Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Мультимедиа в детском саду

Раскрыть понятие "мультимедиа" Показать способы использования мультимедиа-продуктов в ДОУ, их влияние на развитие дошкольников.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Мультимедиа в детском саду.

В настоящее время в нашей стране и во всём мире быстрыми темпами развиваются различные информационные технологии, компьютеры прочно вошли в нашу жизнь. Всё это оказывает огромное влияние на развитие личности современного ребёнка. Всё больше образовательных учреждений оснащают компьютерной техникой, и всё чаще мы стали употреблять понятие «мультимедиа-технологии». Сейчас мультимедиа является одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий, и вместе с тем, самым эффективным и высокотехнологичным средством обучения.

Мультимедиа – это современные, компьютерные информационные технологии, позволяющие объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию. Мультимедийный продукт позволяет собрать воедино огромные и разрозненные объёмы информации, даёт возможность с помощью интерактивного взаимодействия выбирать интересующие информационные блоки, повышает эффективность восприятия информации.

Мультимедийные системы стали появляться примерно лет 40 назад. В то же время появился Интернет, стала активно развиваться микроэлектроника. В 1980 годах человечество стояло на пороге информационной революции. Общественная потребность в средствах передачи и отображения информации вызывает к жизни новую технологию. Тогда же и появился сам термин «мультимедиа», который происходит от английского «multi» – много, и «media»–среда.

Появление мультимедийных систем подготовлено как требованием практики, так и развитием теории. Но резкий рывок в этом направлении за последние несколько лет обеспечен, прежде всего, развитием технических средств: возросший объём памяти, быстрое действие, графические возможности и достижения в области видеотехники.

Появление систем мультимедиа произвело революционные изменения во многих сферах профессиональной деятельности, науки, искусства, а также в области образования.

Цель мультимедиа-технологий – создание продукта, содержащего «коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами». Данное определение сформулировано в 1988 году крупнейшей Европейской Комиссией, занимающейся проблемами внедрения и использования новых технологий. Всплеск интереса в конце 80-х годов к применению мультимедиа-технологий связан с именем выдающегося американского компьютерщика – бизнесмена Билла Гейтса, которому принадлежит идея создания и успешной реализации на практике мультимедийного продукта на основе служебной музейной инвентарной базы данных с использованием в нём всех возможных «сред»; изображения, звука, анимации, гипертекстовой системы. Этот продукт объединил в себе основные принципы мультимедиа:

1. Представление информации с помощью комбинации множества воспринимаемых человеком сред;

2. Наличие нескольких сюжетных линий в содержании продукта (в том числе и выстраиваемых самим пользователем на основе «свободного поиска» в рамках предложенной в содержании продукта информации);

3. Художественный дизайн интерфейса и средств навигации.

Особенностью и достоинством технологии являются следующие возможности мультимедиа:

возможность увеличения (детализации) на экране изображения или его наиболее интересных фрагментов;

возможность сравнения изображения и обработки его разнообразными программными средствами;

возможность выделенияв сопровождающем изображение текстовом или другом визуальном материале «горячих» слов (областей), по которым осуществляется немедленное получение справочной или другой поясняющей информации;

возможность осуществления музыкального сопровождения, соответствующего визуальному ряду;

возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей, функции «стоп-кадра», покадрового «пролистывания» видеозаписи;

возможность подключения к сети Интернет;

возможность работы с различными приложениями (текстовыми, графическими, звуковыми редакторами);

возможность создания собственных «галерей»;

возможность «запоминания пройденного пути» и создания «закладок» на заинтересовавшей экранной странице;

возможность автоматического просмотра всего содержания продукта («слайд-шоу») или создания анимированного и озвученного «путеводителя» по продукту;

возможность свободной навигации по информации и выхода в основное меню или из программы в любой точке продукта.

По мнению Джоржа Тейлора, профессора университета Нью-Касл Великобритания, «мультимедиа – это компьютерные системы, обеспечивающие интегративный доступ к разнообразной информации посредством стимуляции человеческих органов чувств при помощи цифровых технологий».

