Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Оленёнок» села Тавайваам»
Конспект ООД по
нравственно-патриотическому воспитанию
для детей старшей разновозрастной группы.
Тема: «Символы Великой Отечественной Войны»
Подготовила воспитатель:
Касенкова Н.В.
Анадырь 2020г.
Тема: «Символы Великой Отечественной Войны»
(старшая разновозрастная группа (дети 5-7 лет)).
Направление:нравственно-патриотическое воспитание.
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, работа по схемам.
Цель: расширение и закрепление знаний детей о символах Великой Отечественной войны через Квест-игру.
Задачи:
1.Сформировать у детей умение понимать, что Знамя Победы и фронтовое письмо - это предметы, относящиеся непосредственно к символам Великой Отечественной Войны, а Вечный огонь, Георгиевская ленточка - это символы после военных лет созданные людьми в честь памяти о тех, кто не вернулся с войны.
2.Познакомить детей с фронтовым письмом, с умением его складывать.
3. Стимулировать любознательность, творческую познавательность, умения логически мыслить.
4. Развивать силу, ловкость, быстроту, координацию движений, выносливость.
4. Воспитывать у детей патриотические качества и чувство гордости за свой народ, уважение к истории нашей страны.
5. Воспитывать умение сплоченно взаимодействовать в сложных ситуациях, ответственное отношение к поставленной цели.
Предварительная работа:
Просмотр иллюстраций и фрагментов фильмов о действиях и заданиях бойцов во время ВОВ. Беседы и чтение художественной литературы, разучивание стихов и песен по теме. Проведение дидактических, сюжетно-ролевых, спортивных игр. Поделка детьми из бумаги – мемориал в виде пятиконечной звезды, «огоньки» для «Вечного огня».
Словарная работа: фронтовое письмо, полевая почта.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование; 2 детских столика со стульями на каждого ребенка; конверт, маршрутная карта; на каждого ребенка: цветные карандаши; тетрадные листочки, однотонные полоски «Георгиевской ленточки»; из красной бумаги «огоньки»; сделанный из бумаги макет мемориала в виде пятиконечной звезды, сейф, карточки с буквами, Знамя Победы; коробочка с разрезными картинками; бумажные самолетики (6 шт.),
спортивный инвентарь: мячи малого размера, завернутые в бумагу (6 шт.), резиновые мячи малого размера для метания в цель; гимнастическая скамейка, искусственная ёлка малого размера.
Организация игры. Форма игры – квест-игра. В игре участвует одна команда детей, они представляют солдат Российской воинской армии выполняющие «боевое задание». На этапах маршрута имеются опознавательные знаки в соответствии с маршрутной картой, на мультимедийном экране появляются задания, которые «солдаты» должны выполнить. На протяжении всей игры детей сопровождает воспитатель.
Место проведения: музыкальный зал.
Ход Квест-игры.
Мотивация детей к деятельности.
По сигналу (барабанная дробь) – построение детей в одну шеренгу.(музыкальный фрагмент № 01)
В: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
В: Сегодня у нас необычное мероприятие, поэтому вы одеты в форму солдат Российской Армии.
К нам в детский сад на электронную почту пришло видеообращение от военных нашего города. Давайте его посмотрим.
(дети обращают внимание на экран).
2 Слайд (видео)
Военные:
«Здравствуйте, ребята!
Вы уже знаете, что наша страна начала подготовку к празднованию 75- летия Великой Победы.
В связи с этим, мы предлагаем вам совершить марш-бросок с целью помочь нам найти пропавшее из музея знамя Победы.
Мы находимся на боевом задании, поэтому вся надежда только на вас.
В помощь мы отправили вам карту маршрута, которая поможет вам преодолеть все препятствия и выполнить задания. Внимательно рассмотрите карту и определитесь с ходом вашего движения».
В: Что будем делать? (помогать, искать).
В: Для начала давайте вспомним чему посвящен марш-бросок? (Дню Победы)
В:Что мы будем искать? (знамя Победы).
