Принципы реализации проектно-целевых технологий ФГОС
В рамках нового ФГОС необходимость разработки проектно-целевых технологий реализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования определяется тем, что образовательные учреждения в новых условиях должны определять содержание своих образовательных программ в тесном контакте с заинтересованными работодателями и представителями профессионального сообщества. Поиск партнеров, установление с ними диалога и мотивация их к участию в реализации образовательного процесса требует от учебного заведения разработки соответствующей стратегии, основанной на проектном подходе, способном заинтересовать всех участников и обеспечить продуктивное взаимодействие.
В контексте реализации ФГОС, подготовка современного специалиста на основе проектно-целевого подхода – это совместная практико-ориентированная деятельность личности, образовательных учреждений и профессионального сообщества, направленная на решение текущих и перспективных задач в сфере кадрового обеспечения общественного производства.
Реализация проектно-целевых технологий ФГОС может быть основана
на следующих принципах:
- принцип интеграции, который проявляется в институциональной, инфраструктурной и субъектной интеграции, интеграции образования с наукой и производством, теории и практики, учреждений профессионального образования различных уровней;
- принцип полипарадигмальности, включающий потенциал иных методологических подходов при реализации отдельных целевых проектов;
- принцип партисипативности (соучастия), проявляющийся в вовлечении в процесс управления развитием образовательной сферы профессиональных сообществ через социальное партнерство, форсайт-проекты, организацию и деятельность корпоративных институтов, образовательных кластеров;
- принцип сетевой организации профессионального образования, в соответствии с которым оно структурируется в регионе по различным логическим основаниям: 1) по уровням образования – путем объединения близкопрофильных учреждений одного уровня и путем создания многопрофильных образовательных комплексов (НПО + ВУЗ, СПО + ВУЗ, НПО + СПО + ВУЗ); 2) объединение образовательных учреждений и производства; 3) формирование отраслевых образовательных кластеров;
- принцип креативности, детерминирующий развитие проектной культуры субъектов интеграционных процессов и их участие в разработке и реализации управленческих, научно-образовательных и научно-производственных проектов;
- принцип акмеологичности, влияющий на определение траекторий образовательного роста каждого обучающегося; интегрированное и целенаправленное воздействие на развитие социально-профессиональных свойств личности, формирование готовности обучаться всю жизнь и планирование карьеры, внедрение технологий опережающего обучения.
Проектно-целевой подход ориентирован в первую очередь на решение задач совершенствования регионального образовательного пространства. Территориальная организация отечественных социально-экономических институтов во многом предопределяет закономерности и тенденции развития образовательной системы. Профессиональное образование в России сегодня находится под определяющим воздействием институциональных и структурных изменений рынка труда, при этом, впрочем, рынок труда не может формировать рынок образовательных услуг, последний всего лишь реагирует на его сигналы.
Проектно-целевой подход позволяет преодолеть инерционность системы профессионального образования, ее приверженность начальным импульсам рыночной трансформации рынка труда, потерявших актуальность к настоящему моменту, пересмотреть диспропорции структуры квалифицированной рабочей силы, повысить роль и значение специфических знаний, навыков и умений работников, снять противоречия финансирования развития региональной образовательной системы.
Проектно-целевая технология представляет собой комплекс алгоритмизированных процедур, ориентированных на разработку, экспертизу, внедрение и поддержание целевого проекта в сфере развития региональной системы профессионального образования. У технологии проектно-целевого подхода (в её общем понимании) есть совокупность составляющих её этапов (функций), входы-выходы (информационные и материальные) и самое главное – результат, обладающей ценностью для потребителя. Технология проектно-целевого подхода может рассматриваться в трех аспектах:
- научном – как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели развития образовательных систем и проектирующая педагогические процессы;
- процессуальном – как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, действий и средств проектирования развития образовательных систем;
- деятельностном – осуществление технологического (управленческого) процесса, функционирование инфраструктурных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Можно выделить отличительные черты технологии проектно-целевого подхода к реализации ФГОС, которые дают ей преимущество по сравнению с аналогами.
- Простота. У сотрудников заказчика (представителей региональных органов управления образованием, учреждений НПО/СПО, структур профессионального сообщества), участвующих в реализации ФГОС, не должно возникать никаких трудностей и проблем. Технология должна быть понятна широкому кругу специалистов с разным уровнем профессиональной подготовки.
- Интегрированность (универсальность). Технология построена на базе взаимосвязанных методик и инструментальных средств в сфере управления образовательными системами и применима к решению широкого спектра задач. Технология реализует системный подход при решении задач и проблем региональной системы профессионального образования. Технология состоит из этапов, которые образуют непрерывную цепочку, на выходе имеющую строгое соответствие требованиям ФГОС.
- Формализованность. Технология состоит из чётких алгоритмов, правил, моделей и схем, исключающих их многозначное толкование и неопределённость на всех этапах.
