Использование технологий визуализации учебной информации на уроках
Учеными уже давно доказан тот факт, что человек более 80 % информации воспринимает визуально. Казалось бы, клиповое мышление, о котором сегодня говорят психологи, должно было обусловить «прозрение» современного человека, однако практика показывает, что всё это привело к возникновению своеобразного «визуального хаоса». В последнее время даже возникает такой термин, как «мозаичная культура» - культура, которая «воспринимается человеком почти непроизвольно, в виде кусочков, выхватываемых из омывающего человека потока сообщений». Причем отрицается ценностное значение визуального образа, основанного на переживание личностного смысла.
Иными словами, информационная насыщенность не привела к усвоению учебной информации. Поэтому необходимы такие средства обучения, которые способствовали бы работе с большим объемом информации.
По данным психологов, новая информация усваивается и запоминает лучше тогда, когда знания и умения «запечатлеваются» в системе визуально-пространственной памяти, следовательно, представление учебного материала в структурированном виде позволяет быстрее и качественнее усваивать новые системы понятий, способы действий.
Реальная жизнь требует использование таких технологий, которые способствовали бы преодолению «визуального хаоса» и позволили бы решить целый ряд педагогических задач:
обеспечение интенсификации обучения,
активизация учебной и познавательной деятельности,
формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий,
передача знаний и распознавания образов,
повышение визуальной грамотности и визуальной культуры.
Эти задачи способна «решить» технология визуализации учебного материала (далее технология визуализации). Технология визуализации перекликается с педагогической концепцией визуальной грамотности, которая возникла в конце 60-х годов XX века в США. Эта концепция основывается на положениях о значимости визуального восприятия для человека в процессе познания мира и своего места в нем, ведущей роли образа в процессах восприятия и понимания, необходимости подготовки сознания человека к деятельности в условиях все более «визуализирующегося» мира и увеличения информационной нагрузки.
Цель: раскрыть сущность технологических приемов визуализации.
«Процесс визуализации – это свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий», Вербицкий А.А.
Этапы визуального мышления
Постер - означает плакат, картина, фрагмент, это яркий одиночный образ, используется для концентрации внимания.
Алгоритм работы над постером:
Определение тематики постера.
Постановка задач.
Выбор материалов.
Создание творческого продукта
Презентация продукта.
Кластер (гроздь) – графическая организация материала, позволяющая сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Основные принципы составления кластера:
Центр –основное понятие, мысль.
По сторонам – крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями.
Мандала - прием, в котором информация представляется в виде круга, для обеспечения понимания, того как части связаны в единое целое.
Метафора – в переносном значении, конструкция процесса, содержание которого закладывается в данную конструкцию.
Виды:
Ландшафтная метафора (небо –погода-земля, в виде сада)
Транспортная метафора (любого транспорта)
Метафора путешествия (карта)
Ментальная карта – способ структурирования информации
Правила создания:
В центре – центральный образ. Основные темы изображаются расходящимися от центрального образа плавными линиями, на них помещаются слова - одно ключевое слово, его длина равна длине линии (пишем печатными буквами). Вторичные идеи – это ветви, не более 5-7 штук. Используются разные цвета для основных ветвей, используются рисунки и символы. Ветви не должны примыкать друг к другу. Карта располагается горизонтально. При необходимости можно соединять понятия с помощью стрелок. Карта читается с правого верхнего угла.
План успеха
В центре описывается наше движение (способы работы); левый верхний угол наши ресурсы (что у нас есть); левый нижний угол факторы (что влияет: символы слова на нас оказывающие влияние; внутренняя и внешняя среда); правый верхний угол: визуальные образы и правый нижний угол – трудности ( что мешает). Это можно использовать как итог проделанной работы.
Портрет группы в круговой диаграмме
Здесь рисуем круговую диаграмму, количество секторов соответствует количеству участников группы. Должно быть название диаграммы. Каждый участник группы отвечает на три высказывания: Я знаю…, Что я применял на прошлом уроке…, что я хочу применить на следующем уроке. И в заключении каждый высказывает фразу – идею.
SWOT анализ – форма словестного выражения, оформляется в виде таблицы, разделенной на четыре части.
