Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Фольклор Южного Урала в воспитании дошкольников

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Фольклор Южного Урала в воспитании дошкольников

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определены задачи: «формирование у детей гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу». Содержательной направленностью образования в этих условиях является вхождение личности в мировую культуру через национальную и этническую. Осознание себя с дошкольного возраста в качестве объекта и субъекта культуры и истории обеспечит фундамент для развития у воспитанников опыта социокультурной толерантности.

В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного края. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Фольклор, в переводе с английского - "народная мудрость", это народное устное творчество: песни, частушки, прикладное искусство, сказки, танцы, все то, что можно передать из поколения в поколения, накопившую мудрость веков.

Песенный материал, собранный на юге Челябинской области, широко отражает казачьи песенные традиции, так как заселение этой территории происходило в период создания Новой оборонительной линии для охраны южных границ России. Не зря в народе бытует пословица: «Что ни город, то норов, что ни деревня – то обычай». Южный Урал стал своеобразной «фольклорной копилкой», где хранятся произведения песенного творчества, созданные в разных уголках России. Именно поэтому фольклор Южного Урала так многообразен и насыщен разными традициями.

Фольклор — это словесное искусство, включающее в себя: пословицы, частушки, сказки, легенды, мифы, притчи, скороговорки, загадки, былины, сказания и прочее. 

Основная масса произведений устного народного творчества возникли в глубокой древности, однако и сегодня мы используем их даже не подозревая об этом: поём песни и частушки, рассказываем анекдоты и байки, читаем любимые сказки, загадываем друг другу загадки, употребляем в речи поговорки, учим и повторяем скороговорки, говорим заклинания и еще многое другое. 

Своё начало фольклор берет в далекой древности. Он зарождался и возник тогда, когда подавляющее большинство человечества ещё не имело письменности. В песне, загадке, пословице, сказке, былине, других формах фольклора люди вначале формировали свои чувства и эмоции, высказывали их в устном произведении, после передавали свои знания другим: от отца к сыну, от матери к дочери, т.е. из поколения в поколение. Тем самым сохраняли свои мысли, опыт, чувства в умах и головах своих будущих потомков. 

Проходили столетия, менялись условия жизни, менялось мировоззрение народа, старинные обряды теряли в глазах взрослых былую ценность, становились средством увеселения и, наконец, совсем забывались. Почему же они тогда так долго сохраняются в детских играх?

Дело в том, что дети в процессе игр приобретали ценные для жизни качества. На протяжении тысячелетий игры были незаменимым и почти единственным средством физической, военной и умственной подготовки детей, средством нравственного и эстетического воспитания. Народ понимал педагогическую ценность детских игр и всячески заботился об их сохранности.

Колыбельные, песенки, прибаутки, докучные сказки легко усваиваются и создают прекрасный воспитательный эффект. Позже развитию памяти, смекалки, игровым навыкам способствуют загадки, скороговорки, считалки. Собирание детского фольклора началось позднее других видов народной поэзии.

Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений – колыбельных.

1. Колыбельные песни - самый древний жанр, песни-заговоры. Поэтому их основные мотивы – пожелание сна, здоровья, хорошей и долгой жизни. Поются колыбельные песни непрерывно, без разделения текстов, в одной мелодии, в одном укачивающем ритме, пока дитя не уснёт.

Баю-баю, зыбаю,

Пошлём отца за рыбою.

Мать пошлём пелёнки мыть,

Дедушку дрова рубить,

Бабушку уху варить,

Нашу Танечку кормить.

2. Как только ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его начинают забавлять пестушками – пестуют. Цель их в том, чтобы не только развлечь ребенка, но и активизировать его физические способности.

Мы проснулись, потянулись

Вместе солнцу улыбнулись

Здравствуй солнышко - колоколнышко.

3. Потешки

Потешки прекрасный помощник для родителей, они помогают во время игры, массажа. Потешки акцентируют внимание на гласных звуках, и ребенок начинает повторять их вслед за взрослыми, таким образом развивается его речь.

Баба сеяла горох прыг - скок, прыг -скок

Обвалился потолок прыг - скок, прыг - скок,

Баба шла, шла шла, пирожок нашла.

Сеяла поела и дальше пошла.

4. Считалки

С раннего детства (3-5 лет) и до вступления в юность считалка является любимым произведением ребенка. Считалка способствует выработке таких качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества, доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в песне, в танце, в работе, способствует физическому развитию детей.

Катилось яблочко

Мимо сада,

Мимо сада,

Мимо града.

Кто поднимет,

Тот и выйдет.

5. А ещё дети забавляли друг друга прибаутками — небольшими рассказами в стихах.

Дон, дон, дон!

Загорелся козий дом.

Коза выскочила,

Глаза вытращила,

Детей выпустила,

Побежала к кабаку,

Нанюхалась табаку,

Побежала к дубу,И давай бить палку,

Собака амбар-то-поджала,

Да в хвост и убежала.