В: Ребята, а что такое знамя Победы (это флаг).
В: Какого оно цвета? (красного)
В: Что на нем изображено? (серп и молот, звезда, надпись).
В: Серп и молот – символ труда и трудящихся. Звезда – символ защитников Родины. Надпись белой краской означает, какого подразделения это знамя. А красным знамя было, потому что тогда наша страна называлась по-другому - Советский союз.
В: Молодцы, все правильно. Давайте на него посмотрим.
3. Слайд (Знамя Победы)
В: Еще знамя Победы является одним из самых первых символов ВОВ. Его советские солдаты пронесли через всю войну и встретили с ним Великую победу над фашистской Германией, 9 мая 1945 года.
4. Слайд (Знамя Победы, поднятое над Рейхстагом в Берлине)
В: Сейчас, в наше мирное время, знамя Победы хранится в музее и считается символом военных лет, откуда оно по неизвестным нам причинам было похищено.
В: Поэтому, наша цель? (найти знамя Победы).
В: Для начала рассмотрим карту. (Дети рассматривают карту и определяют, что, для достижения цели им необходимо преодолеть полосу препятствий, и выполнить 3 задания).
(первое задание по часовой стрелке, выполнить разминку).
В: Время не теряем, к разминке приступаем!
1 задание по карте «Разминка» (музыкальный фрагмент №02)
Ходьба на носочках, руки к плечам;
Бег обычный, «змейкой».
Ходьба на восстановления дыхания.
В: Ребята, посмотрите, разминка нас привела на полянку, и что интересно здесь растет одна ёлка. Рассмотрим ее, возможно на ней находиться какая- то подсказка.
(Дети находят на ёлке конверт. Открывают его. Нарисован экран).
В: Что этот рисунок может означать? (Обратить внимание на экран).
(На экране появляется фронтовое письмо).
5 Слайд (фронтовое письмо).
1 задание.
В: Ребята, вы знаете что это?
В: Это фронтовое письмо.
В: Почему, оно называется фронтовым? (Солдаты писали письма с фронта своим родным между боями, когда было свободное время).
В: Эти фронтовые письма доставляла полевая почта.
Для солдат такие письма не просто связь с родными, оно словно кусочек родного дома, с запахом Родины и ароматом маленького, ничем незаменимого счастья.
6.Слайд.
В: Письма с фронта отправлялись не только родным, но и детям в школы и детские сады. Бойцы часто находили такие слова, которые были особенно понятны и производили на детей большое впечатление. Эти письма воодушевляли детей, наполняли их гордостью за бойцов, которые храбро защищали нашу Родину от фашистов.
В: В ответ дети посылали подарки, рисунки, вышитые носовые платочки, записные книжки.
В: Ребята, давайте мы тоже сделаем треугольное письмо – мира. Внутри нарисуем то, что символизирует мир (солнце, цветы, радугу....).
А 9 мая, когда мы пойдем на парад, привяжем эти письма к воздушным шарикам и отправим высоко в небо, чтобы на нашей земле никогда не было войны.
(Дети берут тетрадный листок, рисуют).
Выполняют задание под музыкальное сопровождение. (Музыкальный фрагмент № 03)
В: А теперь нам нужно сложить письмо. Загибаем лист бумаги справа налево, потом слева на право, формируя фигуру похожую на домик. Теперь нижнюю часть бумаги, вставить вовнутрь треугольника.
В: Как вы думаете, мы справились с первым заданием? (да)
В: Возьмите письма с собой.
Разворачиваем карту, определяемся с дальнейшим заданием.
(Дети рассуждают, чтобы выполнить второе задание, им необходимо будет преодолеть глубокую реку).
2 задание по карте «Переправа»
Задание выполняют под музыкальное сопровождение. (музыкальный фрагмент №04)
В: Посмотрите вокруг, может быть вы найдете то, что поможет вам преодолеть речку (дети обращают внимание на гимнастическую скамейку, ставят ее перед собой и проходят по ней, руки на головой, представляя себе, что в руках они держат боевое оружие).
