КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ПРИЗЕНТАЦИЕЙ «Береза-символ России»
Тема: «Белая береза — символ России »
Цель:
- Расширить представления детей об образе березы, ставшей символом России , ее удивительных особенностях и полезных свойствах с помощью ИКТ.
- Развивать творческие, познавательные способности детей о взаимосвязи живой и неживой природой.
- Воспитывать бережное отношение к родной природе, умение эмоционально отзываться на её красоту.
Ход занятия :
Воспитатель : Сегодня мы с вами отправимся в гости к одному из деревьев, которые растут в наших лесах. А поможет нам в этом "Волшебный телевизор"- ноутбук . Чтобы узнать, что это за дерево - отгадайте загадку: СЛАЙД 1
« Клейкие почки , Зеленые листочки , С белой корой , Стоит под горой ». СЛАЙД 2
Воспитатель : Правильно - береза. Её вы всегда узнаете по белому стволу. Это единственное в мире белоствольное дерево. Почему же именно береза стала гордостью и символом нашей Родины? Обратимся к страницам истории. Береза вдохновила многих русских поэтов , художников , музыкантов на создание произведений . СЛАЙД 3 С какой любовью о березе говорили в своих стихах поэты :Сергей Есенин и Александр Прокопьев Послушайте :Егора Д . и Степу Ф. Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан , И ее золотистые косы , И холщовый ее сарафан. Степа Ф. Александр Прокопьев «Люблю березку русскую»
То светлую , то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную.
То ясную, кипучую.
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую.
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится
Воспитатель: А в следующем стихотворение поэт Сергей Есенин отразил образ зимней березы. И расскажет нам его ( Аня Б.) « Белая береза » Воспитатель : Ребята , в какое время года поэт описывает березу ? Почему ? Дети отвечают . Воспитатель : Прекрасна береза в любое время года , зимой вы сказали - сверкающая , серебристая . А весной какая она? - ослепительна белая , летом - длинно косая , осенью – стоит она в золотом убранстве .
Воспитатель : Наши предки научились слушать березы. Давайте расскажем , какие приметы о березе мы знаем.
Арина:
• Если хотите узнать, какое будет лето, то внимательно присмотритесь к берёзам. Если весной из берёзы течёт много сока, то лето будет дождливое.
Кира : какой будет весна, берёзы рассказывают осенью. Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу – поздней.
Миша:
И зиму берёзы могут предсказать: в начале октября с них лист не опал – снег ляжет поздно.
Воспитатель : Ребята, дерево живой или неживой объект? Почему вы так думаете?
Дети отвечают, что дерево живое, потому что оно растет.
Воспитатель : Правильно, дерево - это живой организм, а значит его главная задача, подскажите мне (расти и размножаться). Молодцы. Давайте посмотрим, как меняется березка в течение своей жизни. СЛАЙД 4
Просмотр фото: росток, молодая береза, старая береза.
Воспитатель : Ребята, а из каких частей состоит береза?
Ответы детей (корни, ствол, ветки, листья) Воспитатель . Ребята, подумайте и скажите, зачем дереву корни? СЛАЙД 7
корень – самая важная часть растения, через него поступают питательные вещества из почвы, необходимые для роста и развития.
СЛАЙД 8 Ствол – это опора растения, на нем располагаются ветви.
Воспитатель : А вы знаете, зачем листья дереву? СЛАЙД 9-10
листья очищают воздух, которым мы дышим, они поглощают вредные вещества, а выделяют кислород. Чем больше зелени, тем чище воздух.
Как мы можем помочь деревьям?
Дети отвечают, что нужно бережно относиться к деревьям, не ломать ветки, не обрывать листья.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам рассмотреть ствол березы .
СЛАЙД 11
У всех деревьев есть что ? Дети –кора . Как она называется ? Дети - береста. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает берёзу от воды и вредных воздействий. Воспитатель : Скажите от чего или от кого защищает береста ? Дети : от солнечных лучей и человека. В белой коре есть отдушины: чёрные чёрточки. Они называются чечевичками, через них берёзка дышит. Давайте все вместе повторим название черточек-отдушин – чечевички.
Физминутка
Мы березу посадили
Мы водой ее полили
И березка подросла
Ветви к солнцу подняла
А потом их наклонила
И детей благодарила.
Воспитатель: Ребята, вспомните, как называют березовый лес.