Итак, средства мультимедиа воздействуют сразу на несколько органов чувств человека и представляют информацию в разных формах: визуальной, вербальной и аудиальной, что создаёт глубокое эмоциональное воздействие. Возможность влияния на эмоциональную сферу человеческой психики является важным фактором при обучении, так как способствует более эффективному усвоению знаний.

Мультимедийные технологии в последнее время стали широко применяться в образовании: они используются как в школах, так и в детских садах.

Поиску новых методов обучения посвящены труды многих учёных. Специальными исследованиями установлено, что из услышанного в памяти остаётся лишь четверть информации, из увиденного – треть, при одновременном воздействии зрения и слуха – половина, а если вовлечь ребёнка в активные действия в процессе изучения материала при помощи мультимедийных приложений – около 80 %. Вот почему технологии мультимедиа прочно вошли в повседневную жизнь и успешно применяются в образовании, в том числе, и в дошкольном.

Впервые мультимедиа технологии стали использоваться в образовании в 1986 году. Тогда в американские школы поступило учебное пособие в виде мультимедийной энциклопедии. Активно внедряться в обучение новые технологии стали около 15 лет назад.

Мультимедиа в образовании облегчает обучение, позволяет сделать его более эффективным, задействовав в данном процессе все органы человека, служащие для восприятия информации.

Одним из основных принципов обучения является принцип наглядности. Его изучением и применением занимались такие выдающиеся педагоги и психологи, как К.Д.Ушинский, Я.А.Коменский, Л.Н.Толстой, Л.С.Выготский, и другие. Принцип наглядности гласит: всё, что можно, надо показать ребёнку на предметах, картинках, наглядных образцах, т.к. ведущими формами мышления в дошкольном возрасте являются наглядно-действенное, наглядно-образное, наглядно-схематическое, и т.д. Наглядность позволяет детям быстрее и качественнее усваивать материал, повышает интерес к занятию.

К.Д.Ушинский писал: «..Дитя, если можно так выразиться, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы заставить её мыслить иначе. Таким образом, облекая первоначальное ученье в формы, краски, звуки, словом, делая его доступным возможно большему числу ощущений дитяти, мы делаем вместе с тем наше ученье доступным ребёнку… Детская природа ясно требует наглядности…»

Другой великий писатель и педагог Л.Н.Толстой широко практиковал в школе экскурсии и опыты, пользовался таблицами и картинами, отдавая должное принципу наглядности.

В современной педагогике всё большее внимание уделяется оптимальному сочетанию разнообразных организационных форм и средств обучения, которые позволяют эффективно решать учебно-воспитательные задачи, учитывая возрастные особенности детей. Социальные запросы диктуют поиск новых форм образовательной деятельности. Одной их таких актуальных проблем и является потребность использования новых технологий в детском саду, новых форм проведения интересных занятий, которые развивали бы у детей речь, память, внимание, наблюдательность, творческое воображение.

Мультимедиа технологии ни в коей мере не заменяют привычные формы и методы в обучении детей. Так же, как и раньше, педагоги активно могут использовать в своей работе иллюстрации, картины, плакаты, схемы, муляжи и другие наглядные пособия. Однако с появлением мультимедиа возможности значительно расширились. Внедряя новые технологии, можно сделать любое занятие ярким и увлекательным, учебную деятельность более содержательной, а также, значительно повысить интерес детей к познавательной деятельности, пробудить мотивацию к обучению на раннем этапе.

Применение мультимедийных технологий открывает огромные дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершать виртуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать другими способами. Слайд-шоу, видеофрагменты позволяют показать те моменты из жизни окружающего мира, наблюдение за которыми вызывает затруднение (извержение вулкана, запуск ракеты, превращение куколки в бабочку, вращение планет вокруг Солнца, и многое другое). Можно показать детям дальние страны и города, познакомить с народами этих стран и их обычаями, показать процесс изготовления разных предметов, создания объектов, посетить музеи и выставки, не выходя за пределы своей группы. Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, интеграции различных типов информации.

В дошкольном образовании используются такие продукты мультимедиа, как презентации, видеоклипы, видеоролики, слайд-шоу, компьютерные игры и упражнения, и др. При наличии специальной техники их использование возможно на занятиях любой образовательной области.

