Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование технологий визуализации учебной информации на уроках

Цель раскрыть сущность технологических приемов визуализации,

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Использование технологий визуализации учебной информации на уроках

Учеными уже давно доказан тот факт, что человек более 80 % информации воспринимает визуально. Казалось бы, клиповое мышление, о котором сегодня говорят психологи, должно было обусловить «прозрение» современного человека, однако практика показывает, что всё это привело к возникновению своеобразного «визуального хаоса». В последнее время даже возникает такой термин, как «мозаичная культура» - культура, которая «воспринимается человеком почти непроизвольно, в виде кусочков, выхватываемых из омывающего человека потока сообщений». Причем отрицается ценностное значение визуального образа, основанного на переживание личностного смысла.

Иными словами, информационная насыщенность не привела к усвоению учебной информации. Поэтому необходимы такие средства обучения, которые способствовали бы работе с большим объемом информации.

По данным психологов, новая информация усваивается и запоминает лучше тогда, когда знания и умения «запечатлеваются» в системе визуально-пространственной памяти, следовательно, представление учебного материала в структурированном виде позволяет быстрее и качественнее усваивать новые системы понятий, способы действий.

Реальная жизнь требует использование таких технологий, которые способствовали бы преодолению «визуального хаоса» и позволили бы решить целый ряд педагогических задач:

обеспечение интенсификации обучения,

активизация учебной и познавательной деятельности,

формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий,

передача знаний и распознавания образов,

повышение визуальной грамотности и визуальной культуры.

Эти задачи способна «решить» технология визуализации учебного материала (далее технология визуализации). Технология визуализации перекликается с педагогической концепцией визуальной грамотности, которая возникла в конце 60-х годов XX века в США. Эта концепция основывается на положениях о значимости визуального восприятия для человека в процессе познания мира и своего места в нем, ведущей роли образа в процессах восприятия и понимания, необходимости подготовки сознания человека к деятельности в условиях все более «визуализирующегося» мира и увеличения информационной нагрузки.

Цель: раскрыть сущность технологических приемов визуализации.

«Процесс визуализации – это свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий», Вербицкий А.А.

Этапы визуального мышления

Постер - означает плакат, картина, фрагмент, это яркий одиночный образ, используется для концентрации внимания.

Алгоритм работы над постером:

Определение тематики постера.

Постановка задач.

Выбор материалов.

Создание творческого продукта

Презентация продукта.

Кластер (гроздь) – графическая организация материала, позволяющая сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Основные принципы составления кластера:

Центр –основное понятие, мысль.

По сторонам – крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями.

Мандала - прием, в котором информация представляется в виде круга, для обеспечения понимания, того как части связаны в единое целое.

Метафора – в переносном значении, конструкция процесса, содержание которого закладывается в данную конструкцию.

Виды:

Ландшафтная метафора (небо –погода-земля, в виде сада)

Транспортная метафора (любого транспорта)

Метафора путешествия (карта)

Ментальная карта – способ структурирования информации

Правила создания:

В центре – центральный образ. Основные темы изображаются расходящимися от центрального образа плавными линиями, на них помещаются слова - одно ключевое слово, его длина равна длине линии (пишем печатными буквами). Вторичные идеи – это ветви, не более 5-7 штук. Используются разные цвета для основных ветвей, используются рисунки и символы. Ветви не должны примыкать друг к другу. Карта располагается горизонтально. При необходимости можно соединять понятия с помощью стрелок. Карта читается с правого верхнего угла.

План успеха

В центре описывается наше движение (способы работы); левый верхний угол наши ресурсы (что у нас есть); левый нижний угол факторы (что влияет: символы слова на нас оказывающие влияние; внутренняя и внешняя среда); правый верхний угол: визуальные образы и правый нижний угол – трудности ( что мешает). Это можно использовать как итог проделанной работы.

Портрет группы в круговой диаграмме

Здесь рисуем круговую диаграмму, количество секторов соответствует количеству участников группы. Должно быть название диаграммы. Каждый участник группы отвечает на три высказывания: Я знаю…, Что я применял на прошлом уроке…, что я хочу применить на следующем уроке. И в заключении каждый высказывает фразу – идею.

SWOT анализ – форма словестного выражения, оформляется в виде таблицы, разделенной на четыре части.

