Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста" «Формирование основ безопасности жизнедеятельности

Формирование сознательного и ответственного отношения к своей безопасности и безопасности окружающих, развитие основ экологической культуры, систематизация знаний о правильном поведении и здоровом образе жизни.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начальная школа-детский сад № 662

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

Воспитатель высшей категории

Т.Ю.Андреева

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений. Неслучайно в Федеральных государственных стандартах этой теме уделено особое внимание, четко выделена образовательная область «Безопасность».

Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защищаться от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, естественно, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением народа, наличием предметов бытовой техники и электроники.

Мы все желаем нашим детям счастья, пытаемся уберечь их от бед и невзгод и часто задаем себе вопросы: Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Как сберечь их здоровье? Как защитить от жестокости? Как научить быть осторожным? Как доступно рассказать о правилах поведения? Как помочь разобраться в жизненных ситуациях? Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан страны - дошколят.

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего становятся порой опасными для него. Запреты взрослых: «нельзя», «не трогай», «отойди» часто дают обратный эффект, стимулируя еще большее любопытство ребенка. Ребенок попадает в разные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Наша задача дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у детей самостоятельность и ответственность.

Понимая значимость данной проблемы, изучив требования Федеральных государственных стандартов, программу «Обеспечение безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией О.Князевой, Р.Стеркиной, методическую литературу, опыт коллег, интернет-ресурсы я поставила перед собой цель: сформировать и систематизировать представления детей о правилах безопасного поведения через использование различных видов деятельности дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи.

Исходя из цели, определила основные задачи в работе с детьми, педагогами и родителями. В работе с детьми – это формирование сознательного и ответственного отношения к своей безопасности и безопасности окружающих, развитие основ экологической культуры, систематизация знаний о правильном поведении и здоровом образе жизни. В работе с педагогами – совместное создание оптимальных условий в группе для формирования основ безопасной жизнедеятельности через применение вариативных форм и приемов обучения. И, конечно, огромную роль, сказывающуюся на результате работы, имеет организация взаимодействия с родителями воспитанников, повышение их компетентности, установление доверительно-делового контакта.

Основное содержание воспитательно-образовательной деятельности педагога с детьми по реализации задач образовательной области «Безопасность» представлено в 5-и разделах:

«ребенок и его здоровье,

«ребенок и другие люди»,

«ребенок дома»,

«ребенок и природа»,

«ребенок на улицах города».

Такие разделы позволяют охватить все стороны окружающего мира ребенка и реализовать поставленные цели и задачи.

Тематическое планирование работы на год, разработанное по образовательной области «Безопасность», помогает систематизировать и распределить работу с детьми согласно лексическим темам, реализовать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, имеющих тяжелые нарушения речи.

Залогом успешности образовательной деятельности по данной теме стало сочетание разнообразных видов детской деятельности: игровой, художественно-эстетической, познавательно-речевой, коммуникативной, а также использование традиционных и инновационных форм и методов работы, позволяющих сформировать у дошкольников знания о правилах поведения, воспитать положительное отношение к необходимости соблюдения мер предосторожности. К ним относятся: беседы с участием персонажей, ситуационно-имитационное моделирование, использование заранее спланированной педагогической ситуации, анализ заданных ситуаций, детское экспериментирование и проектная деятельность, а также игры-соревнования, создание среды для речевого творчества, привлечение родителей, организация совместной деятельности детей и взрослых.

Обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: совместном поиске и нахождении выхода из трудной ситуации, совместного обсуждения проблем, ведения диалога, совместного познания, открытия, удивления.

Для того, чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать к чему может привести нарушение установленных правил и норм, очень важно использовать специально подобранные произведения детской художественной литературы. Художественное слово всегда заставляет ребенка задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать ее и оценить поступки героев. Поэтому в работе с дошкольниками по ознакомлению с правилами безопасного поведения я использую такие приемы, как чтение рассказов и стихотворений с анализом поступков героев, фрагмент рассказа как иллюстрация к определенной опасной ситуации, анализ произведения с целью самостоятельного выделения детьми мер предосторожности.

Чтобы детям было проще запомнить жизненно важные правила безопасности, использую зарифмованные фразы для заучивания их наизусть, например:

«Если дома появился сильный дым,

Ты не прячься, позвони по …(01)» и т.п.

Восприятие рифмованных правил вызывает эмоционально положительную реакцию у детей. Динамика, ритм, непосредственность коротких стихотворений способствует тому, что дети легко запоминают их, употребляют в разговорах.