Ответ детей (березовая роща) .СЛАЙД 12
Воспитатель : В березовом лесу всегда светло, чисто, прохладно, в нем легко дышится. Скажите, а кого можно встретить в роще? СЛАЙД 13
Ответы детей (дети перечисляют животных, птиц, насекомых)
.Воспитатель :Что дает береза животным ?
Дети: Она дает дупло на дереве и нору под деревом.
Воспитатель : А птицам ?
Дети : Береза дает птицам тень , питание ,дом.
Воспитатель: Остается узнать чем же является береза для насекомых ?
Дети : Укрытие от врагов , питание Воспитатель : А какие грибы растут в березовой рощи ? Дети : подберезовики
Воспитатель:. Русскую березку запечатлели на своих картинках художники . На пейзажах этих художников можно полюбоваться красавицей-березой . СЛАЙД 14
Воспитатель : Посмотрите на картину Саврасова «Грачи прилетели». Здесь природа только-только пробуждается весной, и оттого она такая хрупкая, нежная. Первыми возвращаются весной грачи, они облепили березы, ведь они прилетели в свои родные дома, в свои гнезда.
СЛАЙД 15 . А следующая картина Архипа Куинджи «Березовая роща». Художник передал игру света и тени .
СЛАЙД 16 На картина Левитана «Золотая осень»невероятно , нарядная яркая природа осенью. Посмотрите, какое разнообразие оттенков березовых листьев!
СЛАЙД 17 Обратите внимание на картину Грабаря «Иней». Березки будто кружатся в белоснежных нарядах на зимней поляне.
Во всех картинах чувствуется невероятная любовь художников к нашему русскому дереву. Береза прекрасна и любима в любое время года
Воспитатель : Ребята , моя бабушка, мне рассказывала , что в давние времена люди поклонялись березке , весной добры молодцы и красны девицы радовались ожившей березе, водили вокруг нее хороводы. И мы с вами потихоньку пойдем и хоровод заведем .
Хоровод « Во поле береза стояла »
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как человек использует березу? Какая польза для людей? СЛАЙД 20
Выставка изделий, поделок и прочих березовых продуктов.( чага, деготь , дегтярное мыло, лапти, сок и др.)
Березовые почки и листья используют при изготовлении лекарств. СЛАЙД 21 Почки, листья и кора берёзы содержат эфирные масла и кислоты, спирты, нафталин, красящие и другие вещества. Из берёзовых почек и листьев изготавливают различные краски, препараты, отвары, настои; из древесины - мази, активированный уголь. И всё это широко применяется в медицине и парфюмерной промышленности. СЛАЙД 22 Воспитатель : Издавна считалось ,что береза обладает целительной силой . Очень ароматен и полезен настой берёзового гриба - чаги! Не зря его называют берёзовым бальзамом. Но самый ценный березовый материал - это древесина. Она очень широко используется. Как вы думаете, где?
Ответы детей: мебель, дома, бумага, и.т. д СЛАЙД 23-28
Воспитатель: Посмотрите на следующий Слайд 29-30. Вы узнали , что это ? Дети – березовый веник . ; может быть из вас знает его назначение?. Дети отвечают . Да дети им парятся в бане и лечат простуду , но еще веник нужен для того чтобы подметать мусор СЛАЙД 32-33 Так же полезен и приятен освежающий древесный эликсир – березовый сок .Березовый сок – удивительный дар природы .Его пьют для оздоровления крови , моют голову для укрепления волос , лечат долго не заживляющие ранки . В старину говорили : «Хочешь быть здоровым – пей весной свежий березовый сок. Собирать его необходимо правильно , чтобы не загубить дерево . После того как вы собрали сок отверстие надо замазать , чтобы сок напрасно не вытекал. Я предлагаю вам испробовать этот целебный березовый напиток . Посмотрите и скажите какого сок цвета , а вкус какой у него ?
Воспитатель: О чем мы сегодня с вами говорили. Понравилось ли в гостях у березки . А что нового вы узнали? Дети отвечают. Воспитатель: О белоствольной березе можно говорить долго и где бы не росла русская береза , она приносит людям что ?-радость .
В завершение нашего занятия предлагаю послушать песню : «От чего так в России березы шумят » в исполнение группы - Любэ . Воспитатель : Вот и подошел к концу наш разговор о Российской березке. Пусть каждый из вас хранит в душе особое отношение к простому деревцу, березке – символу нашей Родины - России