6. Небылицы — это красочные яркие словесные картинки-перевёртыши, которые составляют мир повседневных впечатлений ребенка.

- Тетушка Ульяна,

Где была? – гуляла?

Садись-ка ты в сани,

Поедем-ка с нами

В новую деревню.

В новой – то деревне

Дивное диво:

Уточка в юбке,

В синем полушубке,

Корова в рогожке,

Петушок в сапожках,

Курочка в серёжках

Скороговорки Любимым жанром детского фольклора являются скороговорки — выражения, построенные на сочетании звуков, затрудняющих быстрое и четкое произнесение слов.

На дворе вдовы Варвары

Два вора дрова воровали.

8. Дразнилки

Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, постоять за себя.

Вор-воришко Украл топоришко. Полез в окошко, Упал в лукошко.

9. Игры

В ряде детских игр мы видим подражание трудовой деятельности взрослых. Так, например, в играх «Репка», «Редька» и «Хрен» изображается выдергивание названных овощей, в игре «Просо» дети руками показывают, как просо сеют, полют, косят и сушат. В игре «Охотники» имитируется охота на диких зверей и т. п.

Желающий начать игру в прятки многократно выкрикивает, идя по улице:

- Кто в прятки идет

- Собираю народ!

Игра «Горелки»

Одна из народных зимних игр. Дети выстраиваются в колонну по двое, держась за руки. Ведущий становится к ним спиной в нескольких шагах и произносит:

«Гори-гори ясно, чтоб не погасло! Раз, два, три – последняя пара беги!» Ребята, которые стоят последними в колонне, быстро перебегают и встают впереди. Ведущий же должен поторопиться, чтобы опередить их, заняв одно место первой пары. Кому места не хватило, сам становится «водой», который сам назначает бегущую пару (последнюю, вторую, четвертую и т.п.).

Игровые приговоры

- «Поп, поп, на чем стоишь? — На мосту

— Что пьешь? —Квас.

— Лови мышей, а не нас».

Или:

- «Где стоишь? — На мосту.

— Что продаешь? — Квас.

— Ищи три года нас!».

Более разнообразны эти приговоры при игре в жмурки. Иногда они в форме диалога:

Часто применяется тот же приговор в форме обычного стихотворения с парной рифмой:

- Иди на порог, там есть творог.

- Повернись пять раз — лови мышей, а не нас».

Сигналом начала игры служит приговор: «Солнце разгорается, игра начинается».

11. Во время праздников совершались различные обряды, которые называются «календарными». Многие века хороводы были частью календарных обрядов. Хороводы, хороводно-игровые песни были важнейшим средством обучения подрастающего поколения поэтическому и танцевальному искусству:

«А мы просо сеяли», «Бояре, а мы к вам пришли», «В хороводе были мы», «Как сеют мак», «Баба сеяла горох», «Как у бабки у Маланьи» и некоторые другие. Широко распространена шуточная народная песня «Каравай».

«Плетень»

(Держась за верёвку дети идут за ведущим, запутывая и распутывая хоровод)

Заплетися плетень, заплетися!

Завяжися узел, завяжися!

Как заплёлся плетень, как заплёлся!

Завязался узел, завязался!

Расплетися плетень, расплетися1

Развяжися узел, развяжися!

Как расплёлся плетень, как расплёлся!

Развязался узел, развязался!

Календарные обряды сопровождались специальными песнями, которые назывались колядками, масленичными песнями, веснянками, закличками и т. д.

12. Круг годовых (календарных) обрядов открывался новогодними святками. Во время святок проводились различные игры, ряжения, колядование (хождение по дворам) с пением новогодних песенок, которые назывались колядками.

Пришла Коляда накануне Рождества.

Мы ходили, мы искали Коляду святую

По всем дворам, по проулочкам!

13. Масленица - самый веселый, самый разгульный народный праздник, продолжавшийся целую неделю (с понедельника до воскресенья). Пекли блины, оладьи, пироги, ездили на лошадях, катались с гор на санках, играли в снежки, взятие снежной крепости, устраивали борьбу, кулачные бои, сжигали чучело Масленицы, распевали масленичные песни.

Ты не в среду-то пришла

И не в пятницу,

Ты пришла в воскресенье,

Всю неделюшку веселье.

14. Призывами весны служили и специальные короткие песни — веснянки, заклички. Обращаясь к солнцу, радуге, дождю и ветру, жаворонкам и куликам, дети, как правило, не проговаривают, а напевают свои заклички. Развешивали на деревьях птиц и животных из теста, картона, глины, устраивали свистопляски (плясали под игру свистулек).

Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью.

С радостью великою,

С милостью богатою.

15. После пасхи праздновали Троицу. Вязали венки, ленточки на берёзы, водили хороводы, пели песни: «В троицу венки вязали…», «Заплетися, плетень».

Фольклор играет огромную роль в развитии духовности детей. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры — это то неоценимое богатство нашего народа, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области