Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Педагогическая позиция современного учителя

В статье раскрывается сущность педагогической позиции учителя, обосновывается ее профессиональная и личностная составляющая, и дается их характеристика. Ключевые слова профессиональная педагогическая позиция, личностная позиция, менторство, тьюторство.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Педагогическая позиция современного учителя

Зедгенизова Анжелика Николаевна

Учитель начальных классов

МБОУ «Троицкая начальная школа – детский сад» МР «Олёкминский район» РС(Я)

89681551532, Е-mail: zedgenizova

Аннотация: в статье раскрывается сущность педагогической позиции учителя, обосновывается ее профессиональная и личностная составляющая, и дается их характеристика.

Ключевые слова: профессиональная педагогическая позиция, личностная позиция, менторство, тьюторство.

Важную роль в профессиональной деятельности играет профессиональная позиция, которая определяет личностное отношение к той деятельности, которой занимается человек, к себе самому в этой деятельности. «Человек может жить своей профессией только тогда, когда он стремится познать через неё самого себя, и именно таким путем он может принести наибольшую пользу обществу», – писал Ш. А. Амонашвили.

Профессиональная позиция - это точка зрения, отношение к назначению своей профессии и действия, поведение, обусловленное ими; это система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности.

Профессиональная педагогическая позиция, по словам В.И. Слободчикова, уникальна и единственна в своем роде. Она одновременно является и педагогически-личностной (выявляется во всякой встрече взрослого и ребенка), и педагогически-профессиональной (выявляется при создании условий достижения профессиональных, педагогических целей). Нелишне будет специально отметить, что педагог нигде и никогда не встречается с ребенком как «объектом» (если он действительно педагог, а не работник с «человеческим материалом»): в личностной позиции он всегда встречается с другим человеком, а в профессиональной - с условиями его развития [6].

Педагогическая позиция - продукт педагогического мышления, следствие осознания природы воспитательного процесса и одновременно показатель уровня профессиональной готовности к работе с детьми. Это то положение, которое педагог предварительно занимает по отношению к ученикам во взаимодействии с ними и которое определяет все последующее профессиональное поведение воспитателя. Та позиция, которую занял педагог, станет диктовать ему реакцию на складывающиеся во взаимодействии с детьми обстоятельства. Если он идет к детям, чтобы их «приструнить», «победить», «усмирить», то ничтожная оплошность ребенка вызывает его негативное поведение: окрик, сентенцию, жесткую оценку, ущемление его интересов. Если же педагог входит в группу, чтобы «работать», «познавать мир», «общаться», «достигать общей цели», то мелкие проступки учеников корректируются мягко и незаметно, не останавливая общего движения к совместной цели. Разница профессиональных позиций очевидна и, как правило, фиксируется довольно легко путем наблюдения за работой педагога, от действий до его мимики, пластики, интонаций. При всем богатстве палитры индивидуальных проявлений позиция обозначается явно и отчетливо [3].

Уникальность позиции учителя как организатора образовательного процесса заключается в особой взаимосвязи («мудрец» и «учитель»). Признавая их равноценность в образовательном процессе, мы закрепляем приоритет за позицией «мудрец», как непосредственно относящейся к главной цели развивающего образования — формирование многосторонне и нравственно – образованного человека, готового к свободной и ответственной самореализации в обществе.

Педагогу, работающему в современной школе, реализующему современную Концепцию воспитания до 2025 года, реализующего Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, очень важно понять, что от его позиции зависит очень многое. Современный ученик начальной школы должен в результате обучения научиться, не только читать, считать и писать, показывать результат, но и научиться учиться. Одним из инструментов является формирование культуры умственного труда, который позволит выйти на самостоятельное конструирование собственной образовательной деятельности, поможет ребенку вырасти позитивно мыслящим, продуктивным и успешным человеком, способным достигать поставленных целей. Учитель не просто создает условия для получения новых знаний и умений, а задача стоит более широкая, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития каждого ученика. А для этого педагог должен хорошо разбираться в вопросах психологии, быть компетентным в вопросах семейного воспитания, быть эрудированным, коммуникабельным.

Учитель должен выступать в роли тьютора, который должен разобраться в способностях, возможностях своих учеников.

Ведущими направлениями развития современного образования можно считать: индивидуализацию образования; сопровождение детей с особыми образовательными потребностями (инвалидов, одаренных и др.); ориентацию на сохранение и сбережение здоровья обучающихся; профилизацию образования; активное внедрение в образовательный процесс проектных, исследовательских, информационно-коммуникативных и других инновационных технологий.

Следовательно, чтобы сохранить конкурентоспособность на рынке образовательных услуг педагог вынужден адаптироваться и изменяться, занимать новые гуманистические педагогические позиции, применяя в своей педагогической практике инновационные технологии.