Грамотно оформленная развивающая среда группы позволяет эффективно воздействовать на развитие ребенка. Для успешной организации обучения в группе специально созданы и используются специально подобранные средства обучения: тематические настольные игры, разнообразные напольные макеты, моделирующие улицы, дороги, транспорт, видео материалы и презентации, тематические коллажи, альбомы детских рассказов и продуктов детской творческой деятельности.

В создании напольного макета улицы принимали активное участие родители детей. Он полифункционален, может видоизменяться, дополняться в зависимости от поставленных педагогических задач. Необходимые элементы и дополнительные детали для макета изготавливаются самими детьми и используются в процессе игровой деятельности.

Тематические коллажи – замечательное средство обучения, позволяющее закрепить знания детей, повторить пройденный материал, развить связную речь.

Интересной находкой стала подборка дидактических игр и интеллектуальных задачек по теме ОБЖ, которые помогают развивать интеллектуальные способности: внимание, память, мышление, воображение. Лабиринты, ребусы, кроссворды мы придумываем вместе с детьми и родителями. Интеллектуальные задачки, кроссворды, загадки – это благодатный материал, для развития смекалки, сообразительности, фантазии, умения логично рассуждать и делать выводы.

Эффективным приемом развития речевой деятельности являются беседы с участием персонажей. В игровой форме дети лучше осознают предлагаемую информацию, она помогает смоделировать правила поведения в конкретных ситуациях, закрепить полученные навыки.

Проектная деятельность - инновационная деятельность, позволяющая педагогам лучше узнать и раскрыть способности и возможности воспитанников, а в процессе реализации проекта принять участие и стать единомышленниками педагогам, родителям и детям. Темы проектов выбираются в зависимости от интересов детей и окружающей ситуации. Например, ребенок, приехав из другой страны или из деревни от бабушки, рассказывает о том, что он видел. Рассказ одного из детей положил начало проекту «Правила поведения в самолете и поезде». Или, однажды мальчик шел с мамой из детского сада домой и увидел пожар – это стало темой проекта «Огонь – друг или враг?». В процессе проектной деятельности активно используем такие формы обучения как детское экспериментирование и ситуационно-имитационное моделирование. В результате проектной деятельности обязательно создается продукт. Это может быть тематический коллаж, газета, макет, альбом рисунков, выставка поделок.

В работе с детьми, имеющими сложные речевые нарушения, большое внимание уделяется развитию речевой деятельности и созданию речевой среды. В различных уголках группы много иллюстративного материала, детской художественной литературы, альбомов с творческими рассказами детей. Наша гордость - альбом «Сказки безопасности».

Полученные знания и умения дети отражают в продуктивной деятельности. Детские рисунки и аппликации – ценный материал для составления альбомов детского художественного и речевого творчества. В них записаны рассказы детей, фантазийные сказки, придуманные совместно с родителями загадки. Выставки рисунков и поделок стали традицией нашей группы.

Учить детей безопасному поведению невозможно без взаимодействия с родителями. Взаимодействие с семьями воспитанников – путь к накоплению опыта безопасного поведения дошкольников. Родители – это та сила, которая в результате грамотных действий сможет в значительной степени помочь детям. В нашей группе есть родители, профессии которых связаны с обеспечением безопасности (врачи, полицейские, пожарные, работники МЧС). Мы приглашаем их в группу для организации совместной деятельности. Дети гордятся своими родителями. И, когда их спрашивают: «Кем ты хочешь быть?» - отвечают: «Как мама - врачом или как папа - инспектором ГАИ». Вместе с родителями организуем совместные занятия, досуги, игры-соревнования.

Методическое обеспечение педагогического процесса в группе немаловажная составляющая в решении задач образовательной области «Безопасность». Это созданная «рабочая тетрадь» с играми, задачками, картинками, ребусами, кроссвордами. Это тематическое планирование. Это специально подобранные электронные образовательные ресурсы – презентации.

Совместно с методической службой разработали систему мониторинга, методику его проведения и определили показатели развития ребенка по образовательной области «Безопасность». Основные показатели развития ребенка - это знание и соблюдение ребенком элементарных правил безопасной жизнедеятельности, сознательное и ответственное отношение к личной безопасности, знания и умения в области здоровьесбережения. Методика мониторинга включает в себя: наблюдения за детьми, беседы с ними, имитационное моделирование, составление рассказа по предложенной картинке, анализ заданных ситуаций.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области