Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Работа в группе на уроках в начальной школе».

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа№2 села Казаки

Елецкого муниципального района Липецкой области

«Работа в группе

на уроках в начальной школе».

Мастер-класс

учителя начальных классов

МБОУ СОШ №2 села Казаки

Алексей Ирины Михайловны

2020

Здравствуйте уважаемые коллеги. Начать наш сегодняшний мастер-класс мне бы хотелось с притчи «Наберись смелости – сделай попытку!»

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.

«О вы, подданные мои», — обратился к ним царь, — «у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал. «Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» — спросил царь.

Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь один визирь подошел к замку.

Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо — замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку.

Уважаемые коллеги. За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников учебной деятельности. Поэтому современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии и активные формы работы. Как это сделать? Все просто, как в притче: «Наберись смелости – сделай попытку!»

В соответствии с ФГОС ставится новая цель: готовность к саморазвитию. В обучении главенствует деятельностный метод системы развивающего обучения. Такой подход подразумевает деятельность самих учащихся, которую кратко можно представить в виде схемы:

Искать- думать - приниматься за дело - сотрудничать - адаптироваться

Уважаемые коллеги, сегодняшний мастер-класс мне хотелось провести не в привычной форме, с работой фокус-группы, а в форме диалога.

Тема моего выступления «Работа в группе как форма успешной деятельности учащихся на уроке». Начальным этапом реализации данной технологии, является работа в парах, которую я начинаю с первых дней обучения в начальной школе.

Остановлюсь на некоторых особенностях подготовки учащихся работы в парах.

Формирование у детей умения ориентироваться в пространстве класса.

Для того чтобы быстро образовать пары по разным основаниям, дети должны хорошо освоиться в пространстве класса.

Работа в паре потребует от партнеров приспособить свое личное пространство для полноценного взаимодействия с партнером. Договариваюсь с детьми, как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на товарища; как расположить на парте свои принадлежности, чтобы не мешать друг другу.

Развитие навыка работы в условиях шума

Одновременная работа в классе 7-8 пар детей, конечно, вызовет шум. Поэтому моя задача научить детей работать в условиях шума.

Упражнение: раздаю каждому карточку со скороговорками. Мальчики приходят в гости, здороваются и читают свою скороговорку девочкам, а те свою – мальчикам. Когда каждый проговорит свою скороговорку без запинки, ученики меняются карточками, и мальчик, поблагодарив, уходит в гости к другой девочке. В классе стоит шум, так как половина ребят говорит. Однако ученики довольно быстро привыкают к этому и даже не замечают шума. Это связано с тем, что ребенок адаптируется к шумовой среде и старается говорить так, чтобы его слышал только сосед.

Научить детей регулировать уровень шума.

Упражнение: договариваюсь с детьми, что если во время работы 1 один раз хлопаю е в ладоши, и тогда все начнут говорить громче, на три хлопка – все замолчат, на два – попробуют говорить так, чтобы слышал только партнер.

Установление контакта и настрой на совместную работу

Для формирования готовности детей к совместной работе хорошо использовать следующие упражнения:

«Зеркало» - один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями;

«Попугай» - один говорит (например, дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями;

«Разминка пальчиков» - соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).

Работу в парах можно организовать на любом этапе урока.

Постепенно перехожу ко второму этапу, к работе в группах. Организацию групповой работы начинаю с формирования групп.

Количество человек в группе может быть различным (3-7 человек). При организации групп использую разные приёмы: по желанию, «случайным образом», по выбору лидера, по выбору педагога. Чаще всего применяю прием по выбору педагога, организуя группы так, чтобы в каждой группе был лидер, разные интеллектуальные способности, дружеские отношения.

Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставлю в данный момент. Для того, чтобы школьники научились работать вместе, целесообразно использую тщательно подобранные мной группы, которые могут оставаться без изменения достаточно долго. Когда дети уже усвоят основные навыки работы в группах, можно поставить перед ними задачу – научиться устанавливать рабочие отношения с любыми людьми, даже если они вам не нравятся. В этом случае самый подходящий способ формирования групп – по принципу случайности.

Технологический процесс групповой работы складывается из нескольких элементов. Коллеги, перед вами на слайде все этапы групповой работы. Постарайтесь расположить их по порядку от начала до конца.

постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

раздача дидактического материала;

планирование работы в группе;

индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;

сообщение о результатах работы группы;

рефлексия, общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

Одним из главных условий качественной работы группы является взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, вести споры, дискуссии и избегать конфликтов. Для этого нужно предоставить правила работы в группе или предложить учащимся разработать их самостоятельно.

Давайте вместе попробуем по первым словам сформулировать правила работы в группе.

Правилами групповой работы могут быть следующими:

Говори спокойно, ясно и только по делу.

Не согласен – предлагай!

Уважай своего товарища.

Слушай своих собеседников.

Обращайся к товарищу по имени.

Таким образом, в процессе групповой работы формируется культура общения учеников.

Организуя работу в группах нужно, чтобы каждый ее член выполнял свою роль. Это позволит быстро и качественно выполнить задание.

Роли предлагаю следующие:

организатор – распределяет роли, организует работу группы

чтец - читает вслух;

секретарь - записывает что-то от лица группы;

докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;

хронометрист или контролер - следит за временем.

В чем заключается роль организатора? И т.д.

Роли в группе, особенно в 1 классе распределяю сама, во 2 классе – дети пробуют самостоятельно. Но контролирую, чтобы ученик имел возможность каждый раз выбирать разные роли.

Приведу некоторые приемы групповой работы, которые можно использовать при работе в группе:

«Блиц – опрос» Группы задают вопросы друг другу по изученной теме.

«Классная перестрелка». Ребята обмениваются тетрадками и проверяют письменное задание.

Заключительный этап групповой работы – рефлексия и оценивание.

На что особо уделяю внимание:

Жесткую регламентацию времени на группообразование.

Нормированию будущей работы.

Четкости и внятности поставленной задачи.

Распределению момента начала работы.

Недопустимости группы из одних только слабых учеников.

Групповая работа должна занимать не более 10-15 минут от урока.

Таким образом, преимущества групповой работы в том, что:

дети приобретают важные навыки жизни;

улучшается успеваемость;

соблюдается дифференцированый подход;

устанавливается психологический комфорт в классе;

работа в группе помогает ребенку   проявить себя.

Но можно выделить и недостатки группового обучения:

в группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая оценка

для всех участников группы не будет отражать вклад определенного ученика;

могут оказаться неодинаковыми по силе и группы в целом;

Несмотря на недостатки группового обучения, за последние десятилетия были проведены сотни психологических и педагогических исследований. Результаты их говорят о высокой педагогической эффективности групповой работы.

Я считаю, что проведение занятий в групповой форме – это один из мощных инструментов, которыми должен пользоваться учитель.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области