- Широта применения. Технология одинаково эффективна для реализации проектов различного масштаба и прикладного назначения.
Главные преимущества технологии проектно-целевого подхода, описанные выше, достигаются за счет следующих факторов:
- Применение современных информационных технологий;
- Применение современных знаний и методов системного анализа и
управления;
- Бенчмаркинг (заимствование) наиболее успешного опыта и знаний;
- Разработка и применение уникальных авторских технологий;
- Высокая степень интеграции технологий, методик и инструментальных средств;
- Применение простых (для презентации и для обучения рабочей группы заказчика) и сложных моделей (для тех, кто реализует данную технологию);
- Применение чётко формализованных пошаговых схем реализации технологии.
Проектно-целевые технологии реализации ФГОС направлены на решение следующих приоритетных задач функционирования образовательного учреждения:
- занятие устойчивых позиций на рынке образовательных услуг;
- выработка оптимальной линии поведения и взаимодействия с партнерами, клиентами и конкурентами;
- конкретизация гарантий качества образования и трудоустройства выпускников;
- принятие эффективных управленческих решений в сфере интеграции образования и производства на уровне учреждения профессионального образования.
Изученный опыт современной российской профессиональной школы позволяет нам выстроить следующую классификацию проектно-целевых технологий реализации ФГОС:
- организационные – направлены на установление и поддержание конструктивного диалога с работодателя и представителями профессионального сообщества, включению их в образовательный процесс;
- методические – связаны с переподготовкой преподавательского состава, ориентацией их на применение компетентностного подхода и разработкой методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
- опережающие – основаны на инновационной парадигме построения образовательного процесса, позволяют решить прикладные задачи подготовки специалиста, востребованного на рынке труда в изменяющихся условиях производственно-технического пространства.
Вне зависимости от классификационных признаков, каждая проектно-целевая технология включает в себя ряд обязательных структурных элементов:
- определение целевых аудиторий, взаимодействие с которыми полагается необходимым;
- формулировка цели и задач;
- определение проектов в их временной последовательности;
- содержание проектов;
- ресурсные модели проектов;
- средства работы.
Грамотная реализация ФГОС возможна лишь при соответствующем уровне готовности преподавательского состава образовательного учреждения, которая достигается поэтапной научно-методической работой.
Соответственно, одна из базовых групп проектно-целевых технологий ориентирована на формирование представлений о стандартах нового поколения у педагогического коллектива. В рамках данной группы решаются следующие задачи:
- создание необходимых организационных и методических условий для работы коллектива по проблеме;
- изучение и обобщение имеющегося опыта по формированию общекультурных, общепредметных, специальных предметных и профессиональных компетенций будущих специалистов;
- разработка критериев сформированности основополагающих профессиональных компетенций будущих специалистов;
- создание и подбор соответствующих диагностических методик.
Мотивация членов педагогического коллектива на реализацию ФГОС подразумевает создание условий для освоения и внедрения высокоэффективных педагогических и информационных технологий в управлении качеством образования, создание условий для перехода к работе на основе ФГОС, изучение ФГОС нового поколения преподавателями (как самостоятельно, так и на семинарах различных уровней), переработку учебных планов и программ подготовки будущих специалистов в соответствии с требованиями ФГОС.
Следующая группа проектно-целевых технологий направлена на апробацию стандартов нового поколения средствами высокоэффективных педагогических и информационных технологий. Это позволяет достичь:
- внедрение методов управления качеством подготовки специалистов через контрольное отслеживание каждого этапа обучения, его анализ и принятие конструктивных решений;
- организацию учебного процесса, практического обучения, воспитательной работы на основе использования высокоэффективных педагогических и информационных технологий;
- разработку методических рекомендаций, программ, пособий, обеспечивающих формирование общепредметных, специальных предметных и профессиональных компетенций студентов;
- применение исследовательского мониторинга и диагностики в использовании прогрессивных методов организации учебно-воспитательного процесса;
- переработку рабочих учебных программ, программ итоговой государственной аттестации, учебной, производственной и государственной практики, учебно-методических комплексов в соответствии с новыми требованиями ФГОС;
- создание учебных и методических пособий, рекомендаций по дисциплинам с учетом изменений ФГОС.
Наконец, третья группа проектно-целевых технологий призвана осуществить анализ результативности работы образовательного учреждения по внедрению ФГОС. Здесь происходит:
- обобщение опыта организации учебного процесса, практического обучения, воспитательной работы в решении проблемы управления качеством образования;
- анализ, обобщение и распространение опыта работы педагогического коллектива по проблемам реализации ФГОС;
- мониторинг эффективности реализации плана работы педагогического коллектива по методическому обеспечению образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
- анализ внутренней и внешней образовательной среды, требований программных документов, регламентирующих содержание и развитие профессионального образования.
Источники информации
1. http://window.edu.ru/ ФГОС СПО третьего поколения