Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование экологических знаний у дошкольников старшего возраста средствами дидактических игр

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формирование экологических знаний у дошкольников старшего возраста средствами дидактических игр.

Ольга Александровна Леонтьева, воспитатель

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 383 г. Челябинска» г. Челябинск, Россия

Научный руководитель: Галянт Ирина Геннадьевна к.п.н., доцент,

ФГБУ ВО ЮУрГГПУ, Челябинск, Россия

Аннотация: В статье рассматривается необходимость экологического воспитания детей начиная уже с дошкольного возраста. Одним из средств экологического воспитания являются дидактические игры, которые формируют экологические знание у детей старшего возраста.

Ключевые слова: экология, экологическое образование, воспитание, дидактические игры, старший дошкольный возраст.

Formation of ecological knowledge at the senior preschool age by means of didactic games.

Leont'eva O. A.

Student

Fsbi IN the South Ural state University Chelyabinsk, Russia

Research supervisor Galyant Irina Gennadievna

Ph. D., associate Professor,

Fsbi IN South Ural state University, Chelyabinsk, Russia

Abstract: the article considers the necessity of ecological education of children starting from preschool age. One of the means of environmental education are didactic games that form environmental knowledge in older children.

Key words: ecology, ecological education, upbringing, didactic games, senior preschool age.

А что же такое экология? Наука о живых организмах, которые взаимодействуют между собой и окружающей средой, о деятельности человека с природой.

Все знают о неблагополучном состоянии планеты как результате нерационального, а порой и варварского истребления ресурсов земли для получения максимальной прибыли, и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения. И как результат такой деятельности человека возникают общепланетарные экологические проблемы влияющие на качества жизни людей, ухудшение здоровья взрослых и особенно детей

В настоящее время экологическое образование является первым направлением системы общего образования подрастающего поколения, в том числе дошкольников. Экологическое образование, прежде всего, содержательное общение с природой, без него невозможно воспитать человека, способного жить в гармонии с природой, эмоционально и бережно к ней относиться. Именно в этот период маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли, любить и понимать природу, воспринимать себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от нас - взрослых, участвующих в его воспитании.

Ребенок должен понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь простейшее представление о взаимосвязях неживой природы, мира растений и человека, поэтому приняты законы РФ "Об охране окружающей природной среды"(от 10.02.2002г.№773) и (29.12.202г.№273-ФЗ)"Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения [6].

Темой экологического воспитания и ознакомления детей с природой занимались педагоги (Л.А.Каменева, С.А. Веретенникова, П.Г. Саморукова, Л.М. Маневцева, С.Н. Николаева.). Ими разработаны комплексные программы экологического образования, которые посвящены детям дошкольного возраста. Умственное воспитание детей заключается не только в том, чтобы

дать им знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности. Обучение развивает ребенка тогда, когда предоставляет возможность открывать, творить, рассуждать, спорить.

Старший дошкольный возраст считается очень благодатным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются основы развития и познания себя как части природы. Одним из наиболее эффективных средств для решения задач по экологическому воспитанию являются дидактические игры [1].

Все дидактические игры имеют как воспитательные, так и обучающие значение. Но для играющих детей воспитательно - образовательное значение игры не выступает открыто, а осуществляется через игровую задачу, игровые действия, правила. И через игру ребенок получает удовольствие, радость и с легкостью усваивает новые знания, так считал К.Д.Ушинский. Д.В. Менджеринская, Е.И. Тихеева, А.С. Макаренко так же придерживались этого мнения [4].

В игре дети закрепляют новые знания, расширяют кругозор и систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Дети дошкольного возраста играя дидактическими играми могут наблюдать за живым объектом и изучать его особенности роста и ухода за ним, рассказать новое, интересное. Так же формируется бережное отношение к природе. Игра помогает глубже чувствовать и узнавать окружающую среду, которая влияет на дальнейшее учебное и творческое воображение.

Дидактические игры бывают разные в зависимости конкретно от поставленной задачи: -дидактические игры с предметами. Здесь используются игрушки, реальные предметы, объекты природы. Например: «Посмотри и запомни», «Чудесный мешочек», «Наведи порядок», «С чьей ветки детки». Эти игры учат сравнивать и различать характерные признаки. В этих играх также используют объекты природы: листочки деревьев, семена растений, камушки, ракушки, цветы, овощи, шишки, веточки [1].

В процессе этих игр дети тянутся к природе, учатся беречь цветочки, листочки, деревья и все окружающее рядом.

-настольно - печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире. Например: «Чьи детки», «Овощи», «Сложи кубики», «Зоологическое лото», «Домино», «Растения», детям дается не сам предмет, а его изображение.

-словесные игры отличаются тем, что в процессе решения обучающей задачи осуществляется в уме и без опоры на наглядность, и тем самым закрепляются знания о функциях и действиях предметов. Эти игры развивают память, внимание, речь, сообразительность. Например: «Мой дом», «Дома зверей», «В воде, воздухе, на земле», «Какое время года?», «Нужно - не нужно» [5].

-игры-путешествия сходны со сказкой, ее развитием, чудесами. Они отражают реальные события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодоление, необходимое - через интересное. Все это происходит в игровых действиях, что ребенка радует. Например: «Поле чудес», «Объяснялки», «Путешествия во времени». Эти игры дают умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей.

-игры - поручения имеют те же элементы, что и игры - путешествие, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с игрушками, предметами, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия основываются на продолжении что-то сделать: Например: «Собери в корзину все предметы красного цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».

Николаева С. Н. считает, что в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью и отмечает, что усвоенные знания о природе при помощи игры, вызывающее переживания, не может не оказать влияния на

формирование у них бережного отношения к объектам растительного и животного мира [3].

Также Галянт И.Г.считает, что когда ребенок знакомится с окружающим миром , он проходит важный этап формирования личности [2].

Игры экологического содержания целиком зависят от создания условий и правильного их использования. Эти игры помогают детям усвоить качество предметов природы и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе. Формирует у детей мотивацию к познанию, способствует формированию отзывчивости, как одно из необходимых нравственных качеств

Игры помогают ребенку увидеть неповторимость не только определённого живого организма, но и всей экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство человека в природу может повлечь за собой существенные изменения.

Список литературы:

1. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада / А.К. Бондаренко – М., 2008

2. Галянт, И.Г. Контактная импровизация в психолого-педагогической работе с детьми [Текст] / И.Г. Галянт, Е.В. Секерина // Актуальные проблемы дошкольного образования: современные концепции и технологии дошкольного образования: материалы XV Международной науч.-практ. конф., – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. – С.116-119.

3. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. , [ст 283].Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования. Москва 2002.

4. Николаева, С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. 2011. N 7. С. 52-64.

5. О.М.Дьяченко, Е.Л. Агаевой.- М.,1991) В книге «Чего на свете не бывает?» представлены словесные игры.

6. Федеральный Нормативно правовые акты государственный образовательный стандарт дошкольного образования пункт 2.6.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области