Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Статья "Обучение дошкольников количественному счету в режимных моментах"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Обучение дошкольников количественному счету в режимных моментах.

Основу математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому часто возникают трудности с тем, чтобы объяснить ребенку, что такое число, цифра.

Поскольку в группе не все дети в полной мере ориентируются в количественном счете, я решила обратить внимание на упражнение в счете в режимных моментах, где использую работу с подгруппами, а также индивидуально с некоторыми детьми.

В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее, можно учить дошкольника счету на конкретных предметах.Он понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. А почему бы не посчитать предметы «между делом», я считаю, что режимные моменты очень подходят, чтобы упражняться в счете.

Со счетом мы сталкиваемся всегда и везде. Поэтому день в детском саду невозможно представить без количественного счета.

Утренняя гимнастика

Наш день в детском саду начинается с утренней гимнастики. Можно сказать, что счет вне движения невозможен.

Здесь мы приобщаем детей к здоровому образу жизни и соотносим счет с движением, кроме того проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой, эмоциональной, а также хорошо развивает слуховое восприятие. Особенно это важно для некоторых детей, которые в группе плохо говорят. Таким детям я уделяю особенное внимание.

Физкультминутки

Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физкультминутки, которые необходимы в каждой непосредственной деятельности. С некоторыми детьми физкультминутки заучиваем индивидуально.

В результате заучивания физкультминуток, дети часто сталкиваются со словами-числительными, эти слова произносимые по порядку, являются не чем иным, как речедвигательным стереотипом, а не пониманием значения числа. А ритмическое называние слов считалок помогает более четко отличать отдельные элементы множества, воспринимаемые на слух и воспроизводимые в движении. Например, я использую в образовательной деятельности такую физкультминутку.

Считалки

Главное в считалке всё-таки то, что она является как бы прелюдией к игре. А в игре дети сплачиваются. Когда проводится ритуал считалки и дети дотрагиваются до груди участников, это позволяет им устанавливать между собой дружеский контакт, показывая друг другу доверие.Считалочки относятся к детскому фольклору. Они тренируют память, а главное – помогают выбрать ведущего для игр и последовательность игроков. Рифмованные считалки развивают чувство ритма и речь, логику и четкость мышления, тренируют детскую память, что полезно для каждого человека не зависимо от возраста, упражняют в счете. Считалок придумано великое множество от самых коротеньких, до полновесных длинных стихов. В нашей группе у детей одна из любимых считалок как раз со счетом. Даже Андрей, который очень смущается от внимания окружающих с решимостью выходит и выбирает водящего считалкой.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф-паф! Не попал,

Серый зайчик убежал!

Гигиенические процедуры

Выполняя гигиенические процедуры я предлагаю детям посчитать сколько всего кусочков мыла приготовлено для них в умывальной комнате, а у каждого куска мыла есть домик – это мыльница, определяем равное количество мыла и мыльниц, их поровну. При умывании определяем что бывает у человека по два (два уха, два глаза, две руки, две ноги), что бывает по одному (один нос, один рот).

Подготовка к приему пищи так же проходит со счетом. К нам в гости недавно приходил Незнайка и дети с удовольствием научили его правильно сервировать стол. При этом считали ложки (ребенок берет ложки правой рукой и раскладывает их справа от тарелки), я предложила детям ответить на вопрос: «Сколько всего накрытых столов ждет ребят?», « Сколько чашек на столе?».

Подготовка к занятиям (ОД)

Большая нагрузка при освоении счета приходится на механическую память, а не мыслительную операцию. Для того чтобы ребёнок не осваивал его на формальном уровне, на первых порах этот процесс следует обязательно сопровождать предметными действиями: откладыванием, показыванием, а также проговариванием вслух. Например, сколько кисточек в стакан мы поставили и приготовили к занятиям, отсчитываем их вместе с ребенком и проговариваем: « Одна кисточка, две, три, четыре. Всего четыре кисточки мы поставили в стакан» и др. Для этого поручения по подготовке я беру детей, у которых возникают проблемы в отсчитывании предметов.

Подготовка к прогулке

Прежде чем отправиться на прогулку мы наводим порядок в группе: собираем игрушки и расставляем их по местам, убираем пособия и материалы, которые использовались в образовательной деятельности, при этом считаем сколько машинок поставили в гараж, сколько книг заняли свои места в библиотеке. При одевании даю задание найти парные предметы в окружающей обстановке. Например, два ботинка, две варежки, два рукава у куртки; « Найди, что одно»; « Найди, чего три».