Мультимедиа применяется при объяснении нового материала, закреплении, обобщении, при проведении физминуток, и т.д.

Мультимедийное сопровождение занятий по математике позволяет поддерживать интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия. Яркие картинки, звук, анимация помогают детям легче освоить различные математические понятия, счёт, свойства геометрических фигур, состав чисел, временные и пространственные отношения.

На занятиях по развитию речи можно использовать мультимедиа для развития связной речи (пересказ текста с опорой на серию сюжетных картинок), в работе по звукопроизношению (артикуляционная гимнастика, дифференциация звуков и букв), при обучении грамоте (формирование навыков фонематического анализа), и т.д.

На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию новые технологии позволяют продемонстрировать детям различные образцы рисунков, поделок, построек, рассмотреть их отдельные элементы, показать последовательность и варианты выполнения. Всё это способствует развитию художественно-эстетических и творческих способностей дошкольников, открывает широкие возможности в продуктивной деятельности.

Детей старшего дошкольного возраста можно привлечь непосредственно к созданию различных медиа-продуктов (презентаций, слайдов, мультфильмов), таким образом, давая им возможность стать субъектами образовательной деятельности.

Педагогам необходимо уметь использовать мультимедийные ресурсы – компоненты, входящие в состав мультимедийного методического продукта, такие как форматированный текст, цифровые фотоизображения, компьютерные рисунки и анимацию, видеозарисовки, и др.

Это умение значительно экономит время при разработке и подготовке дидактического материала к занятиям.

Использование мультимедийных средств на занятиях позволяет:

повысить информативность занятия, наглядность материала;

продемонстрировать абсолютно абстрактные понятия и явления;

реализовать доступность к восприятию информации, облегчить процесс усвоения материала;

стимулировать познавательную активность детей, обогащать их знаниями, расширять кругозор;

повысить познавательный интерес, мотивацию к обучению, внести элементы занимательности, сюрприза;

достичь оптимального темпа работы.

Мультимедиа технологии – это дополнительный рациональный и удобный источник информации и наглядности, они создают у детей положительный эмоциональный настрой, ускоряют процесс достижения положительных результатов в работе.

Применение новых технологий способствует обеспечению качества обучения и воспитания подрастающего поколения, позволяет педагогам идти в ногу со временем, совершенствуя свои знания и профессиональные навыки.

Литература:

- Бартенева Т.П. Использование ИКТ в процессе развития и обучения дошкольников/Т.П.Бартенева//2002 г. (http: //1september.ru);

- Вылегжанина Е.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе/Е.А.Вылегжанина, Н.Н.Мальцева. – Актуальные задачи педагогики: материалы IV Международной научной конференции. – Чита: Издательство «Молодой учёный», 2015 год. (http: //moluch.ru);

- Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддъяков Н.Н., Зворыгина Е.В. Новые информационные технологии в дошкольном образовании/Ю.М.Горвиц, Л.Д.Чайнова, Н.Н.Поддъяков, Е.В.Зворыгина – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998 год;

- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие//М.: Издательский центр «Академия», 2013 год. (http: //akademia – moskow.ru);

- Крапивенко А.В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений: учебное пособие/А.В.Крапивенко – М.: БИНОМ. «Лаборатория знаний», 2009 год;

- Моторин В. В. Воспитательные возможности компьютерных игр. «Дошкольное воспитание», 2000 год, № 11, с. 53 - 57;

- Новосёлова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997 год;

- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.11. – М.: Педагогика, 1974 год;

- Фомичёва О.С. Воспитание успешного ребёнка в компьютерном веке/О.С.Фомичёва//М.: «Гелиос АРВ», 2000 год;

- Чебушев Г.С. Современные средства мультимедиа и их применение/Г.С.Чебушев, А.С.Мохова. – Молодой учёный. – 2019 год, № 20 (http: //moluch.ru);

- Чердынцев Е С. Мультимедийные сети: учебное пособие/Е.С.Чердынцев; Институт кибернетики (ИК) – Томск: Издательство ТПУ, 2011 год;

- Шлыкова О.В. Культура Мультимедиа: потери и приобретения образовательной системы/ О.В.Шлыкова – Москва, 2016 год.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области