(В конце препятствия дети находят коробку с разрезными картинками).
2 задание.
В: Что это? (разрезные картинки).
В: Что на них изображено? (незнаем)
В: Что нужно сделать? (собрать картинку)
(Дети собирают картинку, получается мемориал в виде пятиконечной звезды)
В: Что у вас получилось? (мемориал для «Вечного огня»).
В: Чего на нем не хватает? (Вечного огня).
7 Слайд («Вечный огонь»)
В: Почему его назвали «Вечный»? (потому что он не гаснет никогда).
8 Слайд (у могилы Неизвестного солдата горит «Вечный огонь».)
В: Чтобы сохранить память о героях войны, в городах установлены памятники. У могилы Неизвестного солдата горит «Вечный огонь». Это - огонь нашей памяти, символ того, что мы помним о тех событиях военных лет.
В: Сейчас предлагаю взять «огонечки» «Вечного огня», которые мы с вами сделали из бумаги для оформления мини-музея в нашей группе.
Давайте выполним с ними упражнения и соединим их в один «Вечный огонь».
(Дети перестраиваются в одну колонну, по ходу движения, идут друг за другом, берут «огоньки», перестраиваются в три колонны и выполняют общеразвивающие упражнения под музыку).
ОРУ с «огоньками» под песню «Прадедушка». (Музыкальный фрагмент №05)
(у каждого ребенка в руках «огоньки»).
1 куплет
1.И. п. – о. с.
1 – правую руку в сторону,
2 – правую руку вверх,
3 – правую руку в сторону,
4– и. п.
2.И. п. – о. с.
1 – левую руку в сторону,
2 – левую руку вверх,
3 – левую руку в сторону,
4 – и.п.
3.И. п. – о. с
1 – руки в стороны,
2 – руки вверх,
3 – руки в стороны,
4 – и. п.
На Припев:
Дети маршируют на месте, руки вверх, машут «огоньками»,
Перестраиваются в круг.
1-2 – «огоньки» вверх, 3-4 – назад,
Приставные шаги стороны по кругу, руки в стороны, «огоньки» в руках.
Перестраиваются в три колоны.
2 куплет
4.И. п. – о. с
1 – руки вверх, ногу назад на носочек
2 – и.п.
3 – 4 то же самое,
5.И. п. – о. с
1 – руки вперед, ногу вправо на носочек,
2 – и.п.
3 - руки вперед, ногу влево на носочек,
4 – и.п.
Припев
3 куплет
6.И. п. – о. с
1 – наклон туловища вправо, правую руку влево-вниз, левую руку вверх над головой вправо,
2 – и.п.
3 – наклон туловища влево, левую руку вправо-вниз, правую руку вверх над головой влево,
4 – и.п.
7.И. п. – о. с
1 – поворот туловища вправо, руки прямые в право за туловище,
2 – и.п.
3 - поворот туловища влево, руки прямые влево за туловище,
4 – и.п.
Припев:
Дети маршируют на месте, руки вверх, машут «огоньками»
Перестраиваются в круг.
1-2 – шага в круг, «огоньки» вверх,
3-4 - шага назад,
Приставные шаги стороны по кругу, руки в стороны, «огоньки» в руках.
Перестраиваются в три колоны.
В: Молодцы! А теперь давайте соберем все огоньки в один большой, яркий «Вечный огонь» (дети по ходу движения, по одному вставляют в заранее сделанные отверстия бумажного мемориала огоньки).
В: Посмотрите, какой красивый у нас получился «Вечный огонь» в память о тех, кто погиб на полях сражений и не вернулся с войны домой.
В: Разворачиваем карту и смотрим дальнейшие наши действия.
(дети смотрят на карту, определяют дальнейшее движение, которое приводит их к минному полю).