Форма словестного выражения, оформляется в виде таблиц, разделенной на 4 части: верхний левый угол – сильные стороны; нижний левый угол – возможности (благоприятные факторы внешней среды); правый верхний угол – слабые стороны; правый нижний – угрозы(негативные факторы внешней среды). В негативных факторах нужно дополнить цели, как их преодолеть.

Таким образом, план успеха, портрет группы, свот анализ можно использовать как рефлексивную деятельность.

Пирамида понятий – сворачивание и разворачивание информации по теме

Структура:

Верхний ярус -поглощающее понятие

Средний ярус – центральное понятие

Нижний ярус – понятие входящие в состав центрального понятия

Другие приемы визуализации учебной информации

Визауальная система координат – авторский вариант ментальной карты, позволяет работать с понятием художественное время (хронотоп).

Гугл карта- способствуют сжатию информации или ее развертыванию.

Существует мобильное приложение, которое позволяет составлять карты онлайн по интересующей информации. В процессе работы над картой реализуется совместная деятельность обучающихся (коллаборация). Задача учителя на это этапе сводится к ознакомлению обучающихся с правилами работы в Google и правилами оформления меток на карте.

Результатом проделанной работы стала карта “Силикатная промышленность”, в создании которой приняли участие обучающиеся 9-х классов.

Каждая метка содержит название предприятия силикатной промышленности, краткое описание и ссылку на официальный сайт. Обучающиеся, выполняя задание, проявили свою индивидуальность, выбрав свой стиль оформления меток.

3. Образ и мысль – стратегия вопросов помогающая раскрыть суть материала.

4. Печа Куча – быстро сменяющие друг друга слайды. Это простейшая технология публичных выступлений, где каждый оратор показывает ровно 20 слайдов и комментирует каждый в течение 20 секунд. После этого ему задают три вопроса.

5. Кроссенс – ассоциативная головоломка нового поколения. Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского языка означает «пересечение слов».

Идея головоломки кроссенс принадлежит нашим соотечественникам: писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору педагогических наук, философу и художнику Владимиру Бусленко. Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле.

1 2 3

4 5 6

7 8 9

Начать разгадывать кроссенс можно с любой узнаваемой картинки, но центральным является квадрат под номером 5. Центральная картинка, по желанию автора, может быть связана по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Кроссенс представляет собой совокупность двенадцати ассоциативных головоломок.

Для облегчения создания кроссенса удобно сначала каждый квадрат заполнить словом по выбранной теме, а затем заменить его ассоциативной картинкой.

Применение кроссенса на уроке разнообразно, и его можно использовать:

- при формулировке темы и цели урока;

- при изучении нового материала, в качестве постановки проблемной ситуации;

- при закреплении и обобщении изученного материала;

- при подведении итога работы на уроке.

Полностью урок можно построить в форме кроссенса, то есть девять элементов кроссенса могут представлять собой структуру урока.

Для педагога кроссенс – это хороший способ углубить понимание уже изученной темы; это возможность показать практическое применение знаний и связь изученного с жизнью; это возможность установить связь с выбранной профессией.

Разгадывая кроссенс, нужно пользоваться нормами русского языка, т. е. читать кроссенс нужно слева направо и сверху вниз, далее двигаться только вперед и устанавливать связи между картинками следующим образом 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-5, таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Центральным является квадрат с номером 5.

Скрайбинг – создание небольших понятийных рисунков, которые делают смысл текста более понятным.Успех и эффективность скрайбинга объясняется тем, что человеческий мозг, склонный рисовать картинки, мыслит образами, а язык рисунка – универсальный язык. Включаем видео.

«Фишбоун («Рыбная кость» или «Скелет рыбы») -установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы. Голова - проблема, вопрос, тема, которые, подлежат анализу, сравнению, обсуждению.

Верхние косточки(расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) - на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.Нижние косточки(изображаются напротив) - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.Хвост-ответ на поставленный вопрос,выводы, обобщения.Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Таким образом, «сжатие» и «раскодирование» учебной информации в рамках технологии визуализации технологически могут быть достигнуты разными методическими приемами. Эти приемы можно использовать на разных этапах урока. Важно помнить, что данные приемы не самоцель, а средство достижения результата. Они способствуют не только умению работать с большим объемом информации, но и умению порождать новые визуальные образы и их вербализации.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области