Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Нравственное воспитание в начальных классах на уроках литературного чтения

Помочь сформировать обучающимся представление о добре и зле, научиться самостоятельно находить проблемную ситуацию в тексте.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Нравственное воспитание в начальных классах на уроках литературного чтения

Как часто мы читаем сказки, своим детям о доброе и зле? О том, что жадность порок и нет ничего лучше, чем помочь другу. И как не знать о таких произведениях учителям начальных классов.

Начиная со знакомства с учебником и заканчивая чтением внеклассных произведений, учитель старается раскрыть главный смысл, который заложил автор. Будь это простое «будь честным» или более сложное, где главный герой более реалистичный. И чтения недостаточно. Так как же привить нравственность?

Знакомство с текстом и автором. Перед чтением произведения мы знакомимся с автором и тем, что его подтолкнуло написать это. Как, например, Киплинг, написавший своё творение «Книга джунглей», после жизни в Индии. Само чтение. Обсуждение слов, которые ученик не понимает и объяснение их.

Впечатление. Нужно быть готовым к тому, что далеко не все произведения, которые проходят в школе будут нравиться детям. Но это даже хорошо, так как именно в этот момент мы и подбираемся к важному этапу. Его эмоциям. От ученика можно услышать: «мне не понравилась эта сказка» и учитель обязательно спросит «почему?». И вот тогда нужно дать ребёнку возможность, взвесить поступки персонажей. Скука не всегда итог антипатии к произведению. Не осознанно ученик замечает плохие вещи за героями, как автор при помощи диалогов и невербальных действий, отразил негативную ситуацию.

Разрешение проблемной ситуации. В каждом произведении, даже в банальной детской сказке, есть проблемная ситуация. Например, знаменитая «сказка о золотом петушке». После её прочтения встаёт вопрос - правильно поступил царь? За что он поплатился? Так же поднимается вопрос о родительских чувствах царя, что весьма нестандартно для детской литературы. Лучше всего дать в это время ученикам поразмыслить в парах или небольших командах в 3-4 человека. А также дать им в помощь небольшой план-лист с заранее подготовленными вопросами по произведению. Не стоит забывать, что дети лучше всего запоминают визуально. Позвольте им запечатлеть момент, когда, по их мнению, кто-то поступил плохо и внизу подписать своё мнение по этому поводу. Рисунки в конце урока можно повесить в классе и проанализировать их вместе.

Проигрывание ситуации. Кто не мечтает побыть актёром? И проблемная ситуация, хорошо для этого подходит. Драма: «почему ты просишь у меня больше, чем корыто? Потому что ты жадный, и всё потеряешь. А ещё плохо относишься к близкому человеку. Вот и сидеть тебе у разбитого корыта!». Ощутив это на себе, и обсудив, ученики отчётливее понимают, что же плохого сделал антигерой.

Недостаточно знать, что такое добро и зло, жадность, плохое отношение к близким. Необходимо глубоко проанализировать и попробовать описать это, чтобы ученик ощутил и смог уже самостоятельно оценивать свои поступки и контролировать себя. «Я больше не буду просить у тебя больше того, что ты можешь дать» или «я сдержу свои обещания и не буду тебя обижать», является хорошим итогом, который остаётся закреплять на практике.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области