Методическая разработка воспитательного занятия «Что такое профессия?».
Современная государственная политика ориентируется на развитие профессионализма, обращенная к проблеме возрождения начального профессионального образования и реабилитации рабочего человека с высокой готовностью к качественному труду и инициативностью самореализации своего призвания.
Актуальность: У младших школьников с ограниченными возможностями здоровья отсутствует познавательная потребность, стремление приобретать знания. Следовательно, необходимо формировать мотивы, без которых дальнейшее обучение и воспитание потеряет смысл. Исходя из этого, были запланированы ряд занятий по циклу «Трудовое воспитание». Эти занятия направлены на формирование потребности в труде на собственное благо и благо общества. Занятия основаны на личностно ориентированном подходе: внушение уверенности в собственных силах и возможностях ребенка, признание в нем статуса ученика, человека – гражданина, Вся работа способствует решению следующих задач:
1.Привитие детям трудовых навыков в выполнении поручений и обязанностей, в процессе дежурства.
2.Формирование предпосылок трудовой деятельности и положительное отношение к труду. Коррекция двигательной активности и моторики, психофизических недостатков средствами труда.
Цель: Способствовать развитию интереса к профессиям людей.
Задачи:
Образовательные:
Подчеркнуть значение и огромную пользу всех без исключения профессий;
Подчеркнуть значение воспитания в себе дисциплинированности, трудолюбия, целеустремленности;
Расширять представление воспитанников о профессиях.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к труду людей различных профессий;
Воспитывать стремление хорошо учиться, приобретать новые знания.
Коррекционно - развивающие:
Развивать мышление посредством речевых высказываний на поставленные вопросы, путем рассуждений и предположений.
Развивать мелкую моторику руки посредством аппликации (подбора картинок и заклеивания).
Продолжать развивать умение работать группами.
Развивать умение рассказывать о проделанной работе.
Развивать аккуратность через выполнение практической работы.
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Качества |
Организационный Цель: Установить эмоционально –положительный контакт в группе. | Игра «Паутина» | Дети проговаривают слова, выполняют движения соответственно тексту. Вывод: От каждого участника зависит конечный результат труда. | Ответственность Дисциплинированность Целеустремленность |
1.Индуктор. Цель: Актуализация знаний детей о професии. | -Когда-то поэт В. Маяковский задумался над очень важной проблемой: У меня растут года, Будет мне семнадцать. Где работать мне тогда, Чем заниматься? -Придет день, когда закончится ваша учеба в школе и перед вами тоже встанет этот вопрос «Кем быть?» -Вы задумывались уже, кем хотите стать, когда вырастите? -Что нужно знать, чтобы правильно выбрать профессию? -Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на занятии? -Итак, что такое профессия? -Может ли человек получить профессию без подготовки? -Что нужно сделать, чтобы получить профессию? -Почему мы взрослые учим вас быть с детства дисциплинированными, трудолюбивыми, целеустремленными? Вывод: Только дисциплинированный, трудолюбивый, целеустремленный человек может быть хорошим работником и будет получать достойную заработанную плату. | Дети делятся своими мыслями, желаниями Предположения, предпочтения -Профессия – это определенное дело, работа, которым занимается человек и за это получает заработную плату (словарь Ожегова) -Хорошо учиться в школе, потом в специальном училище, … …ответы детей | Мышление посредством речевых высказываний на поставленные вопросы. Память путем воспроизведения ранее полученных знаний Мышление путем умения рассуждать, строить предложения, пользоваться словарем, делать выводы, умозаключения. |
2.Самоинструкция. Цель: включение в ситуацию и решение поставленной задачи. | -На свете очень много разных профессий. Сейчас нам нужно отгадать загадки, чтобы решить этот кроссворд «Такие разные профессии». | Отгадки: повар, врач, учитель, космонавт, садовник, строитель, маляр, художник, шофер. | Логическое мышление |
3.Социоконструкция Цель: Закрепление знаний воспитанников о взаимосвязи профессий путем проговаривания в громкой речи. | Все профессии важны и нужны. Докажите это. -Итак, мы убедились, что все профессии нужны и важны. Чтобы лучше запомнить, выполним такое задание. Максим будет читать стихотворение, а вы хором добавляйте недостающее слово. Труд строителя всем …(нужен), Нужен нам и вкусный …(ужин), Доктор нужен, чтоб …(лечить), А учитель, чтоб …(учить), Летчик нужен, чтоб …(летать), Ну - а ты, кем хочешь стать? Вот об этом вы должны задумываться уже сейчас. Вывод: Прекрасных профессий в мире не счесть, и каждой профессии – слава и честь! | Умение анализировать Умение планировать | |
4.Социализация Цель: Учить воспитанников самостоятельно работать в группах, развивать коммуникативные навыки. | Задание: На столах лежат карточки, на них написаны слова. Вам нужно найти лишнее слово. Вопрос: какое слово оказалось лишним? Почему? Задание: нужно вернуть все инструменты владельцам. Заклейте в пустые клеточки картинки с изображением нужных инструментов. | Работа по группам. | Коммуникативное общение, мышление. Наглядно – действенное мышление Коммуникативное общение |
5.Афиширование Цель: Учить строить логическую связь рассуждений. | Анализ выполненных работ. Вывод: Каждому делу – свой инструмент. | Дети рассказывают о выполнении задания, высказывают свое мнение о работе другой группы. | Самоконтроль Взаимоконтроль Диалогическая речь |
6.Рефлексия | -О чем мы сегодня говорили? Что нового узнали? Я понял…, хотел бы узнать… | Выдвижение гипотез и их обоснование. Я понял… Мне понравилось … | Эмоциональное состояние путем речевого высказывания |