр. 201 на стр.111

(лиса, осёл, конь, мышь).

Сейчас я вам раздам карточки, в которых вы будете работать. В пустые строки вы будете записывать имена существительные – лиса, осёл, конь, мышь, их необходимо просклонять. Кому не понятно, как вести записи?

Определим склонение этих имен существительных.

А) Кто уже определил склонение существительного лиса?

Проговори полным ответом: существительное лиса женского рода, имеет окончание .. (а) и относится … (к 1 склонению) Кто согласен? Подпишите над словом лиса «1 скл.» Выделяем окончание у слова «лиса»

Б) Кто проговорит полным ответом, какого склонения существительное осёл?

(осел – м.р., нулевое окончание, значит относится ко 2 склонению)

Выделяем окончание у слова «осёл». Молодец, все согласны. Запишите склонение над словом «осёл».

В) Кто хочет определить склонение следующего существительного?

Проговори полным ответом. (Существительное конь – м.р, нулевое окончание, значит относится ко 2 склонению) Выделяем окончание у слова «конь». Молодец, все согласны.

Г) Кто проговорит полным ответом, какого склонения существительное мышь?

Проговори ответ полно. (Существительное мышь – ж.р, нулевое окончание, значит относится к 3 склонению) Выделяем окончание у слова «мышь». Молодец, все согласны.

И.п.

( есть ) кто?

лиса

осёл

конь

мышь

(Р.п.

( нет ) кого?

лисы

осла

коня

мыши

В.п.

( вижу ) кого?

лису

осла

коня

мышь

Какую работу мы сейчас выполняли? Что мы сделали с существительными?

(Мы определили склонение в указанных падежах) (слайд 9)

Какие из данных имен существительных и в каких падежах имеют одинаковое окончание? + выделить окончание (Существительные осел и конь в р.п. и в.п.)

Как мы с вами определяем падеж имён существительных? (по падежному вопросу)

Как определить падеж имен существительных 2скл, если в р.п. и в.п. совпадают падежные вопросы? Чему мы с вами будем учиться на уроке?

Цель: учиться различать одушевленные имена существительные родительного и винительного падежей 2 склонения.

3. Решение проблемы

Для того чтобы решить проблему – как определить падеж имён существительных 2 скл, вернемся к предложению на доске, с которым возникло затруднение. ( слайд 10)

Сегодня офицера вызвали на работу.

Как определить падеж выделенного имени существительного? (по падежному вопросу, по вспомогательному слову) Определи падеж, …. ( пишет на доске)

Ребята, вы согласны? Учитель организует дискуссию.

Почему возникает затруднение определить падеж этого имени существительного?

(не знаем, как различить Р.П и В.П)

Поставьте сущ. «офицера» в нач. форму. Определите, какого склонения имя существительное «офицер» (офицер– м.р окончание нулевое, значит сущ. 2 склонения). Пишу на доске над сущ. «офицер» – 2 скл.

Ребята, мы уже с вами определили затруднение в различении В.П и Р.П – окончания в 2 скл. Этих существительных одинаковые и падежные вопросы тоже одинаковые.

Рассмотрим слово «лиса» 1 склонения. Окончания одинаковые или разные в В.П и Р.П 1 склонения? (разные)

Мы можем определить падеж у существительного 1 склонения по окончанию? (можем)

Чтобы определить падеж этого существительного, нам поможет 1 склонение.

Посмотрите на таблицу, которую мы с вами заполнили.

Какие окончания у им. сущ «лиса» 1 склонения родительного и винительного падежей? (Ы и У)

Воспользуемся существительным «лиса».

Подставьте вместо существительного «офицер» существительного 1 склонения «лиса» в предложении. Прочитайте полученное предложение.

(Сегодня лису вызвали на работу.) Пишу на доске над сущ. «лису» – 1 скл.

Я запишу на доске предложение. Выделяю окончание у существительного «лису». Какое окончание? (окончание У) Подумайте, от какого слова будем задавать вопрос. Найдите главное слово. Поднимите руку, кто нашёл главное слово? (вызвали) Какой вопрос зададим от главного слова «вызвали»? (вызвали кого? - лису)

Мы с вами можем определить падеж существительного 1 скл по окончанию? (можем) Какое у нас окончание? (окончание У) Найдём 1 скл. и посмотрим, к какому падежу относится. (вызвали ЛИСУ - окончание У, значит В.П) Пишу на доске над сущ «лису». – 1 скл. В.П. Ребята, если одуш. им.сущ «лису» 1 скл В.П, то сущ «офицер» 2 скл тоже будет В.П? (да) Верно, такой же падеж будет у сущ. 2 скл «офицера». Какой падеж у сущ. «офицера» в предложении? (В.П) Мы с вами смогли определить падеж имёни существительного «офицера» 2 скл? (Да)

А как мы это сделали? (могут затрудниться ответить)

Чтобы понять, как определяли падёж существительного 2 скл, будем пользоваться алгоритмом.

Ребята, если мы в предложении видим, что одушевлённое существительное 2 скл и мы не можем определить падеж по падежному вопросу или окончанию, что нам сначала нужно сделать? Что мы делали с существительным «офицер» в предложении? (Заменить одуш. существительным 1 склонения) Это будет первый пункт алгоритма.

Заменить одушевлённое имя существительное 2 склонения на одушевлённое имя существительное 1 склонения.

