Название/тема | «Весна пришла» |
Возраст/группа | Речевая |
Культурная практика | Развитие речи |
Задачи | 1. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, проталинка, ручей, птички, набухать); закреплять умение детей образовывать уменьшительно – ласкательные существительные; - подбирать слова с противоположным значением; - подбирать существительные и прилагательные, характеризующие весну, солнце, почки.2. Развивать связную речь при помощи составления описательного рассказа о весне; мышление; память; 3. Воспитывать бережное отношение к природе. |
Культурно-смысловой контекст/ключевые слова | набухают, проталины, сажают, белый медведь, Север, зеленеет. |
Источник/автор | Собственная разработка |
Использование материала детского календаря | _________ |
Комментарии (замечания, наблюдения): | |
Материалы и оборудование | Фотографии зимней природы. Посылка, «Цветик-семицветик». Электрическая гирлянда. Иллюстрации с изображением флоры и фауны Крайнего Севера. Оборудование для опытов |
Возможное продолжение занятия | Музыкальное занятие |
Организационный момент.
Станем рядышком, по кругу, скажем "Здравствуйте!" друг другу. Нам здороваться не лень: всём "Привет!" и "Добрый день!"; если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся. – ДОБРОЕ УТРО!!!
Вводная часть:сядет тот, кто будет внимательный.
Я называю слово, а вы называете его ласково:
Солнце – солнышко
Луч-лучик
Птица-птичка
Туча-тучка
Лист-листочик
Ветер-ветерок
Ручей-ручеек
Проталина-проталинка
Облако-облачко
Основная часть:
Основные приметы весны. Сегодня утром я получила письмо. На нем написано: «ребятам группы «Пчелка»».
Посмотрим от кого оно. Посмотрите, пожалуйста, на конверте кто-то нарисован. Кто же это? (демонстрирую детям конверт) Белый медведь.
Прочитаем, что пишет нам белый медведь.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Умка. Я живу на Севере. Здесь очень холодно, все покрыто льдом и снегом. Однажды, когда я лежал на льдине, мимо пролетали птицы. Они сказали, что летят очень далеко, туда, где уже наступила весна. А что такое «весна», я не знаю. Очень прошу вас, ребята, расскажите, пожалуйста, мне о весне. Буду ждать ответа».
Вот такое письмо прислал нам медведь Умка.
Какое сейчас время года?
Так давайте и расскажем Умке о весне?
После какого времени года наступает весна?
Назовите весенние месяцы по порядку.
Какой сейчас месяц?
игру «Подбери слова»
- Солнце весной какое? +Яркое, высокое, теплое.
- Почки (какие?) -… +Зеленые, пахучие, липкие, маленькие.
-Небо весной какое? + (голубое, высокое, чистое)
-Скажите, солнце весной что делает? + Греет, припекает, светит.
-А ручьи? + Бегут, журчат, шумят.
-Что делают птицы весной? + (вьют гнезда, поют, чирикают, свистят)
игра «Скажи наоборот»
«Зимой снег чистый, а весной …(грязный)
Зимой дни холодные, а весной …(теплые)
Зимой солнце тусклое, а весной…(яркое)
Зимой погода часто пасмурная, а весной…(ясная)
Зимой световой день короткий, а весной ….(длинный)
Динамическая пауза «Весна»
Солнышко-солнышко, золотое донышко Руки поднимаем вверх
Побежал в саду ручей сложить ладони рук вместе перед грудью и продвигать их вперед по ломаной линии
Прилетело сто грачей имитируем движения руками (как крылья у птиц)
А сугробы тают, тают медленно приседаем
А цветочки вырастают медленно поднимаемся.
А чтобы Весна шагала быстрее, давайте вспомним с вами ее приметы. Вставайте в круг. Вот вам сундучок, в нем таинственный клубок. Кто этот клубок в руки возьмет – тот примету весны назовет! Например: весна пришла потому, что пригревает солнце на свои, цветущая, шумная).
А еще вместе с письмом Умка прислал нам картину, где художник все перепутал. Умка попросил вас разобраться и составить картину о весне.
Игра «Путаница»
Работа с фланелеграфом. (дети по вызову воспитателя выбирают приметы весны и выкладывают их на свободный фланелеграф, остальные ребята проверяют.). В. Все правильно? Ничего не забыли? Молодцы! Так, какое же время года у нас получилось?
Как вы думаете, каким цветом можно обозначить весну?
А почему? Приметы, какого времени года остались здесь (показываю на фланелеграф, где была путаница)
Какая красивая получилась у нас картина, так и хочется о ней рассказать. Так много картинок, что мои глаза устали, а ваши?
Гимнастика для глаз.
Вот стоит весенний лес В нем много сказок и чудес. (выполняют круговые движения глазами) Слева-сосны, справа - ели. (глазами влево - вправо)
Дятел сверху тук да тук. (глазами вверх- вниз)
Глазки ты закрой- открой, и скорей беги домой!
А сейчас послушайте мой рассказ о весне.
Составление рассказа о весне В. Наступила весна.
Весной солнце греет теплее. Земля оттаивает и журчат ручьи. На проталинах появляются первые цветы. Деревья и животные весной просыпаются. Дети одеваются по-весеннему. Они рады весне, пускают кораблики и помогают взрослым - копают, сажают. Вам понравился мой рассказ?
-А теперь вы попробуйте рассказать сами.
Но нам нельзя забывать про письмо. Ведь Умка ждет ответ. Я предлагаю вечером вам нарисовать рисунки о весне, напишем рассказ, который у нас получился, и Умка будет все знать об этом времени года.
Заключительная часть:Давайте вспомним, чем мы занимались на занятии, что вам понравилось (если дети затрудняются задаю наводящие вопросы, например: кто вам письмо прислал?) 3-4 предложения.