Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Мальвина»
муниципального образования город Ноябрьск
Непосредственно образовательная деятельность в развитие речи
«Театр люди и эмоции»
Подготовила: Костюк В.Т.-воспитатель
Цель: Развивать выразительность речи через театрализованную деятельность.
Задачи:
-Формировать коммуникативные качества.
-Учить использовать диалогическую речь в общении, составлять предложения по демонстрируемому действию, управлять силой голоса и интонацией.
-Учить находить средства выражения образа в движении, мимике, жестах, интонации.
-Развивать интерес к театрализованной деятельности, творческое воображение, инициативу.
-Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, любовь к театру
Предварительная работа:
Беседы «Кто работает в театре», «Люди и эмоции».
Заучивание скороговорок, ролей диалога « Рукавицы для Лисицы».
Оборудование: «Волшебный цветок», ширма, маски животных, зеркала по количеству детей, маски эмоций: грусть, радость.
Методы и приемы: игровой, практический, наглядный, словесный.
Ход занятия:
- Дети, я нашла вот этот удивительный цветок. Он приглашает нас в необычную сказочную страну, где происходят волшебные превращения: куклы оживают и начинают говорить звери.
Вы догадались, что это за страна? (Театр)
- А знаете ли вы, кто жители этой волшебной страны? ( Костюмеры, артисты, сказочные герои, куклы).
Всегда ждет зрителей красивый зал.
Оркестр играет, занавес поднят.
На сцену смотрит зритель восхищенно.
Как артист играет свою роль.
- А Вы хотели бы стать артистами? (Да).
- Как Вы думаете, что должен уметь артист? (Петь, играть роли, быть эмоцианальными...)
- Хорошим артистом стать нелегко. Для этого нужно много работать над собой. Если не боитесь трудностей, этот волшебный цветок поможет вам стать начинающими артистами.
Закройте глаза, я произнесу волшебные слова.
«Раз, два, три – повернись
И в артиста превратись!»
И теперь, наш волшебный цветок приглашает Вас окунуться в удивительный мир театра.
- Давайте сорвем первый лепесток и узнаем, какой урок нам даст цветок? (Читаю).
Артист дожнен иметь хорошую дикцию, правильную речь.
Подскажите, что нам поможет поработать над правильным произношением звуков, слов? ( Скороговорки). Дети читают каждый свою скороговорку.
- Какие скороговорки вы знаете? (Дети произносят).
- Молодцы. А волшебный лепесток нам предлагает чистоговорки.
Речевая разминка
(произнести чистоговорки медленно, тихо, громко, быстро)
- Ес-ес-ес- мы идем в лес.
- Су-су-су-тихо осенью в лесу.
- Ес-ес-ес - опустел осенний лес.
- Ни-ни-ни, ни-ни-ни – осенью короче дни.
- Са-са-са, са-са-са - у сосны стоит лиса.
- Жу-жу-жу, жу-жу-жу - как-то еж пришел к ужу.
- Заяц целый день скакал, от лисицы удирал,
- А лисица шла по следу, искала зайчика к обеду.
- Над правильным произношением звуков поработали, давайте посмотрим, что же приготовил для нас другой лепесток?
- Ой, что это? (Маски, изображающие эмоции; грусть, радость).
- Дети, а когда у нас бывает радостное настроение? (Купили любимую игрушку, встретились с друзьями и др).
- Что может вызвать у человека грусть?
(Запретили играть, поругали за шалость и т.д.).
- Мир эмоций многообразен и чем эмоциональнее артист, тем он интересней зрителю. Цветок предлагает Вам изобразить разные эмоции: удивление, огорчение, страх, радость. (Дети показывают эмоции по предложенным ситуациям и рассказывают о них).
- Молодцы! И нам пора вернуться к волшебному цветку и узнать чему он хочет нас научить. (срываем лепесток).
- А этот лепесток говорит нам о важности жестов для артиста. Ведь даже с помощью пальцев можно разговаривать. Отгадайте - ка какие потешки я вам покажу? («Идет коза рогатая», «Сорока», «Ладушки», Пальчиковая игра «Пальчик- пальчик»).
- Отгадали. А что я хочу сказать сейчас? (прикладываю палец к губам, машу рукой – «до свидания» и др. Дети отгадывают).
- Какие жесты вы еще знаете? («иди сюда», «пожурить кого- то» и др.).
- Этот урок вы усвоили хорошо, и я предлагаю поиграть в игру «Волшебный оркестр».
Каждый из вас с помощью мимики жестов изобразит музыканта с инструментом, а мы отгадаем, кто это и что он делает.
(- Это пианист, он играет на пианино.
- Это гитарист, он играет на гитаре.
- Это дирижер, он управляет оркестром и др.).
- Жесты ваши красивы, выразительны. Сорвем следующий лепесток. Он говорит о том, что речь артиста должна быть выразительной. И для разминки предлагает игру «Скажи правильно».
Вы должны придумать предложение и произнести его с нужной интонацией. (Дети придумывают предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные).
- У нас остался последний волшебный лепесток. Какой спрятал он урок?
- Дети, смотрите он хочет чтобы мы, как настоящие артисты, показали спектакль. Вы готовы? (Да).
Но сначала, давайте познакомимся какие герои будут в нашей сказке. (Показываю иллюстрацию к сказке, дети называют).
- Как называется эта сказка?
(Рукавицы для лисицы).
- Проходите, одевайте маски согласно выученной вами роли.
Сказочница: Дорогие зрители мы вам покажем сказку Владимира Степанова «Рукавицы для Лисицы».
Диалог “Рукавицы для лисицы” (Степанов Владимир)
(Звучит тихая музыка).
По завалам, по оврагамШёл медведь хозяйским шагом:- Отвечайте, звери, мне -Вы готовы ли к зиме?
- Да, - ответили лисицы, -Мы связали рукавицы.Рукавицы новые,Мягкие, пуховые.
- А у нас есть валенки, -Отвечали Заиньки.- Что нам вьюга да метель?..Хочешь, Мишенька, примерь.
Смотрит Белка из дупла:- Я орешков припасла.Высоко моё дупло,В нём и сухо, и тепло.
- Hа, а я, - ответил Kрот, -Под землёй устроил ход.Там с красавицей-женойБудем чай мы пить зимой.
Kрикнул Бобр Медведю с речки:- Я дрова колю для печки.Дай мне, Миша, только срок -Из трубы пойдёт дымок.
Вылез Ёжик из листвы:- Про меня забыли вы.Здесь, в кустах, моя избушка,А в избе - грибов кадушка.
Обошел медведь весь лесИ в берлогу спать залез.Лапу в пасть засунул онИ увидел сладкий сон.
Роли исполняли:
Дети группы
III. Рефлексия
- Молодцы. Вы стали настоящими артистами. Мы увидели прекрасный спектакль.
Благодаря волшебному цветку вы многому научились и смогли передать характер ваших героев с помощью выразительных жестов, мимики, выразительной речи. И за это Волшебный цветок дарит Вам вот эти подарки.
(Звучит тихая музыка.)