Форма словестного выражения, оформляется в виде таблиц, разделенной на 4 части: верхний левый угол – сильные стороны; нижний левый угол – возможности (благоприятные факторы внешней среды); правый верхний угол – слабые стороны; правый нижний – угрозы(негативные факторы внешней среды). В негативных факторах нужно дополнить цели, как их преодолеть.
Таким образом, план успеха, портрет группы, свот анализ можно использовать как рефлексивную деятельность.
Пирамида понятий – сворачивание и разворачивание информации по теме
Структура:
Верхний ярус -поглощающее понятие
Средний ярус – центральное понятие
Нижний ярус – понятие входящие в состав центрального понятия
Другие приемы визуализации учебной информации
Визауальная система координат – авторский вариант ментальной карты, позволяет работать с понятием художественное время (хронотоп).
Гугл карта- способствуют сжатию информации или ее развертыванию.
Существует мобильное приложение, которое позволяет составлять карты онлайн по интересующей информации. В процессе работы над картой реализуется совместная деятельность обучающихся (коллаборация). Задача учителя на это этапе сводится к ознакомлению обучающихся с правилами работы в Google и правилами оформления меток на карте.
Результатом проделанной работы стала карта “Силикатная промышленность”, в создании которой приняли участие обучающиеся 9-х классов.
Каждая метка содержит название предприятия силикатной промышленности, краткое описание и ссылку на официальный сайт. Обучающиеся, выполняя задание, проявили свою индивидуальность, выбрав свой стиль оформления меток.
3. Образ и мысль – стратегия вопросов помогающая раскрыть суть материала.
4. Печа Куча – быстро сменяющие друг друга слайды. Это простейшая технология публичных выступлений, где каждый оратор показывает ровно 20 слайдов и комментирует каждый в течение 20 секунд. После этого ему задают три вопроса.
5. Кроссенс – ассоциативная головоломка нового поколения. Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского языка означает «пересечение слов».
Идея головоломки кроссенс принадлежит нашим соотечественникам: писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору педагогических наук, философу и художнику Владимиру Бусленко. Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле.
1 2 3
4 5 6
7 8 9
Начать разгадывать кроссенс можно с любой узнаваемой картинки, но центральным является квадрат под номером 5. Центральная картинка, по желанию автора, может быть связана по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Кроссенс представляет собой совокупность двенадцати ассоциативных головоломок.
Для облегчения создания кроссенса удобно сначала каждый квадрат заполнить словом по выбранной теме, а затем заменить его ассоциативной картинкой.
Применение кроссенса на уроке разнообразно, и его можно использовать:
- при формулировке темы и цели урока;
- при изучении нового материала, в качестве постановки проблемной ситуации;
- при закреплении и обобщении изученного материала;
- при подведении итога работы на уроке.
Полностью урок можно построить в форме кроссенса, то есть девять элементов кроссенса могут представлять собой структуру урока.
Для педагога кроссенс – это хороший способ углубить понимание уже изученной темы; это возможность показать практическое применение знаний и связь изученного с жизнью; это возможность установить связь с выбранной профессией.
Разгадывая кроссенс, нужно пользоваться нормами русского языка, т. е. читать кроссенс нужно слева направо и сверху вниз, далее двигаться только вперед и устанавливать связи между картинками следующим образом 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-5, таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Центральным является квадрат с номером 5.
Скрайбинг – создание небольших понятийных рисунков, которые делают смысл текста более понятным.Успех и эффективность скрайбинга объясняется тем, что человеческий мозг, склонный рисовать картинки, мыслит образами, а язык рисунка – универсальный язык. Включаем видео.
«Фишбоун («Рыбная кость» или «Скелет рыбы») -установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора.
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы. Голова - проблема, вопрос, тема, которые, подлежат анализу, сравнению, обсуждению.
Верхние косточки(расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) - на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.Нижние косточки(изображаются напротив) - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.Хвост-ответ на поставленный вопрос,выводы, обобщения.Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Таким образом, «сжатие» и «раскодирование» учебной информации в рамках технологии визуализации технологически могут быть достигнуты разными методическими приемами. Эти приемы можно использовать на разных этапах урока. Важно помнить, что данные приемы не самоцель, а средство достижения результата. Они способствуют не только умению работать с большим объемом информации, но и умению порождать новые визуальные образы и их вербализации.