Договоримся, что будем заменять всегда им. сущ. «лиса».

Заменили именем существительным 1 склонения, что дальше будем делать? (Выделим окончание)

Это будет второй пункт алгоритма.

2.Выделить окончание имени существительного 1 склонения.

После того, как мы выделили окончание у сущ. 1 склонения, что мы можем определить? (можем определить падеж по окончанию и вопросу)

Это будет третий пункт алгоритма.

3.Определить падеж по окончанию и вопросу.

Если мы определили падеж у сущ. 1 склонения, то падеж у сущ. 2 склонения будет такой же? (Да)

Верно, у сущ. 2 скл будет такой же падеж, как и у сущ. 1 скл.

Это будет четвертый пункт алгоритма.

4.Пишем такой же падеж у существительного 2 склонения.

Алгоритм на доске. (слайд 11)

1.Заменить одушевлённое имя существительное 2 склонения на одушевлённое имя существительное 1 склонения.

2. Выделить окончание имени существительного 1 склонения.

3. Определить падеж по окончанию и вопросу.

4. Пишем такой же падеж у существительного 2 склонения.

Мы сейчас определили, как нам нужно рассуждать, если мы определяем падеж у им. сущ. 2 скл в предложении.

4.Первичное закрепление (слайд 12)

Кто уже понял, как мы рассуждаем, чтобы определить падеж у сущ. 2 скл? Кто хочет пойти к доске и полно по алгоритму проговорить? Выходи, ……... Прочитает предложение …. Не забываем выделять окончание в словах.

Ученик работает у доски, все остальные записывают предложение в тетради.

Коршуна клюёт.

Вначале поставим сущ. «коршуна» в нач. форму. (коршун)

Определю, какого склонения сущ. «коршун» . (сущ «коршун» - м.р, нулевое окончание, значит 2 склонение).

Найду главное слово, от которого буду задавать вопрос? (от слова «клюёт».) (клюёт – кого? коршуна)

Проводим стрелку от главного слова к сущ. Можем определить падеж? (нет) Мы увидели, что у нас сущ 2 скл, не можем определить падеж.

Что будем делать? Следуем по алгоритму.

(Заменю слово «коршун» на сущ. 1 склонения «лиса» )

Коршуна клюёт. – Лису клюёт.

Пишу склонение над сущ. «лису». Выделю окончание у сущ. 1 склонения. Окончание У. Найду главное слово, от которого буду задавать вопрос? (от слова «клюёт».) (клюёт – кого? лису) Проведи стрелку от главного слова к сущ. Мы теперь можем определить падеж у сущ. «лису» по окончанию и вопросу? (да)

Определяю падеж. (Клюёт – кого? - лису, окончание У, значит В.П) «лису» падеж. Значит, какой будет падеж у сущ. «коршуна» 2 скл? (В.П) Надпиши падеж над сущ. «коршуна».

Коршуна клюёт. – Лису клюёт.

2). Куртка шофёра.

Куртка шофёра – Куртка лисы.

3). Мы не заметили жука.

Мы не заметили жука – Мы не заметили лису.

4). Незнайка нарисовал Пончика.

Незнайка нарисовал Пончика – Незнайка нарисовал лису.

Мы с вами потренировались определять падеж у сущ. 2 скл.

Давайте вспомним, почему мы не можем определить падеж у сущ. 2 скл? (потому что окончания одинаковые и падежный вопрос одинаковый)

Что мы делаем сначала, если встречаем в предл. сущ. 2 скл?(заменяем на сущ 1 скл) Что делаем затем? (выделяем окончание и по окончанию и вопросу определяем падеж) Верно, не забываем, что такой же падеж будет у сущ. 2 скл.

5.Организация самостоятельной работы

Чтобы проверить, умеете ли вы определять падеж у сущ. 2 скл. , поработайте самостоятельно с 3 предложениями. Не забывайте, что мы договорились с вами заменять сущ. 1 скл. «лиса». .

Работай по алгоритму. Определи падеж выделенных имён существительных в предложениях. Не забудь указать зависимые слова, склонение, выделить окончания. Запишите полученное предложение через тире.

Зайца не заметили. -

Шляпа волшебника. -

Паука поймали. -

Зайца ( м.р., 2 скл.) не заметили. - Лису не заметили.

( ж.р., 1 скл., В.п.)

Шляпа волшебника. – Шляпа лисы (ж.р., 1 скл., Р.п.)

Паука поймали. – Лису поймали (ж.р., 1 скл., В.п.)

Передайте карточки с последней парты на первую, чтобы я могла оценивать вас и поставить отметки за выполненную работу.

6.Информация о домашнем задании.

Дома выполните упражнение 206. Найдите его. Выполните по заданию, вам уже дана подсказка, что все существительные будут либо р.п. либо в.п., ваша задача придумать одушевленные имена существительные 2 склонения и записать словосочетания. Затем устно подставить существительное лиса 1 склонения и не записывать полученное предложение.

Кому не понятно?

7.Рефлексия учебной деятельности

Наш урок подходит к концу.

Какая была тема нашего урока?

Какие упражнения были самые трудные?

Ребята, а теперь, если вам было на уроке интересно и вы все поняли, нарисуйте смайлику весёлую улыбку, а если не все было понятно, то грустную.

Спасибо за урок, я бы хотела похвалить за активную работу …..

До свидания!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области