3 задание по карте «Минное поле»
Задание выполняют под музыкальное сопровождение. Песня «Катюша»(музыкальный фрагмент №06)
(Мячи малого размера завернуты в бумагу, «заминированы»).
В: Ребята, посмотрите, мины спрятаны в специальную бумагу. Как нам их разминировать?
(Дети разворачивают бумагу - «разминируют». В последней завернутой «мине» будет нарисована однотонная Георгиевская ленточка).
3 задание.
В: Ребята, посмотрите, что здесь изображено? На что похоже? (Это Георгиевская ленточка)
В: Разве она такая? (Нет, Георгиевская ленточка, имеет два цвета: черный и оранжевый – означают «дым и пламя»).
8 Слайд (Георгиевская ленточка).
В: Совсем недавно появилась традиция, в преддверии праздника 9 мая, повязывать на одежду Георгиевскую ленточку.
9 Слайд (люди и ветераны с Георгиевской ленточкой на параде).
В: А зачем носят Георгиевскую ленточку? (в знак того, что мы благодарим за мир).
В: Что мы можем сделать, чтобы на ней появились эти цвета? (раскрасить).
А можете красиво, ровно выполнить штриховку? (можем)
Индивидуальная работа с двумя детьми (штриховка – вертикальные и горизонтальные линии).
(музыкальный фрагмент №07)
В: Посмотрите, какие красивые получились Георгиевские ленточки.
В: Что мы можем с ними сделать? (пристегнуть к одежде и пойти на парад 9 мая).
В: Берем их с собой.
Разворачиваем карту, смотрим дальнейшее движение.
4 задание по карте-маршрута.
«Вражеские самолеты»
Задание выполняют под музыкальное сопровождение. Песня «Пилоты» из к/ф «Небесный тихоход» (музыкальный фрагмент №08)
(дети сбивают бумажные самолеты маленькими мячами, перебегают на другую сторону, где находят сейф, в котором спрятано знамя Победы).
В: Ребята, по- моему мнению, мы нашли то, что искали. Но как нам его открыть? Где взять ключ?
4 задание
В: Посмотрите, здесь буквы. Одни из них красного цвета и пронумерованы.
В: Что будем делать? (собрать все числа по порядку),
В: Пробуем. (Дети собирают буквы красного цвета по порядку цифр и собирают слово).
В: Какое слово у вас получилось? (Дети читают слово Победа! На последней букве «А» дети находят ключ, открывают сейф и достают знамя Победы).
В: Ребята, вы молодцы! Нашли знамя Победы – штурмовой флаг, поднятый нашими солдатами над зданием Рейхстага в городе Берлине. Это означало, что война окончена и Советский народ одержал победу над фашистской Германией, 9 мая 1945 года.
9 Слайд
В: Ребята, у меня для вас есть приятный сюрприз, но чтобы он получился, мне понадобится ваша помощь.
Игра «Продолжи предложение».
(воспитатель читает стихотворение)
В: Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы над ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми, разноцветными.
Что же это такое?
Ответы детей: (салют)
Видеослайд
В: Посмотрите, вот такой салют был после окончания войны.
В: Что кричали солдаты, когда узнали о Победе?
( Дети кричат: Ура!).
Рефлексия.
В: Ребята, как вы думаете, мы справились с порученным заданием? (Да)
О чем мы сегодня с вами говорили? (Знамя Победы, фронтовое письмо, Вечный огонь, Георгиевская ленточка).
В: Как одним словом мы можем их назвать? (это символы Великой Отечественной Войны)
В: Почему Знамя Победы фронтовое письмо считаются самыми главными символами? (потому, что эти символы прошли через всю Великую Отечественную Войну).
В: А Вечный огонь, Георгиевская ленточка? (эти символы люди создали после войны в честь памяти, о тех, кто не вернулся с войны).
В: Молодцы, ребята! Берем Знамя Победы и отправляемся обратно в детский сад.
Звучит песня «День Победы». (музыкальный фрагмент №09).