Нравственное воспитание в начальных классах на уроках литературного чтения
Как часто мы читаем сказки, своим детям о доброе и зле? О том, что жадность порок и нет ничего лучше, чем помочь другу. И как не знать о таких произведениях учителям начальных классов.
Начиная со знакомства с учебником и заканчивая чтением внеклассных произведений, учитель старается раскрыть главный смысл, который заложил автор. Будь это простое «будь честным» или более сложное, где главный герой более реалистичный. И чтения недостаточно. Так как же привить нравственность?
Знакомство с текстом и автором. Перед чтением произведения мы знакомимся с автором и тем, что его подтолкнуло написать это. Как, например, Киплинг, написавший своё творение «Книга джунглей», после жизни в Индии. Само чтение. Обсуждение слов, которые ученик не понимает и объяснение их.
Впечатление. Нужно быть готовым к тому, что далеко не все произведения, которые проходят в школе будут нравиться детям. Но это даже хорошо, так как именно в этот момент мы и подбираемся к важному этапу. Его эмоциям. От ученика можно услышать: «мне не понравилась эта сказка» и учитель обязательно спросит «почему?». И вот тогда нужно дать ребёнку возможность, взвесить поступки персонажей. Скука не всегда итог антипатии к произведению. Не осознанно ученик замечает плохие вещи за героями, как автор при помощи диалогов и невербальных действий, отразил негативную ситуацию.
Разрешение проблемной ситуации. В каждом произведении, даже в банальной детской сказке, есть проблемная ситуация. Например, знаменитая «сказка о золотом петушке». После её прочтения встаёт вопрос - правильно поступил царь? За что он поплатился? Так же поднимается вопрос о родительских чувствах царя, что весьма нестандартно для детской литературы. Лучше всего дать в это время ученикам поразмыслить в парах или небольших командах в 3-4 человека. А также дать им в помощь небольшой план-лист с заранее подготовленными вопросами по произведению. Не стоит забывать, что дети лучше всего запоминают визуально. Позвольте им запечатлеть момент, когда, по их мнению, кто-то поступил плохо и внизу подписать своё мнение по этому поводу. Рисунки в конце урока можно повесить в классе и проанализировать их вместе.
Проигрывание ситуации. Кто не мечтает побыть актёром? И проблемная ситуация, хорошо для этого подходит. Драма: «почему ты просишь у меня больше, чем корыто? Потому что ты жадный, и всё потеряешь. А ещё плохо относишься к близкому человеку. Вот и сидеть тебе у разбитого корыта!». Ощутив это на себе, и обсудив, ученики отчётливее понимают, что же плохого сделал антигерой.
Недостаточно знать, что такое добро и зло, жадность, плохое отношение к близким. Необходимо глубоко проанализировать и попробовать описать это, чтобы ученик ощутил и смог уже самостоятельно оценивать свои поступки и контролировать себя. «Я больше не буду просить у тебя больше того, что ты можешь дать» или «я сдержу свои обещания и не буду тебя обижать», является хорошим итогом, который остаётся закреплять на практике.