Прогулка

На прогулке стараюсь постоянно упражнять детей в счете: мы считаем ведра, формочки, лопатки, листья, тропинки, кусты, цветы, насекомых, птиц, животных.

 1.« Считаем шаги». При этом закрепляем навыки счёта, учимся двигаться в заданном направлении.

Я предлагаю ребёнку сделать 2шага вперёд, 3шага влево, 4шага назад, 1шаг вперёд. 

2. «Раз, два, три, камешки найди». Упражняем в количественном счёте.

Я предлагаю собрать детям на участке камешки и посчитать их.

3.«Что бывает по 4?» Учимся соотносить числительное с каждым из предметов.

Дети называют: четыре пуговицы на куртке, четыре лапы у кошки, четыре ножки у скамейки и т.д.

4.«Сколько птиц прилетело к кормушке?». Упражняю в количественном  счёте. Закрепляем название птиц живущих в нашем городе. (Воробьи, голуби, вороны, чайки…)

Насыпаем в кормушку корм, понаблюдаем за прилетающими птицами. Считаем, сколько прилетело, сколько улетело, сколько осталось около кормушки.

 Учимся сравнивать две группы предметов. Закрепляем счёт.

5.Предлагаю мальчикам найти камешки, а девочкам собрать прутики. Спрашиваю, кто собрал больше? Что надо сделать, чтобы было поровну?

6.«Сколько едет по дороге машин или автобусов», «Сколько идет пешеходов».

Таким образом во время прогулки открывается особенно широкие возможности обучения детей счету, так как прогулка состоит из

-наблюдения

-труда

-игр организованных взрослым

-самостоятельных игр

-индивидуальной работы с ребенком

Каждый из перечисленных видов деятельности заключает в себе возможности обучения детей количественному счету.

Подготовка к дневному сну

Считаем, сколько пуговиц расстегнули на рубашке, считаем и сравниваему кого больше пуговиц на одежде, у кого больше молний на одежде, часто играем в игру «Что бывает по два в одежде» и т.д.

Подъем детей

Ежедневно в ДОУ при подъёме детей после дневного сна я использую

дыхательную гимнастику, например,«Паровозик». Прошу ребенкаизобразить паровоз. Стоя, он должен делать поочередные движения руками, произнося «чух-чух», а останавливаясь, говорить «ту-ту». Предлагаю посчитать сколько паровозиков уже проснулось, так же я использую бодрящую гимнастику со счетом, например,

«Дождик»

И.п. Сидя, ноги скрестить «по-турецки». Сверху пальнем правой руки показать траекторию ее движения, следить глазами.

Капля первая упала - кап!

То же проделать другой рукой.

И вторая прибежала — кап!

2.И.п. то же. Посмотреть глазами вверх, не поднимая головы.

Мы на небо посмотрели - раз

Капельки «кап-кап» запели два

Намочились лица - три

3.И.п. то же. Вытереть лицо руками, встать на ноги.

Мы их вытирали - четыре

4.И.п.: о.с. Показать руками, посмотреть вниз.

Туфли, посмотрите, мокрыми стали -пять

5.И.п.: о.с. Поднять и опустить плечи.

Плечами дружно поведем

И все капельки стряхнем.

6.И.п.: о.с. Бег на месте. Повторить 3-4 раза

От дождя убежим.

7.И.п.: о.с. Приседания.

Под кусточком  посидим.

Количественный счет мы упражняем и в ходьбе по дорожке здоровья, предлагаю сосчитать коврики (каждый раз выкладываю коврики разного количества). Обращаю внимание, что итоговое количество ковриков не будет зависеть, с какой стороны мы их посчитаем.

Самостоятельная игровая деятельность детей и развивающая предметно-пространственная среда.

Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей.

В целевых ориентирах ФГОС ДО самостоятельность и способность выбирать себе род занятий являются первостепенными.

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о развивающей предметно-пространственной среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

У нас в группе есть центр сенсорной и математической активности, где детям доступны различные игры, которые помогут ребенку в упражнении счету: палочки Кюизенера, счетные палочки и многое другое. Но играть и считать можно в любом центре активности: природы, экспериментирования, конструирования, безопасности, познавательного развития, патриотического воспитания. Например, у нас в группе мы любим встречать гостей, сегодня мы ждем куклу Машу и ее друзей, будем угощать чаем, для этого сервируем стол. Здесь без счета никуда.

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.

 Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в нашей группе правильно организованной предметно-пространственной среды, которая позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать  чувства и поступки, аргументировать свои выводы.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области