Применение метода кейса в «жужжащих группах» воспитателей ДОУ
Цель мероприятия – научить воспитателей анализировать проблему при работе с семьями группы риска и выработать всевозможные пути решения.
Ход мероприятия
Ведущий: Уважаемые педагоги! В своей деятельности мы часто сталкиваемся с различными ситуациями в детском саду, которые ставят нас в затруднительное положение. Эти ситуации могут быть связаны с детьми и родителями. Если с детьми мы чаще можем найти решение и повлиять на них, то с родителями это намного сложнее. Сегодня вам будут даны ситуации на рассмотрение, которые могут произойти в любой группе детского сада. Ваша задача- подумать и предложить решение или выход из данной ситуации. Работать мы будем в группах. После того, как вы обсудите и будете готовы к ответу, мы прослушаем каждую группу и обсудим ситуацию.
Воспитатели разбиваются на 4 группы по 4-6 человек. Каждая группа получает свой кейс, все кейсы отличаются друг от друга, что позволит расширить знания и алгоритм действий у педагогов в работе с семьями группы риска различных видов.
1 кейс: В саду, когда все дети играли, одна девочка весь день просидела тихо и не хотела вступать в игру. Вид у нее был очень уставший. Когда воспитатель подошла и спросила: «Анечка, что с тобой?». Девочка ответила, что мама сидела всю ночь с незнакомыми дядями и тетями и пила вино, при этом они сильно шумели и не давали спать.
Проанализируйте, как влияет поведение матери на состояние девочки? Какую помощь можно оказать девочке в данном случае?
2 кейс: В сад пришел мальчик и играл со всеми, но воспитатель заметил, что при поднятии руки мальчик морщится от боли. Потом, когда ребята стали переодеваться на дневной сон, воспитатель заметил, что рука мальчика в синяках. На вопрос воспитателя: «Никита, что с твоей рукой? Откуда синяки?» Мальчик ответил, что разбив дома кружку, мама избила его тапками по руке.
Что нужно делать воспитателю в данной ситуации?
3 кейс: В конце дня за Ваней пришла бабушка и мальчик, увидев ее расплакался. Воспитатель спросила его «Ваня, почему ты плачешь? Ты не рад видеть бабушку?» На что мальчик ответил, что это значит, что мамы опять нет дома и вообще, её часто нет дома. Бабушка сказала воспитателю, что мама Вани много работает и ездит в командировки, папа вообще ходит в море на полгода, Ваня сильно переживает и скучает по родителям, особенно по маме. Хотя у мамы Вани есть возможность не работать или изменить график, она этого делать не хочет, так как считает карьеру очень важной составляющей в жизни.
Как детский сад может помочь Ване?
4 кейс: Дима всегда был опрятно одет, но в последнее время стал неряшливым и отстраненным. При беседе с отцом выяснилось, что родители развелись и мальчик остался с папой. Папа развода не хотел и ушел в затяжную депрессию, забыв про сына. Мама мальчика приезжает увидеть его только 2 раза в месяц. Мальчик потерял интерес ко всем играм и занятиям.
Как может помочь Диме воспитатель детского сада?
При рассмотрении кейсов каждая группу выступает с предложением по решению проблемы. Другие группы дополняют ответ. Происходит обмен опытом и находится несколько вариантов решения. После обсуждения всех кейсов приходим к выводу, насколько важна своевременная помощь воспитателя в виде взаимодействия с ребенком и родителями, а также с социальными педагогами, психологами, а иногда и другими службами, если ситуация выходит из-под контроля.