Одной из таких позиций можно считать менторство – наставничество. Наставник выступает как советник, консультант, является моделью поведения для обучающегося, при необходимости играет роль критика, если это может облегчить достижение обучающимся поставленных целей.

Менторство осуществляется в нескольких видах: менторы могут привлекаться периодически к работе с группой или отдельными одаренными обучающимися для того, чтобы расширить их знания о мире профессий и специальностей, либо они могут систематически работать с малой группой или одним обучающимся над проектом на протяжении какого-то времени.

Особое внимание привлекает позиция педагога-тьютора. Некоторые исследователи тьюторства выстраивают в один синонимичный ряд с менторством, другие говорят о разнице этих понятий. Сравнительный анализ позволил увидеть отличное, сделать вывод о том, что понятие «тьюторство» значительно шире и позволяет наиболее глубоко осмысливать педагогу свою роль в профессиональном росте, учит его грамотно подбирать формы взаимодействия с обучающимся.

А. Керр следующим образом комментирует роль тьюторов в учебно-воспитательном процессе: «Почти все, что изучает обучающийся, можно получить из книг, но ничто не может заменить постоянного общения с человеком, который учит его мыслить и постоянно организовывать работу» [4].

В тьюторской работе реализуются ценности индивидуализации, свободы, самоопределения, осмысленного отношения человека к собственной жизни, своему будущему, перспективам, возрастному движению. Это напрямую связано с задачами гуманизации образования: научить человека использовать себя в связи со своими целями и образом будущего, видеть себя как потенциал и ресурс [2].

Именно педагог занимает одно из важнейших мест в жизни ребёнка, в его воспитании и развитии. При самом поверхностном наблюдении становится ясно, что действия, установки и позиции педагога при общении с детьми имеют огромное значение для определения пути, по которому пойдет развитие ребенка, его становление.

Мне, как и большинству педагогов, часто приходится думать и говорить о личности педагога, его профессионализме, стилях педагогического общения и т.п. Однако когда речь заходит о такой категории, как педагогическая позиция, которой придерживается педагог во взаимодействии с детьми, приходится надолго задуматься и невозможно быстро и однозначно эту позицию определить и сформулировать.

Профессиональная педагогическая позиция уникальна и единственна в своем роде. Она одновременно является и педагогически-личностной, выявляется во всякой встрече взрослого и ребенка, и педагогически-профессиональной, выявляется при создании условий достижения профессиональных, педагогических целей.

Настоящий педагог проходит нелегкий путь становления личности вместе со своими воспитанниками, отдавая им свои знания, свой опыт, свои силы, свою душу. Мне кажется, что предназначение человека, выбравшего профессию педагога и решившего посвятить себя формированию будущего поколения, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь становления и развития, каким бы он не был. Не тянуть за руку вперёд и не толкать в спину, а идти рядом и быть готовым вовремя подставить плечо.А еще, каждый день, общаясь с детьми, такими разными и неугомонными, стараться находить в этом радость и удовлетворение.

Подводя итог вышеизложенного, хочется отметить, что это мои рассуждения о педагогической позиции ещё раз убедили меня в том, что профессиональная позиция педагога - одно из важнейших условий развития личности ребенка, это единство сознания и деятельности педагога, где деятельность выступает одним из способов реализации его ценностей. Моя личностно-профессиональная позиция как педагога - это способ реализации моих собственных ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка.

Таким образом, выбор педагогом современных позиций необходим. Современные позиции педагога позволяют учитывать индивидуальные особенности обучающегося, способствуют построению продуктивного взаимодействия и сотрудничества в реализации индивидуальной траектории его развития, помогают педагогу осмысливать свои профессиональные затруднения, находить пути их преодоления, а впоследствии адекватно оценивать результаты собственной педагогической деятельности.

Педагог всегда был центральной фигурой в образовании. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность.

Список использованной литературы

Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогической профессии. - Минск, 1990. - С. 27

Беспалова Г. М. Тьюторское сопровождение: организационные формы и образовательные эффекты [Текст] / Г. М. Беспалова // Директор шк. – 2007. – № 7. – С. 51–58.

Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998. - С. 76-77

Дудчик, С. В. Тьюторское сопровождение: истории, технологи, опыт [Текст] / С. В. Дудчик // Школьные технологии. – 2007. – № 1. – С. 82.

Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. 2-е издание, переработанное и дополненное. Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. С. 195.

Цукерман Г.А., Слободчиков В.И. Мы, взрослые, и остальные люди // Семья и школа. 1989. № 11; 1989. № 12; 1990. № 1; 1990. № 2.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области