МБДОУ детский сад №57 общеразвивающего вида
Конспект ООД по речевому развитию
во второй младшей группе
“Сорока – белобока”
Воспитатель: Нам Наталья Викторовна
Занятие по развитию речи “Сорока белобока”
(Обучение детей игровым приемам на основе фольклорных произведений)
Цель:
Упражнение детей игровым приемам на основе фольклорных произведений.
Задачи:
Развитие воображения и фантазии;
Развитие осмысленного восприятия художественного текста;
Развитие познавательных способностей на материале ознакомления детей с русской культурой, народным творчеством;
Формирование произвольности движений, выразительности речи;
Воспитание уважения друг к другу, культуры поведения;
Воспитание любви к своему дому, семье, русской культуре, Родине.
Активизация словаря: ухват, хохлома, трещотка, молодица, головной убор – кичка, плошка – деревянная посуда.
Оборудование:
Иллюстрации к потешкам, трещотка, ухват, чугунок, хохломская посуда, самовар, печка, для сороки сарафан, наголовник.
Предварительная работа: знакомство детей с устным народным творчеством.
Части занятия | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Комната сороки белобоки. Атрибуты – печка, корзина с домашней утварью, чугунок, ухват, трещотка, ведро, топорик. Куклы би-ба-бо: котик и вороненок. Для воспитателя- сарафан и наголовник. Иллюстрированный материал к потешкам расположен по всей группе. Из книг “Танюша и Ванюша” худ. Т. Нихотена и из книги “Самоварец самовар” худ. Ю. Добрынин изд. Малыш. Действия с дровами. Переход к печке. Рассматривание иллюстрации. Чтение потешки: У крыльца растет трава. Я колю, колю дрова! Я колю на чурочки. Гори огонь в печурочке! Гори,гори жарче печь! Будет Дуня пышки печь. | Воспитатель вводит детей в «избу». Подходит к иллюстрации “Сорока Белобока». Рассматривает одежду, уточняет детали. Зачем ленточки, кружева на фартучке, их назначение. Воспитатель обряжается в наголовник, накидывает расписной платок. Сравнивает головные уборы: кичку на сороке и наголовник у воспитателя. Воспитатель берет на себя роль сороки. Воспитатель: «А чтобы кашу сварить, что нужно сделать?» При чтении всех потешек воспитатель напоминает, что мы будем играть, все делать «как будто», «понарошку». Сорока большой ложкой мешает кашу, объясняет смысл своих действий. | Дети рассматривают иллюстрации избы «Сороки Белобоки», читают потешку «Сорока белобока»: Сорока белобока кашу варила Деток кормила. Этому дала в мисочке, Этому дала в плюшечке, Этому дала в блюдечке, Этому дала в чашечке, Этому дала в наперсточке. А этому не дала. Ты дров не рубил, печку не топил, воду не носил, кашу не варил. Тебе ничего. Дети обыгрывают слова в движении. Ответы детей: нарубить дрова, натопить печку, зернышки перебрать, воды принести. Дети повторяют движения: все вместе рубят дрова топориком, «растапливают печку», наливают воду в чугунок, перебирают зерно, варят кашу, добавляют в нее как будто соль, сахар, масло, приговаривая: «Варись кашка маменькина, варись каша манненькая, варись каша вкусненькая, сладенькая, масленая. |
При рассмотрении иллюстрации «Сорока кормит птенчиков» дети читают потешку: Наша- то хозяюшка сметлива была. Всем в избе работу к празднику дала: Чашечку собачка лижет язычком, Мишка собирает крошки под окном, По столу котище лапою скребет, Половичку курочку веничком метет. Сюрпризный момент, Стук в дверь. | Сорока вносит корзину, в которой находится домашняя утварь. Воспитатель загадывает загадку: «Чугунок, огнь и печка, подскажи еще словечко (ухват)» Знакомство с ухватом и семантическим значением слова. Сорока встречает опоздавшего птенчика. Берет на себя роль «Вороненка». Сорока предлагает пожалеть Вороненка: Он маленький, глупенький, мы его пожалеем, накормим, научим. | При чтении потешки дети расстилают скатерть, расставляет хохломскую посуду, описывают свойства предметов: «Скатерть красивая, выглаженная, накрахмаленная. Посуда хохломская, красивая, деревянная». Дети отрабатывают произвольность движений: кисти рук – «ухват». Садятся за стол и как будто едят кашу, приговаривая вместе с сорокой потешку. Дети рассказывают Вороненку, как они помогали Сороке варить кашу, приговаривая: Ты в лес не ходил, Дров не рубил, Воды не носил, Каши не варил, Ты шестой у ворот постой. Птенчики находят остывшую кашу и угощают Вороненка. |
Рассматривание иллюстрации «Базар». Чтение потешки: Пошла Маня на базар, Принесла домой товар. Родной матушке платок, Посередочке цветок. Братцам – соколам по козловым сапогам. А сестрицам – лебедицам по вязаным руковицам. Сюрпризный момент. Появляется «Кошка». Чтение потешки «Кисонька- мурысонька». Кисонька-мурысенька, Где была? На мельничке. Кисонька – мурысенька, Что ты там делала? Муку молола. Кисонька – мурысенька, Что из муки пекла? Пряники. Кисонька- мурысенька, С кем пряника ела? Одна. Не ешь одна! Не ешь одна! Не ешь одна! Потешка про трещотку: Растрещались две трещотки, У трещоток звуки четки. Если быстро их вращать, Будем звонко мы трещать. | «Сорока» хвалит птенчиков за то, что они хорошо потрудились, и предлагает пойти на базар. Воспитатель берет на себя роль: «Кисонька – мурысеньки», держит куклу ба-ба-бо за платком и отвечает на вопросы детей. Воспитатель на базаре находит трещотку. -Что это за диковина такая? Рассматривание трещотки. Объяснение ее назначения. Это – народный музыкальный инструмент. | Дети переходят к иллюстрации, обыгрывают в движении потешку. Руками как будто кладут платок на плечи. Ударяют по щиколоткам – показывая сапоги. Гладят кисти рук – показывая рукавицы. Кладут купленный товар в корзину. Дети читают потешку (с изменением интонации голоса) Дети играют с трещоткой. Обыгрывают потешку в движениях. |
Подвижная игра «Карусель». Потешка: Как на праздничной неделе Завертелись карусели. Еле – еле, еле – еле Завертелись карусели. А потом, потом, потом, Все бегом, бегом, бегом. Покупка игрушек птенчикам. | Воспитатель разводит руки в стороне, дети цепляются за каждый палец – делают карусель. Сорока «Наигрались, мои детки, нагулялись, хорошо потрудились, надо вам игрушку купить». | Проговаривают слова с изменением силы голоса и ускорением движения. Дети выбирают игрушку. |