Урок литературы в восьмом классе.
Тема: Лирика 20 века о Великой Отечественной войне.
«Помните! Через века, через года, - Помните!».
Цель урока:
- формирование знаний у учащихся о советских поэтах-фронтовиках, о значении их поэзии в увековечивании Памяти подвига советского народа в Великой Отечественной войне.
Задачи:
- дать представление о Великой Отечественной войне через лирику советских поэтов;
- рассказать о патриотизме и героизме советских солдат и всего народа;
- показать стихами поэтов-фронтовиков, какой ценой было завоевано счастье;
- воспитание патриотического чувства.
Оформление кабинета:
- записи песен военных лет;
- портреты советских поэтов;
- репродукции картин: А.Пластов «Фашист пролетел», А.Дейнека «Окраина Москвы.Ноябрь 1941 года», плакат И.Тоидзе «Родина – мать озвет!2 и других в презентациях;
- выставка книг о Великой Отечественной войне, материалы из школьного музея.
Музыкальное сопровождение: фонограммы песен «Священная война», «Катюша», «Дороги», «Землянка», «Враги сожгли родную хату» и других.
Сценарий урока.
Оргмомент.
Ученик: Мужество. Анна Ахматова (читает наизусть).
Слово учителя: «Помните! Через века, через года, - Помните! О тех, кто не придет никогда, - Помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Великая Отечественная война…
Четыре года тяжелейших испытаний выпало на долю Советского Союза, нашей родины.
Сколько ужасов, смертей, потерь, горя и бед… Но сколько мужества, отваги, самоотверженности, героизма совершено советским народом в годы войны.
Ученик: Представители творческой интеллигенции не остались в стороне от борьбы с фашизмом.
С первых дней войны поэты, писатели, художники, артисты поддерживали высокий патриотический дух солдат на фронтах и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении тяжелых испытаний своим творчеством.
Прежде всего, проявила себя лирика, которая рассказывала о войне во всей полноте: о сражениях, о тяготах, о трагедии отступления в начале войны, о победах, о героизме солдат, о партизанах, о самоотверженности женщин и детей, о юных героях.
Ученик: Сороковые, роковые…
Великая Отечественная война вызвала творческий подъем самых разных поэтов – и признанных лириков, начинавших писать еще в предреволюционные годы (А.Ахматова), и пришедших в литературу в 20-30-е годы (Н.Тихонов, А.Сурков, А.Твардовский, Я.Смеляков, М.Алигер, Н.Ушаков, И.Сельвинский, О.Берггольц, П.Антокольский, М.Исаковский, К.Симонов, А.Тарковский и другие), и молодых фронтовиков, из которых на фронте и в послевоенные годы сформировалось новое поколение поэтов (С.Гудзенко, М.Дудин, М.Луконин, С.Наровчатов, В.Тушнова, А.Недогонов, П.Шубин, Н.Старшинов, А.Межиров, Ю.Друнина, С.Орлов, А.Фатьянов, Д.Самойлов, М.Львов, Е.Винокуров, Э.Асадов, М.Соболь, В.Жуков, В.Кочетков, Н.Панченко, А.Балин, Б.Окуджава, К.Ваншенкин и др.). Одни из них пришли в армию фронтовыми корреспондентами, другие служили рядовыми бойцами и офицерами. Многие военные стихи становились популярными песнями, которые исполняются и сегодня.
Уже в первые часы войны В.Лебедев-Кумач создал стихотворение «Священная война», положенное на музыку композитором А.Александровым. В песне отразился единый патриотический и героический порыв народа, ненависть к захватчикам. Пламенным призывом, обращенным ко всей стране, начинается это стихотворение: «Вставай, страна огромная, вставай на сметный бой!». Простые, не витиеватые слова легко запоминались каждому. Не случайно эта песня стала наиболее популярной в тяжелые годы Великой Отечественной войны, она торжественно и патетично звучала, когда с Октябрьского парада 1941 года на Красной площади бойцов провожали на фронт, действительна «на смертный бой».
Звучит песня «Священная война». Все подпевают.
Ученик: Муса Джалиль. Платок.
Ученик: Михаил Исаковский. Русской женщине. (отрывок).
Ученик: Эдуард Асадов. Письмо с фронта. (1, 2, 5, 6, 8 строфы).
Ученик: Семен Гудзенко. Перед атакой.
Ученик: Алексей Сурков. Безыменная.
Звучит песня «Землянка», все подпевают.
Ученик: Алексей Сурков. Песня защитников Москвы.
Учитель: Голосом осажденного Ленинграда стала поэтесса Ольга Берггольц. Ее мужественная поэзия, звучавшая по радио, вдохновляла бойцов, защищавших город, и находящихся в блокаде жителей. Она сама перенесла все ужасы блокадного Ленинграда. Ее стихи полны мужества и внутренней духовной силы, надежды на победу.
Ученик: Ольга Берггольц. «Из февральского дневника». Отрывок.. (Читает под стук метронома).
Ученик: Алексей Недогонов. Материнские слезы.
Ученик: Константин Симонов. Жди меня…
Звучит песня «Соловьи».
Ученик: Победа! Во имя живущих – Победа! Во имя грядущих – Победа! Войну мы должны сокрушить. Навстречу раскатам ревущего грома мы в бой поднимались светло и сурово. На наших знаменах начертано слово – Победа!
Ученик: Сергей Орлов. Его зарыли в шар земной…
Звучит песня «День Победы».
После песни все читают: «Именем солнца, именем Родины клятву даем!
Именем жизни клянемся павшим героям:
То, что отцы не допели, - мы допоем!
То, что отцы не построили, - мы построим!»
3.Заключительные слова учителя.
4. Выставление оценок.
5. Домашнее задание.